История Казахстана, 8 класс Тема: Борьба казахского народа против джунгарского нашествия.


Проект "Развитие критического мышления через чтение письмо" не отрицает полезное традиционной методики обучения. Он дает возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное – создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе неизвестное. Сила и оригинальность этого проекта, состоит в том, что её создатели выстроили новую систему методов и приёмов обучения.
Стратегии критического мышления позволяют превратить учение из рутинной работы в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу. Данный урок поможет учителям истории в использовании приемов индивидуальной, групповой, парной работы учащихся на уроках. На уроке "Борьба казахского народа против джунгарского нашествия" используются стратегии: составление кластера, таксономия Блума, дневник двойной записи.
Данный урок особенно интересен учителям, работающим по проекту "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Деятельность учителя – это вечный поиск интересного, полезного, необходимого. Желаем всем находиться в состоянии этого поиска, ведь "кто ищет, тот всегда найдет".
Урок по истории Казахстана
с использованием проекта
«Развитие критического мышления
через чтение и письмо»
Учитель истории, высшей категории
школы-лицея№ 28 г. Филиппова Людмила Павловна
Казахстан, Западно-Казахстанская область, г. Уральск
История Казахстана, 8 класс
Тема: "Борьба казахского народа против джунгарского нашествия".
Цель:развивать у учащихся способность делать выводы о том, что именно благодаря усилиям народных масс, выдвинувших из своей среды крупных предводителей народного ополчения, была сохранена территориальная целостность Казахстана.
Задачи:по окончании урока учащиеся смогут:
назвать даты основных битв казахов с джунгарами, "Годы Великого бедствия"
назвать основных участников этих событий
определить роль хана Абулхаира в борьбе с джунгарами
определить причины неудач в борьбе с джунгарами
определить пути организации освободительной борьбы с джунгарами
оценить последствия джунгарского нашествия
приобрести навыки самостоятельной работы
смогут приобрести навыки работы с документами
Оценка:1. Дневник двойной записи
2. Таксономия Блума
3. Свободное письмо
4. Карточки выхода
Источники и управление временем:
Побуждение – 5 минут
Осмысление – 30 минут
Рефлексия – 7 минут
Заключение – 3 минуты
Ход урока
I. Побуждение
На стадии побуждении учитель предлагает учащимся составить кластер по теме "Джунгарское нашествие", используя знания, полученные в 7 классе. Этот прием активизирует память учащихся, концентрирует внимание на теме урока
1. Стратегия "Кластер I"
Учащиеся составляют кластер "Джунгарское нашествие" (знания, полученные в 7 кл.). Кластер заполняется синим цветом. Работа по составлению кластера будет продолжена на этапе "Рефлексия" красным цветом
Образование джунгарского государства – 1635
1. Западная Монголия
Джунгарское нашествие
2. Ойраты
3. Основатель хунтайши Батыр
Джунгарское нашествие в XVII в.
1635, 1643, 1652
крупные сражения,
в которых казахи добились побед
1668 джунгары захватили
Восточный Туркестан
II. Осмысление
Вводное слово учителя о политическом и экономическом положении Казахстана в первой четверти XVIII в.
В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов возникла со стороны джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах пика упрочения своего военного потенциала. Вторжение джунгарских войск в 1711-1717 гг. подточила силы казахов. Используя свое военное превосходство, джунгарские войска временно оккупировали часть Жетысу, передовые их отряды дошли до реки Сарысу в Центральном Казахстане.
1. Стратегия "Дневник двойной записи"
Почему Ч. Валиханов и А. Левшин дают характеристику первой четверти XVIII века как ужасного, рокового периода в жизни казахского общества.
Цитаты Комментарии
1."Печальное положение своих земляков с положением зайца, которого преследует целая свора гончих" 1.В первое десятилетие XVIII века на казахов нападали джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки, башкиры, громили их улусы, отгоняли скот
2."Холодные зимы, гололедица и голод увеличивали их бедствия" 2.Скот угоняли, значит зимой и весной будет голод, природа усугубляла положение казахов
3."Переходы сил повлекло за собою неминуемое разорение и гибель" 3.Казахские роды вынуждены были откочевывать к среднеазиатским территориям и границам России
Учащиеся работают с документами, которые характеризуют "Годы Великого бедствия". Лист делится на две части, с левой стороны ученики выписывают фразы из текста, которые они считают наиболее важными, а справа пишут комментарии к ним. Индивидуальная работа, обмен мнениями в парах, выступление
Документы
"Первое десятилетие XVIII в. было ужасным временем в жизни киргизского народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли их скот и уводили в плен киргизов целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесное испытание, увеличивали их бедствия. Один киргизский родоначальник в Оренбурге сравнивал печальное положение своих земляков с положением зайца, которого преследует целая свора гончих. 1723 год особенно памятен киргизам своим роковым характером и сохранился в народной памяти…"
Валиханов Ч.
"Абылай"
…Переходы сил (т.е. отступление к среднеазиатским пределам, к границам России) повлекло за собою неминуемое разорение и гибель…Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голода, другие бросали жен и детей своих...
Левшин А. И.
"Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей"
На основании ответов учащихся учитель делает вывод о том, почему 1723-1727 гг. названы в народе "Годы Великого бедствия"
2. Стратегия "Таксономия Блума"
Учащиеся составляют вопросы и отвечают на них. Вопросы делятся на "тонкие", требующие однозначного ответа и на вопросы "толстые", требующие размышления, анализа и оценки события
Почему казахскому народу, несмотря на все усилия, не удалось отразить агрессию Джунгарии?
Учащиеся работают с текстом учебник, составляют вопросы
Индивидуальная работа, работа в парах, ответы на вопросы
Пример:
Вопросы Комментарии
"тонкие" вопросы 1.Какое вооружение было у казахов? Оно состояло в основном из луков, сабель, копии, незначительная часть сарбазов была вооружена фитильными ружьями
2.Какое преимущество в вооружении было у джунгар? Наличие артиллерии у джунгар ставило их в более выгодное положение
"толстые" вопросы 1.Какая внутриполитическая обстановка сложилась в Казахстане в период джунгарского нашествия? Родоплеменные распри, политическая нестабильность в казахских жузах
2.Что необходимо было делать для организации освободительной борьбы казахского народа против джунгар? Объединение всех сил народа на борьбу с джунгарами, прекращение родоплеменной распри
В результате ответов на вопросы учитель подводит учащихся к выводу о необходимости консолидации всех сил казахского общества, так как сила любого народа в его единстве.
3. Стратегия "Кластер II"
Разбирается вопрос "Организация борьбы казахского народа против джунгарского нашествия". Учащиеся составляют вторую часть кластера красным цветом. При разборе материала особое внимание необходимо уделить работе с настенной картой. Это усиливает зрительное восприятие учащихся и облегчает запоминание.

III. Рефлексия
На этом этапе делается основные выводы по теме урока.
1. Стратегия «Свободное письмо»
"Определите , каковы последствия освободительной борьбы казахов против джунгарского нашествия?"
Индивидуальная работа, выступление. Учитель подводит учащихся к следующей теме: "Присоединение Младшего жуза к России"
Пример: "Усилиями народных масс все же сохранилась территориальная целостность государства, но по-прежнему осталась угроза со стороны Джунгарии. В сложившейся ситуации следовало найти правильное политическое решение вопроса: дать правительству России юридическое основание для открытого вмешательства в джунгаро-казахский конфликт"
IV. Заключение
Стратегия "Карточки выхода"
Ученики должны записать:
Наиболее важную идею темы
Наиболее важный вопрос по теме
Одно общее замечание или комментарий по теме