Проектная деятельность в детском саду От прошлого к настоящему


Проект
« История часов"
«История часов»
Человек, который понапрасну
теряет время замечает, как стареет.
Е. Шварц
Проблема, актуальность темы.
Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности. Часы! Какая распространенная  и  всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись,   они с нами повсюду.  Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду  и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие -  квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине  не увезешь.    Как много значат в нашей жизни эти  маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Часы». 
Тема: «История часов» возникла в соответствии с реализацией «Программы от рождения до школы» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок: ориентировка во времени.
Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея: разные виды часов.
  Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка и было задачей данного проекта. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивным созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.
  Одно из требований, предъявляемых к расположению музея, было следующим: он обязательно должен вписываться в интерьер помещения. И мы попытались органично «вписать» музей в интерьер нашей группы. Экспонаты располагаются на полках.
Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей .ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта :-  Творческо – информационный
Продолжительность: долгосрочный
Участники : дети, воспитатели, родители воспитанников.
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.Задачи: - Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.   - Закрепить  знания о принципе их работы и роли в жизни человека.- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
- научить определять время с точностью до получаса.
 
Прогнозируемый результат реализации проекта
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что  давным-давно были : солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности  по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В процессе создания нашего музея нам пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.- Систематизация материала по данному вопросу.- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».- Изучение научной литературы по данному вопросу.- Подбор художественной, энциклопедической литературы.- Изготовление альбома «Виды часов».- Подготовить оборудование для изготовления водяных часов, огненных часов, цветочных часов.- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.- Подбор материалов для проведения исследования.- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).
  В начале работы мы (дети, воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения. Мини-музеи получился индивидуальный, и по оформлению и по содержанию.
2 этап- основной
  Следуя своей модели, мы создали мини-музей в группе. Большую роль в этом процессе сыграли родители, сотрудники которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа мы вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею.
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах».- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы»  Мирошникова Ирина , «Стихи про часы и о времени».- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…». - Чтение познавательной литературы о различных видах часов.- Рассматривание иллюстраций часов.- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.- Рисование часов. Дидактическая игра «Путешествие в страну часов»- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).- Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».НОД ОО «Социализация»  с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов- Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).- Просьба принести для мини-музея группы «Часы» интересные экспонаты.- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов).
-НОД  ФЭМП « Время», Новикова « Математика в детском саду»
3 этап- заключительный
Цель: обобщение полученного опыта.- Создание мини- музея «Часы»- Создание коллекции современных часов, карманных часов.- Создание альбома «Часы»- Изготовление макетов цветочных часов, огненных часов, водяных часов.- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.- Подборка энциклопедий «Часы».
Участие в смотре-конкурсе мини-музеев детского сада.
ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ
   Мини-музеи в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
   Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музея, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи — о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы и всего детского сада.
  Экспонаты мини – музея используются для проведения различных занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.
   Благодаря проекту, мы получили возможность «погружения» в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.)
Предварительная работа.
1. Рассматривание рисунков и фотографий с разными часами.
• Формирование у детей интереса к коллекционированию.
• Развитие представлений о времени у дошкольников.
• Воспитание бережного отношения к экспонатам.
• Пополнение экспонатов.
2. Чтение литературных произведений: «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок», «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки.
3. Использование дидактических игр: «Всё о времени», «Учим часики»,
4. «Узнай время», «Времена года», «Время суток».
5. Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».
6. Игры - драматизации для малышей о времени.
Роль родителей в реализации проекта.
- Участие в сборе экспонатов.
- Развлечение «История часов, или какие бывают часы? ».
- Консультация «История возникновения часов», «Восточный календарь», «Календарь на глиняном сосуде».
Участие специалистов в осуществлении проекта:
- сбор экспонатов музея
- подбор методического материала
Продукт проектной деятельности.
Создание мини – музея «История часов»
Раздел "Природные часы".
В данном разделе имеется следующее:
 Солнце
  (аппликация). Изначально, пока человек еще не изобрел часы, ориентироваться во времени ему помогала сама природа. Солнце можно назвать первыми часами. Многие люди просыпаются и начинают свой день с первыми лучами солнца. В давние времена даже договаривались о каком - нибудь деле, ориентируясь на положение солнца. Например, в старину мама могла наказывать детям: "Гуляйте, но как только солнце окажется в самом зените (в самой верхней точке, приходите обедать. А когда солнышко коснется верхушки леса, пригоните корову с пастбища".
петушок
  (игрушка). Когда древний человек стал приручать животных, у него появился еще один помощник в ориентировке во времени - петух. Человек заметил, что петушок по утрам и вечерам поет примерно в одно и то же время. Да не один раз, а целых три. Первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще и не показалась, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договорится и о встрече. Например, говорили так: "Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов".
Раздел "Часы древних времен".
В данном разделе имеются
-
песочные часы.   Первые песочные часы появились, когда люди научились изготавливать прозрачное стекло (Западная Европа, XII в.) . в такие часы насыпали определенное количество песка, например на 1 минуту, на 5 минут, на 1 час. Когда песок из верхней части пересыпался в нижнюю, часы переворачивались.
модель водяных часов.   Такие часы использовались в Древней Греции в судах эти часы измеряли время, за которое участник спора мог произнести речь. Если решался простой вопрос, например, кому принадлежала коза, судья наливал в чашу воду ("заводил часы") и предлагал одному из спорящих произнести речь в свою защиту. Фраза "ваше время истекло" означает конец речи. Она существует в нашей речи до сих пор.
Изготовление водяных часов.
   Модель водяных часов можно изготовить из пластиковой бутылки (1, 5 л). отрезать верхнюю часть бутылки и сделать в пробке отверстие - проткнуть шилом. В верхний сосуд с небольшим отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-чёрточки: сколько воды вылилось. Столько и времени прошло.
модель огненных часов
 Особую свечу придумали в Испании. По всей ее длине 24 деления (количество часов в сутках). Сгорая, свеча уменьшалась за 1 час на одно деление. Слуга, следившей за часами - свечой, докладывая королю: "Ваше величество, один час прошел! "
 
Итоговое мероприятие: “Открытие музея часов”.
 
Используемая литература
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 20012. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 19913. Гризик  .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 19954. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 145. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить  дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 20006. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,20047. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 438. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 109. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006