РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Ботова К.А.
МБОУ НШ №24
Формирование творческой личности, умеющей оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуация, действовать инициативно и креативно – является главной задачей для современной начальной школы. Высокоразвитое воображение и умение создавать нечто оригинальное, отличающееся от обыденного – основные составляющие творческой личности.
В современном энциклопедическом словаре понятие «творчество» определяется, как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью [7, 56].
Н.А.Бердяев считает: «Творчество – абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, откровение самой человеческой природы» [6, 35].
А. Карманов выделяет «творчество», как уникальную компиляцию, понятную для творца и непонятную для окружающих.[6, 76].
Высказывания ученых, так или иначе, выделяют общее в понятии «творчество» - это порождение чего-то нового, оригинального и близкого духовно по отношению к своему творцу.
Творческое воображение же базируется на создании новых образов и идей, представляющих определённую ценность.
Для современной начальной школы делается социальный заказ, который предполагает развитие творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы. Также достаточно актуально в современной системе развивающего обучения встаёт вопрос о развитии творчества, как вида деятельности, который имеет развивающую функцию. В настоящее время, очевидно, что дети перестают читать, так как появляется множество источников знаний, и разработка и организация творческих работ для начальной школы помогут развить интерес к литературному чтению в начальной школе.
Для творческого развития на данный момент существует огромное количество перспектив: появляются различные электронные технологии, множество материала для творчества, свободный доступ к различной информации.
Творческие люди - двигатель прогресса, так как само по себе творчество - это создание нового. Привить креативность личности, возможно, начиная с раннего детства, пока больше свободного времени у ребёнка и более развита фантазия. Изучением данной проблемы занимались такие учёные и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новолянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец и другие.
Особенно она характерна для нашего государства, в котором долгие годы свободомыслящих, творческих людей притесняли и ущемляли в правах. Сейчас же политическая система страны устойчиво изменилась, есть все возможности для воспитания талантов. Для реализации данных идей необходимо дидактическое обновление образовательного процесса, создание качественно новой системы развития творческой личности. «Погружение в творчество» должно быть обеспечено грамотным сочетанием и чередованием форм, методов и приёмов организации творческой деятельности детей на каждой ступени образования с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, соблюдения принципов доступности. Таким образом, актуальность проблемы диктует вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения [5, с.44].
Бесценную помощь при работе по формированию и развитию творческих способностей младшего возраста оказывают уроки литературного чтения, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. Этому способствуют различные приемы и методы, которые учитель использует на уроках литературного чтения.
Например, одной из форм творческой работы может быть создание собственного произведения. Как правило, это сказки, рассказы, истории. К примеру, после изучения стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» (Школа 21 века 3 класс) можно дать творческую работу: написать рассказ об осени.
Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнанна творческая деятельность ребёнка. Творческая деятельность предполагает работу не только на основе прочитанного, но и собственное авторское творчество. В современном обучении чтению и литературе реализуется лозунг, выдвинутый известным методистом М.А. Рыбниковой: «От маленького писателя к большому читателю» [3, с.5].
В программе Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко «Азбука словесного искусства» заложено обязательное написание сочинений-подражаний с установкой на определённый сюжет. В программе «Литературное чтение» В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой есть блок «Обогащение и развитие творческой деятельности, опыта, направленного эмоционально-чувственного отношения к действительности».
Для развития творческого воображения на уроках литературного чтения можно применить следующий вид деятельности: например, журнал «Небылица».
Урок литературного чтения в начальной школе проводится в виде соревнования. Класс делится на две команды. Каждая команда – это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку. На самом интересном месте ведущий останавливает со словами: «Продолжение следует в журнале «…» в номере «…». Учащийся, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Учащийся должен сказать: «Продолжение следует в журнале «…» в номере «…». Прервать сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «…» в номере «…».
Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности. Л.С. Выготский придавал большое значение воображению: «Активизация воображения личности не происходит сама по себе, а для этого необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействия». Из этого следует, что дальнейшее становление творческого воображения младшего школьника зависит, прежде всего, от методов и приёмов развивающего обучения и воспитания, которые учитель применяет на уроках литературного чтения.
Л.С. Выготский пишет, что различают два вида воображения: активное и пассивное. Пассивное воображение протекает без заранее поставленной цели и появляется в сновидениях, грезах, иллюзиях. Активное воображение отличается целенаправленностью и сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего воображения, творческого воображения и мечты. В школьном возрасте воображение включено в процесс учения и творческую деятельность. В преподавании всех учебных предметов, и в частности литературного чтения, открываются большие возможности формирования воссоздающего и творческого воображения. Необходимо как можно больше включить в практику виды деятельности, направленные на активизацию процессов воображения [1, с.98].
Выполнение заданий на создание собственных произведений способствуют развитию творческого воображение младшего школьника, а также содействуют развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, расширению познавательных и творческих возможностей. Развитие творческого воображения учащихся, а также повышение мотивации к уроку «литературное чтение» зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме. На таком уроке литературного чтения развивается не только творческое воображение, но и закладываются основы духовности и нравственности.
Литература
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя. Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991, 345 с.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение. 2 класс. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2006 , 176 с.
Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков. В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007, 334с.
Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся. /А.В. Никитина // Начальная школа. – 2001. - № 10. – С. 34
Новолодская, Е.Г. Валеологические спектакли. / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. - 2006. - №5. - С.12.)
Серавин, А.И. Исследование творчества. А.И. Серавин. - СПб.: «Копи-Парк», 2005. - 200 с.
Современный Энциклопедический Словарь // Большая Российская Энциклопедия. - М, 1997. – с. 601