Открытый урок на тему: «Развитие творческого воображения на начальном этапе обучения»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств г.Нерюнгри
План-конспект
открытого урока
с учащейся 1 класса отделения фортепиано
ДШИ г.Нерюнгри
Федоровой ЕсениейНа тему: «Развитие творческого воображения на начальном этапе обучения»
преподавателя
Митрушкиной
Татьяны Дмитриевны
Тип занятия: комплексное применение знаний, умений и навыков на данном этапе обучения.
Тема урока: Развитие творческого воображения на начальном этапе обучения.
Цели урока:
- Обучающие - научить ребенка грамотно исполнять данное произведение;
- Развивающие - развить творческое воображения при работе над музыкальным произведением;
- Воспитательные: привитие навыков воплощением художественного образа при исполнении произведений.Задачи урока: Развитие навыков творческого воображения.
Методы и приемы:
- Наглядно-слуховой;
- Сочинение сюжетов;
- Словесный;
- Практический;
- Образно-творческий.
Реализуемые педагогические технологии: в процессе урока использованы художественные рисунки к произведениям, которые помогают включить музыкальный образ данных произведений; также сочинение сюжетов на конкретное произведение.
Оборудование: фортепиано, наглядные пособия (рисунки к произведениям, стихи)
Ожидаемый результат: закрепить умение творчески мыслить, а также умение воплотить художественный образ в произведениях.
Ход урока:
Организационный момент – сообщение о цели и задачах урока.
Вступительное слово.
Практическая часть урока:
Исполнение пьес ученицей;
Представление рисунков к данным пьесам;
Сочинение стихов-подтекстовок к произведениям.
Домашнее задание.
Обобщение урока.
Основная часть урока развитие творческого воображения на начальном этапе обучения по классу фортепиано с учащейся 1 класса Федоровой ЕсениейВ 1 классе приходят дети с различной подготовкой, с разным уровнем интеллекта. Многие из них умеют логически мыслить, фантазировать на любую тему, а многих надо всему учить, развивать и в музыкальном, и в творческом плане. Всех их объединяет одно – это желание поскорее научиться играть на фортепиано. Перед учителем становится задача научить ребенка понимать исполняемую музыку, любить работать над пьесами, научиться преодолевать технические трудности при исполнении произведений.
Творческое воображение - главный источник в выполнении этих задач.
Ученица играет К.Черни-Гермер Этюд №23. В ее воображении – это щенок, который хочет быть другом хозяина и в разных ситуациях (музыкальных эпизодах) проявляет свой характер: яркий, решительный – это аккорды. Играем их крепко, собранно, придумываем стихи. Пассаж в левой руке не получается на одном движении - придумываем что наш щенок бежит по ровной дороге. Заставляем хорошо работать пальцами. Разбиваем пассаж на несколько звеньев, работаем над ровным звуком по звеньям, а затем объединяем. Результат – положительный.
Затем ученица играет произведение целиком, в характере, надлежащем темпе.
Следующее произведение Д.Кабалевского «Клоуны». У нас два рисунка, два образа клоуна: один - яркий, веселый, подвижный толстячок; второй – робкий, но тоже подвижный. А в конце они вместе выступают на сцене.
Работаем над характерами обоих клоунов:
I – яркий, плотный звук;
II – выразительно, но тихо.Заключение - клоуны веселят зрителей вдвоем.
С. Майкапар Полька – произведение как из музыкальной шкатулки. Представляем театральную сцену, где танцуют куклы. Поэтому верхний регистр. Точнее опоры на ильную долю .Длинные пассажи – это движение кукол по сцене.
А дальше переносимся в эпоху Баха, в эпоху старинных танцев, где большие залы, очень нарядные принцы и принцессы. У принцесс высокие красивые прически, пышные платья, а у принцев туфли с пряжками на каблуках и тоже красивые одежды. Представляем рисунок И.Бах Менуэт – ученица играет, а потом рассказывает о разных партиях – образах в произведении. Скачки – это тоже движения пар, длинные пассажи – это повороты в танце.
Все произведения очень нравятся ребенку, он с удовольствием фантазирует, представляя тот или иной образ, сочиняет стихи и хочет придумывать сюжеты для других произведений.
На уроке представлены различные произведения, разных характеров, а значит и образы разные.
Для успешного исполнения каждого произведения был придуман художественный образ, который помогал в решении поставленных задач. А самое главное – это интересная, увлекательная работа.
Заключение: Подводя итоги сказанному, хочется отметить, что работа над произведениями, особенно на начальном этапе в 1 классе – сложный кропотливы процесс. Для облегчения этой работы очень полезно сочинять стихи с ребенком вместе, придумывать разные образы, делать рисунки. Ребенка это увлекает, и любые технические трудности преодолеваются легче, быстрее и не превращаются в скучную работу.