Рабочая программа по предмету: Окружающий мир, 4 класс. На основе образовательной системы Школа 2100.ФГОС.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Окружающему миру» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутианом и др, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100».
В 4 классе на уроки окружающего мира отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1: «Человек и природа»
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Человек и его строение. Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:
- органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья;
- правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах;
уметь:
- определять температуру тела человека с помощью термометра;
- распознавать органы человека;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах.

Происхождение человека. Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:
- теорию происхождения человека от человекообразной обезьяны;
- понятие эволюция;
уметь:
- объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки воздействия человека на природу;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

Рукотворная природа. Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера, и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:
- что такое окружающий мир и как человек познает природу, общество, самого себя;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
- состояния и свойства веществ; связи живой и неживой природы;
- значение бережного отношения к воде и живой природе;
- историю развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения;
уметь:
- различать неживую и живую природу;
- давать краткую характеристику неживой и живой природы;
- отличать объекты природы от изделий труда человека;
- различать разные состояния воды;
- применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки воздействия человека на природу;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
Раздел 2: «Человек и человечество»
Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Человек и его внутренний мир. Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- понятия биологической и общественной природы человека;
- факторы, определяющие формирование личности человека;
- понятия: черты характера, оптимист, пессимист, эмоции;
- дорожные знаки и их группы, историю возникновения и развития дорожных знаков;
уметь:
- объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки;
- слушать других участников диалога;
- объяснить разные сигналы светофора и регулировщика;
- различать предупредительные сигналы транспортных средств.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о характере человека.

Человек и общество. Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- существование неотъемлемых личных прав человека;
- основные законы, регулирующие права человека, и их соблюдение;
- дорожную разметку и её предназначение;
уметь:
- уважительно относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях:
- пропагандировать ПДД среди воспитанников детских садов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

Картина всемирной истории человечества. Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
Человек и многоликое человечество. Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:
- понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха;
- общие требования по ПДД к водителям и велосипедистам;
уметь:
- ориентироваться в историческом времени: вести счет времени по эрам, векам, годам;
- определять по году век, последовательность и длительность событий;
- работать с текстом учебной статьи;
- пользоваться велосипедом как транспортным средством на дорогах.
использовать приобретенные практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- определения последовательности событий.
Человек и единое человечество. Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
Обобщающее повторение.
Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Учебник «Окружающий мир» для 4-го класса часть 1 «Человек и природа» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир часть 1 Человек и природа» А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир часть 1 Человек и природа 4-й класс» А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина
Учебник «Окружающий мир» для 4-го класса часть 2 «Человек и человечество» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова, С.В.Тырин
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир часть 2 «Человек и человечество» Данилов Д.Д., Е.В.Сизова, Е.И.Стойка
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир часть 2 Человек и человечество 4-й класс» Е.В.Сизова, Е.И.Стойка
   К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках окружающего мира, относятся: ноутбук, МФУ, телевизор.
Интернет – ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
-об изготовление орудий труда и возникновении речи как об основном отличии человека от животных;
- об основных органах и системах органов человека, их функциях;
- о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;
- об основных этапах становления человека и его разума;
- важность воды для жизни живых организмов и человека;
- основные свойства льда, воды, пара (как твердого тела, жидкости и газа);
- основные свойства воздуха (как газа);
- применение важнейших полезных ископаемых;
- об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;
- о единственной стратегии выживания человечества
- вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы.

Учащиеся должны уметь:
- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
- объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме, и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения ;
- ухаживать за своим телом;
- составлять правильный режим дня;
- рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края;
- описывать жилища, предметы быта, одежду разных времен отечественной истории;
- называть наиболее значительные памятники культуры Отечества и родного края, имена их созидателей;
- описывать герб и флаг России, герб родного города;
- применять счет лет в истории;
- показывать на карте исторические объекты. читать несложные карты с порой на их легенду;
- выделять главное в тексте учебника, пересказывать содержание, самостоятельно строить рассказ;
- объяснять отдельные исторические термины;
- связно и логично отвечать на вопросы;
- самостоятельно выполнять творческие задания;
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
2) развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые не обходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе того объема знаний, которым обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Оценка усвоения знаний может осуществляться через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Третьеклассник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объем заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определения понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни.
Уровень проверочных и контрольных заданий различается своей сложностью. Объем заданий определяется, исходя из уровня знаний учеников.
В проверочных и контрольных работах отмечен уровень заданий (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики; акцент сделан на обязательный минимум и самые важнейшие положения максимума - с их помощью осуществляется тематический контроль и подготовка к итоговому контролю.
Проверочные работы предназначены для тематического контроля с целью получения информации об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут на любом из комбинированных уроков. Детям предлагается выполнить 2-4 задания, при этом указывается, какое именно умение проверяет каждое задание.
В контрольных работах акцент сделан на обязательный минимум знаний - он является основой для итогового контроля группы тем. Контрольная работа выполняется на специальном уроке.
Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Такое накопительное и формирующее оценивание учит школьников планировать свои действия. Третьеклассники должны постоянно видеть результаты своей работы. Для этого используются таблица требований по предмету в «Дневнике школьника» и портфель достижений школьника.
В таблице требований по предмету в «Дневнике школьника» ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений.
В портфель достижений помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Оценка ученика по универсальной шкале трёх уровней успешности
Уровень успешности
Отметка
Пояснения

Не достигнут необходимый уровень.
«2» - неудовлетворительно
Не решена типовая, много раз отработанная задача.

1. Необходимый уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.
«3» - удовлетворительно
Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).


«4» - хорошо
Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

2. Программный уровень - решение нестандартной задачи, где потребовалось применить:
- новые, получаемые в данный момент знания;
- прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
«4+»
приближается к отлично
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).


«5» - отлично
Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

Третий уровень - особый, необязательный для всех учеников, фиксирующий их исключительные успехи

3. Максимальный уровень - решение задачи на неизученный материал, которое потребовало:
- самостоятельно добытых, не полученных на уроке знаний;
- новых, самостоятельно приобретённых умений.
«5+» -
превосходно
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).


«5 и 5» -
превосходно
Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

Оценивается любое, особенно успешное действие, балльно фиксируется только решение полноценной задачи.
За каждую учебную задачу или их группу, показывающую овладение учеником отдельным умением, ставится своя, отдельная отметка.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз).
Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа: - поиск ошибки; - выбор ответа; - продолжение или исправление высказывания. Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся. Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Оценка тестов. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.























ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ

п/п
Дата
Темы


План
Факт


Часть 1. Человек и природа

Раздел 1. Как работает организм человека

2


Проверочная работа №1 по теме «Как устроен организм человека»

3


Проверочная работа №2 по теме «Кожа и опорно-двигательная система»

5


Проверочная работа №3 по теме «Пищеварение и выделение»

8


Проверочная работа №4 по теме «Дыхание и кровообращение»

9


Проверочная работа №5 по теме «Нервная система»

11


Проверочная работа №6 по теме «Органы чувств»

13


Проверочная работа №7 по теме «Родители и дети. Отчего мы иногда болеем»

15


Проверочная работа №8 по теме «Происхождение человека»

16


Контрольная работа №1 по теме «Как работает организм человека»

Раздел 2. Рукотворная природа (18 часов)

18




Проверочная работа №9 по теме «Рукотворная жизнь»

19


Проверочная работа №10 по теме «Покорение силы»

21


Проверочная работа №11 по теме «Свойства воды»

23


Проверочная работа №12 по теме «Свойства воздуха»

25


Проверочная работа №13 по теме «Горные породы и минералы»

27


Проверочная работа №14 по теме «Металлы»

29


Проверочная работа №15 по теме «Приручение огня»

31


Проверочная работа №16 по теме «Как нам жить»

32


Контрольная работа №2 по теме «Рукотворная природа»

Часть 2. Человек и человечество (36 часов)

Раздел 1. Человек и его внутренний мир (6 часов)

35


Итоговая контрольная работа № 3по теме: «Человек и природа»

40


Проверочная работа № 1 по теме «Человек и его внутренний мир»

Раздел 2. Человек в мире людей (6 часа)

46


Контрольная работа №1 по теме «Человек в мире людей»

Раздел 3. Человек и прошлое человечества (10 часов)

56


Проверочная работа №2 по теме «Человек и прошлое человечества»

Раздел 4. Человек и многоликое человечество (4 часа)

60


Проверочная работа № 3 по теме «Человек и многоликое человечество»

Раздел 5. Человек и единое человечество (5 часов)

65


Контрольная работа №2 по теме «Человек и единое человечество»



Сводная таблица достижения результатов обучения по окружающему миру
· в четвертом классе

Линии
развития

Планируемые результаты
Фамилия, имя учащегося






















Объяснять мир
Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека




















Применять знания о своем организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.)




















Называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твердых тел




















Объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых




















Объяснять, в чем главное отличие человека от животных




















Находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения




















По поведению людей узнавать особенности их внутреннего духовного мира (эмоции, черты характера)




















Отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества




















Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов



















Определять свое отношение к миру
Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно




















Доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам




















Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество




















Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений




















Фиксация результатов с помощью двухуровневой оценки: « + » - справляется, « - » - необходима тренировка.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

п/п
Дата
Темы
Кол-во
часов
Планируемые результаты
Вид контроля


План
Факт


Предметные
Метапредметные и
личностные (УУД)


Часть 1. Человек и природа (34 часа)

Раздел 1. Как работает организм человека (16 часов)

1


Как устроен организм человека.

1
Знать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль.
Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органах чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе.
Уметь называть системы органов у человека
Знать, что кожа защищает организм от трения, легких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания.
Уметь составлять правила ухода за кожей; рассказывать, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при работе с ядовитыми веществами, при шитье и вязании
Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться.
Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для того чтобы избежать переломов и вывихов
Знать, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами.
Уметь называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы
Знать, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды.
Уметь называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения
Знать, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела.
Уметь называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма; называть способы, с помощью которых можно не заразить друзей, навестивших тебя во время болезни
Знать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме.
Уметь называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов
Знать, что кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия.
Уметь называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови
Знать, что нервная система управляет работой каждого органа и всего организма; что большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта.
Уметь называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека
Знать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека; что он дает наиболее полную информацию об окружающем мире на расстоянии.
Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения
Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.
Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств
Знать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребенка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защите семьи; что оба родителя и все человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей.
Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье
Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать.
Уметь рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки
Знать, что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумать свои действия; что общаются люди с помощью речи.
Уметь называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека от животных
Знать, что с тех пор, как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главным условием развития человека.
Уметь объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться по нашей планете
Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека».
Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи
Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные: - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Текущий

2


Кожа – «пограничник» организма
Проверочная работа №1 по теме «Как устроен организм человека»
1


Проверочная работа №1

3


Как человек двигается. Проверочная работа №2 по теме «Кожа и опорно-двигательная система»
1


Проверочная работа №2

4


Путешествие бутерброда


1


Текущий

5


Как удаляются ненужные вещества.
Проверочная работа №3 по теме «Пищеварение и выделение»
1


Проверочная работа №3

6


Для чего и как мы дышим


1


Текущий

7


Волшебная восьмерка


1


Текущий

8


Что такое кровь.
Проверочная работа №4 по теме «Дыхание и кровообращение»
1


Проверочная работа№4

9


Почему наш организм работает слажено. Проверочная работа №5 по теме «Нервная система»
1


Проверочная работа №

10


Окна в окружающий мир


1


Текущий

11


Многогранный мир чувств.
Проверочная работа №6 по теме «Органы чувств»
1


Проверочная работа №6

12




Родители и дети
1


Текущий

13


Отчего мы иногда болеем. Проверочная работа №7 по теме «Родители и дети. Отчего мы иногда болеем»
1


Проверочная работа №7

14





Наши предки – древесные жители


1


Текущий

15


На заре человечества. Проверочная работа №8 по теме «Происхождение человека»
1


Проверочная работа №8

16


Контрольная работа №1 по теме «Как работает организм человека»
1


Контрольная работа №1

Раздел 2. Рукотворная природа (18 часов)

17




Рукотворная жизнь


1
Знать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные».
Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном
Знать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство; что разнообразные средства и методы позволяют увеличить продуктивность сельского хозяйства.
Уметь рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства
Знать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость.
Уметь объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома.
Иметь представление об изобретении первых часов с маятником
Знать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства.
Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада
Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ.
Иметь представление об изобретении паровой машины
Знать, что люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей.
Уметь называть свойства воздуха (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость); перечислять состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ).
Иметь представление об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода
Знать, что люди научились изменять форму камня и широко используют его как строительный материал; что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства.
Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются в строительстве; называть различия горных пород и минералов; объяснять, чем твердость отличается от прочности и от хрупкости.
Иметь представление о драгоценных и поделочных камнях
Знать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами.
Уметь перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество).
Иметь представление о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства
Знать, что человечество прошло путь технического прогресса от костра до пламени ракеты, используя все новые виды топлива и способы его сжатия.
Уметь рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру
Знать, что бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства.
Иметь представление о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения
Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа».
Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи
Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные: - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы


Текущий

18




На службе у человека.
Проверочная работа №9 по теме «Рукотворная жизнь»
1


Проверочная работа №9

19


Покорение силы. Проверочная работа №10 по теме «Покорение силы»
1


Проверочная работа №10

20






Как человек использует свойства воды.


1


Текущий

21


Как человек использует свойства воды.
Проверочная работа №11 по теме «Свойства воды»
1


Проверочная работа №11

22


Как человек использует свойства воздуха.

1


Текущий

23


Как человек использует свойства воздуха. Проверочная работа №12 по теме «Свойства воздуха»
1


Проверочная работа №12

24





Горные породы и минералы.


1


Текущий

25


Горные породы и минералы. Проверочная работа №13 по теме «Горные породы и минералы»
1


Проверочная работа №13

26


Металлы.

1


Текущий

27


Металлы. Проверочная работа №14 по теме «Металлы»
1


Проверочная работа №14

28


Приручение огня.

1


Текущий

29


Приручение огня. Проверочная работа №15 по теме «Приручение огня»
1


Проверочная работа №15

30




Как нам жить?


1


Текущий

31


Как нам жить? Проверочная работа №16 по теме «Как нам жить»
1


Проверочная работа №16

32


Контрольная работа №2 по теме «Рукотворная природа»
1


Контрольная работа №1

33


Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Рукотворная природа»
1


Текущий

Часть 2. Человек и человечество (36 часов)

Раздел 1. Человек и его внутренний мир (6 часов)

34


Кого можно назвать человеком?

1
Знать, что человек отличается от всех живых существ тем, что в нем соединяются признаки врожденные и признаки, приобретаемые в обществе; что только в обществе ребенок может вырасти человеком, научиться думать, разговаривать, понимать других людей.
Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком
Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир».
Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи
Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира.
Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли
Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире.
Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни
Знать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира.
Уметь называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги
Знать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы может узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера.
Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер»
Знать изученный материал Человек и его внутренний мир
Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Текущий

35


Итоговая контрольная работа № 3по теме: «Человек и природа»
1


Итоговая контрольная работа

36


Посмотри в свое «зеркало»

1


Текущий

37


Как понять, что творится у друга на душе?

1


Текущий

38


Переживания, испытанные временем

1


Текущий

39


Как узнать человека?

1


Текущий

40


Проверочная работа № 1 по теме «Человек и его внутренний мир»
1


Проверочная работа №1

Раздел 2. Человек в мире людей (6 часа)

41


Что такое общество.

1
Знать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.
Уметь объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов
Знать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения.
Уметь рассказывать, с помощью, каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы»)
Знать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения.
Уметь объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество; перечислять людей из своего круга общения
Знать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.
Уметь объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми
Знать изученный материал по теме «Человек в мире людей».
Знать изученный материал по теме «Человек в мире людей».
Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи
Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Текущий

42


Как жить в мире людей.

1


Текущий

43


Мое общество

1


Текущий

44


Права человека

1


Текущий

45


Обобщение по теме «Человек в мире людей»

1


Текущий

46


Контрольная работа №1 по теме «Человек в мире людей»
1


Контрольная работа №1

Раздел 3. Человек и прошлое человечества (10 часов)

47-48


Первобытный мир
2
Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн. лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями
Уметь составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры, известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира
Уметь определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры, господствующая религия, известные исторические события)
Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений
Иметь представление о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний
Знать изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества».
Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи
Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные: - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Текущий

49-50


Древний мир

2


Текущий

51-52



Средние века

2


Текущий

53-54




Новое время


2


Текущий

55




Новейшее время


1


Текущий

56


Проверочная работа №2 по теме «Человек и прошлое человечества»
1


Проверочная работа №2

Раздел 4. Человек и многоликое человечество (4 часа)

57



Короли, президенты и граждане
1
Знать, что единое человечество состоит из граждан разных государств.
Уметь объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической страной
Знать, что человечество состоит из разных рас и разных народов Земли.
Уметь объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе
Знать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов.
Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами
Знать изученный материал по теме «Человек и многоликое человечество».

Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Текущий

58




Расы и народы


1


Текущий

59




Кто во что верит


1


Текущий

60


Проверочная работа № 3 по теме «Человек и многоликое человечество»
1


Проверочная работа №3

Раздел 5. Человек и единое человечество (5 часов)

61


Мировое хозяйство

1
Знать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество.
Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги
Иметь представление о том, что Организация Объединенных наций, в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом все человечество.
Уметь рассказывать, для чего была создана ООН
Знать, что общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество.
Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности
Знать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы.
Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет»
Знать изученный материал по пройденной теме.
Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи
Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Текущий

62


Мировое сообщество государств

1


Текущий

63


Что человечество ценит больше всего?

1


Текущий

64


Как нам жить?

1


Текущий

65


Контрольная работа №2 по теме «Человек и единое человечество»
1


Контрольная работа №2

Повторение и обобщение (5 часов)

66


Обобщение по разделу «Человек и единое человечество»
1
Знать основные понятия, изученные в рамках данного раздела.
Уметь сознавать себя частью единого человечества; работать с учебной литературой, с различными источниками информации
Знать основные понятия, изученные в рамках курса.
Уметь участвовать в диалоге, слушать собеседников, строить аргументированное высказывание, применять полученные знания; соблюдать законы, принятые в обществе, и уважительно относиться к общечеловеческим ценностям
Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Текущий

67-68


Обобщение по теме «Путь человечества в ХХI век – дорога каждого из нас!»
2


Текущий

69-70


Резервный урок
2


Текущий





15