урок по русскому языку на тему: Устойчивые сочетания слов. (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ) 2 класс


Устойчивые сочетания слов.
(ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ)
Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.
Предметная:
отработать знания учащихся о фразеологизмах;
показать ученикам особенности функционирования в речи фразеологических оборотов;
развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения.

Метапредметнаясотрудничать со сверстниками в процессе выполнения работы;
развивать речь (при составлении предложений из заданных слов)
применять полученные знания для решения практических задач.
Личностная
понимать выразительные возможности обогащённой фразеологизмами речи;
стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;
стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.
Регулятивные УУД
развивать поисковые способности учащихся;
развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания;
развивать коммуникативные способности учащихся.
Ход урока
Орг. момент.
Мотивация на познавательную деятельность
- Начинаем урок русского языка. А начать его я предлагаю со слов, которые принадлежат великому русскому писателю Л.Н. Толстому
«Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов»
- Вы хотите в этом убедиться или может быть опровергнуть слова Толстого?
- В конце урока найдем ответ на этот вопрос
3. Актуализация знаний

- Посмотрите на картинку
- Что вы видите?
- Что вы думаете об этом? (Когда так бывает?)
- Послушайте, что говорит об этом автор
Он тебе врёт, а ты и уши развесил.
- А теперь, что вы об этом думаете?
-А вы слышали когда — ни будь такое выражение?
-Как вы думаете, что оно обозначает? (Слушать что-либо с увлечением и доверчивостью, заслушавшись, не реагировать на что-либо важное, забывать о своём деле.)
- Ребята, в русском языке есть такие словосочетания, которые мы часто используем в своей речи, а на самом деле мы этого не делаем.
Таких сочетаний слов очень много.
Может, вы сможете назвать такие сочетания слов?
Эти сочетания слов не создаются в момент говорения, а всегда употребляются готовыми. Такие сочетания слов называются устойчивыми
Партнёр под № _3_возьми конверт под №1
"Хватит бить баклуши, делом займись!" - сказала бабушка своему внуку.

На уроке Толя сидел как на иголках.

Я выучил это правило назубок.

Моя подруга Катя пишет как курица лапой.
- Запишите предложения, и подчеркните устойчивые выражения.
- Предлагаю вам поиграть в исследователей.
- Прочтите с доски предложение.
Сегодня Петя работает спустя рукава.

- Как вы это представляете?
- Давайте убедимся на самом ли деле они устойчивые.
- Попробуйте убрать слово рукава - прочитайте предложение.
- Что у вас получается.
- Уберите слово спустя.
- Если эти два слова не использовать вместе, то мы не понимаем смысл предложения.
- Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи. На что нужно обратить внимание, чтобы не допустить речевых ошибок.
- Поэтому, ребята, у устойчивых выражений есть интересная особенность
- в них практически невозможно заменить одно слово другим,
- и даже не допускают изменения порядка слов.
- Может кто скажет как называются такие устойчивые выражения?
Как бы вы могли назвать все устойчивые выражения одним словом?
Выполнив задание вы узнаете.
Картинный диктант
- Посмотрите на картинки – запишите слова в строчку через запятую.
Партнёр под № _3_возьми карточку с кроссвордом
1 2 А 3 Е О 4 О 5 И 6 7
- Начальные буквы записанных слов вставьте по порядку в окошечки.
- Какое слово получилось? (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
- Проговорим по слогам.
- Как вы понимаете это слово.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ – это устойчивые сочетания слов
Фраза – это законченное сочетание слов
Логос – наука о сочетании слов
Фразеологи́зм — это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.
- Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи. На что нужно обратить внимание, чтобы не допустить речевых ошибок.
1. Искажение смысла На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню.
2. Неправильное толкование Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь.
3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых) Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют)
4. Смешение двух фразеологизмов У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)
5. Искажение лексического состава (замена слов) - Если затрудняетесь объяснить значение фразеологизма, на помощь вам придёт «Фразеологический словарь русского языка»
Давайте проверим ваше чутьё на фразеологизмы
КОНЕРС
Посмотрите, ребята на углы класса.
- Посмотрите
- Что вы видите? (фразеологизмы)
Засучив рукава
Спустя рукава
Водой не разольёшь
Взяться за ум
- Партнёр под № _3_возьми конверт под №2
Достань карточки и раздай участникам команды.
- У вас на карточках значения фразеологизмов.
- Прочитайте их.
Выполнить работу кое-как
Делать что-либо старательно, усердно
Становиться рассудительнее, благоразумнее
Очень дружны, неразлучны
- Подумайте, к какому бы вы углу подошли?
- Встаньте, задвиньте стулья подойдите к этому углу.
- Объясните почему вы выбрали именно этот угол?(Давайте подумаем
А как вы считаете
Какое ближе)- Хорошо, молодцы! Садитесь на свои места.
- А для чего нам служат фразеологизмы?
Зачем их нам нужно изучать?
Для чего они нам служат?
- Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче, и ярче станет ваша речь.
- Партнёр под № _3_возьми конверт под №3
Достань карточки под №1
- Вам нужно в команде составить предложение
Папа научил меня всему и сказал зарубить на носу.

У Саши тема вчерашнего урока в одно ухо влетело из второго вылетела.

Рома мчался в школу на всех парусах.

- Запишите предложение и подчеркните фразеологизм.
Рефлексия.
- Понравился урок?
- В чём испытывали затруднение?
- С каким новым понятием познакомились на уроке?
- Назовите, какие фразеологизмы, которые не встречались на уроке, вы знаете?
- Не зная значения фразеологизмов, будет ли понятен их смысл?
Самооценка. Оцените сами свою работу на уроке. Перед вами лежат карточки выберите ту карточку которая подходит к вашему состоянию и приклейте её на доску.
Дополни предложение
Сегодня на уроке я зарубил себе на носу…
Теперь я знаю назубок….
Я работал засучив рукава, когда…
Я бил баклуши, когда…
Я сидел как на иголках, когда…
Домашнее задание
- Записать предложения со следующими фразеологизмами: