План по самообразованию учителя Биличенко Т.О. по теме: «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка через системно – деятельностный подход»»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Карасульская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
____________Т.В.ГинтерПриказ №85 от29 октября 2015 г.
План по самообразованию
учителя Биличенко Т.О.
по теме: «Формирование коммуникативной компетенции
на уроках английского языка через системно – деятельностный подход»»
на 2015-2020 учебный год.
П. Октябрьский
2015г.

Тема: «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка через системно – деятельностный подход»
Условия возникновения данной проблемы.
С каждым годом возрастает значение межнационального общения, в связи с чем, стремление к овладению иностранными языками развивается во все больших масштабах. На сегодняшний день, исходя из особенностей развития современного общества, экономики, политики в нашей стране знание иностранного языка стало жизненно важным.
Целью изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников. Важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка.
Коммуникативный системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций важным становится формирование умений работать с информацией, развития творческой личности, умеющей находить и получать информацию, способной самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве. Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе   систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход.
Актуальность проблемы
Работая в течение многих лет со школьниками старшего звена и, имея опыт общения с иностранцами, выявила для себя, что наша молодежь менее приспособлена к окружающей действительности, чем их иностранные сверстники, имеют больше комплексов не только с точки зрения языковой компетентности, но и в совместной деятельности в целом.
Для решения данной проблемы определила для себя методическую тему «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку» с целью развития личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Для эффективного достижения ключевых профессиональных задач строю обучение на понимании сущности учебной работы как процесса взаимодействия учителя и ученика, обучающихся друг с другом, включающего в себя гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга.
  Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.
Постановка проблемы.
Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд  на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.   Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Цель:
Освоить новые формы и методы работы на уроках английского языка, способствующие развитию личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности и умеющей применить свои знания в нужный момент.
Задачи:
создание на каждом уроке реальной  возможности коммуникации
проведение нестандартных уроков
создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, и создание ситуаций, имитирующих языковую среду
применение личностно ориентированного подхода, где  ученик- в центре учебного процесса,
включение учащихся в игровую  деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке
 сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и    коллективной,   самостоятельный поиск учащимися нужной  информации,  
развитие творчества,  умения работать и различными источниками информации
внедрение аутентичного материала на уроках
проведение внеклассной работы по предмету как шаг к развитию творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Ожидаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести открытые уроки по новым технологиям.
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на РМО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, видео пособия, способствующие системно – деятельностному подходу в изучении предмета.
Обобщить опыт по исследуемой теме. Результаты работы над темой самообразования поместить на личном сайте.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Перспективный план самообразовательной деятельности
Этапы Содержание работы Сроки
1. - Диагностический
-Прогностический -Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
-Определение цели и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов. 2015 – 2016 учебный год
3. - Практический Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
Корректировка работы. 2017 – 2019 учебный год
4. -Обобщающий
-Внедренческий -Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.
-Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
Распространение. 2018 – 2020 учебный год
Направления самообразования:
Основные направления Действия и мероприятия Сроки
реализации
Профессиональное 1. Изучить программы и учебники М.В. Вербицкой, уяснить их особенности и требования
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через Журнал «Иностранные языки в школе» и Интернет.
3. Повышать квалификацию на семинарах и РМО для учителей иностранного языка 2015- 2016
 регулярно
регулярно
Психолого-педагогические Совершенствовать свои знания в области возрастной и педагогической психологии.
регулярно
Методические 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по иностранным языкам с помощью метода проектов, компьютерных технологий обучения, дифференцированного обучения , мультимедийных технологий
2. Знакомиться с формами, методами и приёмами обучения в рамках ФГОС.
3. Принимать активное участие в работе РМО учителей иностранного языка.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, таких как «Шаг в Будущее», в школьных, муниципальных , региональных, всероссийских олимпиадах по английскому языку.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе.
10. Разработать программы элективного курса по предмету, кружков.
11. Выступать с докладами по теме самообразования  регулярно
 
 регулярно
 
регулярно
ежегодно
 
регулярно
 регулярно
 
регулярно
 2015-2016
 2015-2020
Согласно плана МО
Информационно-технологические
технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по иностранному языку, педагогике и психологии. регулярно
 регулярно
Охрана здоровья Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. регулярно 
1 ЭТАП — информационно-аналитический (2015-2016 учебный год)
Содержание работы Сроки Отметка о выполнении Выход на результат
1 Проконсультироваться с руководителем РМО по вопросам организации работы по теме самообразования; Август 2 Составить план работы сентябрь 3 Изучить методическую литературу по теме самообразования
Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения. Август 4 Систематизировать материалы научно-методического «Иностранные языки в школе» за последние 3 года по данной теме. В течение года 5 Подготовить раздаточный материал по теме : «Сколько сахара вам нужно? Исчисляемые и неисчисляемые существительные Местоимения much, many, a lot of. How much? How many?.» 6 класс. февраль 6 Провести входную диагностику ЗУН учащихся с учетом темы по самообразованию ( тест) Сентябрь 8 Изучить опыт работы учителя: Левашова М.И.- МАОУ Стрехнинская СОШ В течение года Провести диагностику уровня удовлетворенности учащихся учебным процессом Май Выступление на педагогическом марафоне- «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка через системно – деятельностный подход» февраль 2 ЭТАП — (2016-2019 учебный год)
Содержание работы Сроки Отметка о выполнении Выход на результат
1 Корректировка плана работы Август Изучить методическую литературу по теме самообразования-
Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы  коммуникативного обучения иностранному языку// Иностранные языки в школе. Сентябрь 2 Участвовать в работе РМО (по плану отдела образования) В течение учебного года 3 Провести диагностику в динамике за 1 год:
а) ЗУН учащихся:
-входной контроль
-промежуточный контроль
-итоговый контроль
б) провести диагностику уровня удовлетворенности учащихся учебным процессом 2016г. 4 Провести открытые уроки по теме самообразования в рамках школы:
«Здоровье и гигиена» Повторение по теме: Условные придаточные предложения .Союзы.- 6 класс
Инфинитивный оборот. Сложное дополнение. Сложное подлежащее.-10 класс 2016-2019г 5 Внеурочная работа по предмету ( кружок «Веселая грамматика», исследовательская работа «Шаг в будущее» ) 2016-2019г 6 Выступить на ЕМД по теме « Особенности системно – деятельностного подхода» 2017г. Размещать материалы по теме самообразования на личном сайте Регулярно 3 ЭТАП — (2019-2020учебный год)
Содержание работы Сроки Отметка о выполнении Выход на результат
1 Корректировка плана работы август 2 Изучение опыта работы учителей ( через публикации в периодической печати, через различные сайты и т.д.) регулярно 3 Изучение методической, психолого-педагогической литературы:   Аппатова Р.С., Коржачкина О.М. Языковой и коммуникативный аспекты овладения английским глаголом в обобщающем курсе. // «Иностранные языки в школе».
Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М., «Просвещение».
Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., «Педагогика». В течении года 4 Выступление на педагогическом совете:
Тема: «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка через системно – деятельностный подход» февраль 5 Проведение открытых уроков по теме самообразования
1.« Береги окружающую среду» Модальные глаголы can, must. 7класс
2. «Запрещенные книги» Особенности употребления страдательного залога. 8 класс. В течении года 6 Диагностика в динамике за 4 года:
а)ЗУН учащихся:
-входной контроль
-промежуточный контроль
-итоговый контроль
б) диагностика уровня удовлетворенности учащихся учебным процессом 2019-2020г. 9 Обобщить опыт работы по теме самообразования:
Разместить материал на личном сайте В течении года