Мастер-класс: «Приёмы и методы работы над формированием смыслового чтения на уроках в начальной школе».


Мастер-класс:
«Приёмы и методы работы над формированием смыслового чтения
на уроках литературного чтения».

Цель:  мотивация педагогов к применению  в своей деятельности приёмов, направленных на формирование у обучающихся  навыков смыслового чтения.
Задачи:
- создать  условия для восприятия опыта работы по развитию навыков смыслового чтения;
- познакомить с  некоторыми приёмами, предоставить возможность для оценки их эффективности на практике;
- содействовать формированию мотивации на осуществление  деятельностного подхода в обучении.
Средства обучения:
- «Ромашка Блума»; карточки с текстом; «Шесть шляп мышления», карточки «Угадай вопрос».
Время: 15 мин.

2.Содержание
1. Организационный момент, положительная мотивация.
Добрый день, уважаемые коллеги. Свое выступление хочу начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
2. Актуализация
- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?
- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?
- Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?
- Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах, которые работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией.
3. Постановка учебной задачи (Практическая часть)
- Представьте: вы – ученики третьего класса, а я ваш учитель.
- Новую тему, друзья, начинаем,
Как называется тема, узнаем
Запись прошу Вас расшифровать –
Название новой главы прочитать.
21 25 10 14 19 33
13 32 2 10 30 (Учимся любить.)
- Чему будут учить произведения этой главы? ( Мы познакомимся с произведением и узнаем, что же лежит в основе любви.)
Загадка: Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы – другого цвета? ( Заяц).
- Найдите фамилию автора и название его произведения по содержанию. (Константин Паустовский «Заячьи лапы».)
- Кому знакомо это произведение?
- Найдите рассказ в учебники и прочитайте самостоятельно.
- Перед вами «Ромашка Блума». Выберите любой лепесток. На лепестке есть вопросы. Ваша задача приготовить вопросы, начинающиеся с этих слов. Приступайте к работе.
(Готовят вопросы по тексту. А затем озвучивают их группам и группы отвечают на приготовленные вопросы.)
- Перед вами шляпы разного цвета. Со значением цвета получаете своё задание. (Работа в группах.)
- Наденьте шляпу и выполните задание.
- Следующее задание «Угадай вопрос».
Ученик выходит к доске и получает карточку с вопросом, не читая вопроса громко отвечает на него, остальным нужно догадаться каким был вопрос.
4. Рефлексия
В начале нашего занятия вы ответили на мои вопросы:
- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?
- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?
Поднимите руки, кто полностью с этим согласен.
Представленные приёмы «Ромашка Блума», «Шесть шляп мышления», «Угадай вопрос» можно использовать на других уроках, изменяя задание. В каждой развивающей технологии таких приёмов очень много. Сегодня мы на практике убедились, что «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию». Желаю нам всем творческих успехов в наступающем Новом году. И никогда не забывать о самых важных вещах в нашей жизни о семье, здоровье. И как бы ни была наша жизнь занята, в ней всегда должно быть немного места для праздного безделья.
С наступающим Новым годом!


15