ТЕМА: «Работа над формированием творческой личности ребенка»


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «Работа над формированием творческой личности ребенка»
Подготовила педагог дополнительного образования С.И. Черных
г. Крымск 2017 г.
Изучение педагогического опыта деятельности внешкольных учреждений Российской Федерации подтверждает, что целью их деятельности является обновление содержания дополнительного образования и поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся.
Для становления творческой индивидуальности большое значение имеет личностная направленность творца, которая предполагает свое, отличное от других, восприятие мира.
Условия для формирования творческой личности:
1. Признание безусловной ценности ребенка.
В учреждении дополнительного образования детей создаются условия для развития, способствующие творчеству, если позволяют ребенку ощущать свою значимость и самоценность во всех проявлениях, независимо от его состояния и поведения в прошлом или настоящем. Такое отношение возможно лишь при искренней вере в потенциальные возможности ребенка, веры безо всяких условий.
2. Создание обстановки безоценочного принятия ребенка, ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание.
Когда мы перестаем судить о ребенке с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствуем творчеству. Ведь оценивание всегда воспринимается как угроза, приводящая к необходимости прибегнуть к одной из защит, что означает невозможность осознания определенной части опыта. Отсутствие оценивания не означает, что педагог дополнительного образования никак не реагирует на то, что ребенок произвел. Можно сказать: «Мне не нравится твой поступок. Я огорчена», - и это будет конструктивнее и эффективнее следующего.  «То, что ты делаешь - это плохо. Ты дурно поступил». Действие, поступок - лишь одно из многих проявлений личности. И они никак не тождественны. Никогда нельзя оценивать личность ребенка в целом негативно, это отдаляет его от возможности быть творческим.
3. Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения.
Это означает, что педагог дополнительного образования, занимающийся развитием, должен способствовать выражению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и действий. Это создаёт условия для открытости, а также для причудливого и неожиданного сочетания образов, понятий и значений, что является частью творчества.
4. Креативность способна развиваться и реализовываться через проявление собственной индивидуальности ребенка. И в этом контексте важна разрешающая и поощряющая, активизирующая исследовательскую деятельность ребенка позиция взрослых. Иными словами, позиция, обеспечивающая психологическую безопасность, физическую и эмоциональную поддержку ребенку со стороны взрослых. Выражать позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребёнка к достижению целей.
5. Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипулирование образами. И здесь необходима помощь взрослого в организации и в реализации замысла игры, стимулирования их разнообразия. Именно предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому оказывает решающее влияние на развитие его способности к переживанию интереса, удивления, ситуации новизны. Таким образом, семья, школа, внешкольное учреждение призваны сформировать в ребенке потребность в новом - в новых впечатлениях, новых формах самовыражения. Ценностью для учащихся должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности.
Творческую личность может развивать творческая личность. Проблема педагогического творчества до недавнего времени в большей степени была предметом изучения психологической науки. Сегодня стержневыми направлениями развития педагогической практики являются творческие приемы обучения, обучение творчеству и посредством творчества, что составляет значительный аспект научного познания.
Центральной фигурой любого творческого процесса является личность творца, которая признается за таковую сообществом, в котором она функционирует. В центре педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей  на современном уровне развития системы образования стоит талантливая личность ученика, обучаемого творческим педагогом. Стиль взаимоотношений педагога и ребенка иной, чем был еще несколько лет назад. В нем присутствует мотив ответственности обеих сторон. Педагог отвечает за должный образовательный уровень своего ученика, а ученик отвечает за свою готовность и подготовленность к продолжению обучения, за свою образованность и воспитанность. Обоюдная ответственность в процессе обучения определяет развитие творческих качеств педагога и учащегося.
Творческий педагог обладает чертами, которые можно охарактеризовать как «универсальные» и «функциональные». Первые обеспечивают общую подготовку ученика и так называемую «академическую». Вторые приобретают популярность в последние годы, так как функциональная грамотность педагога много значит в процессе обучения детей. Творческий педагог – это, прежде всего, зрелый мастер своего дела, подготовленный и компетентный, образованный и развитый как личность, ибо воспитать личность может только личность. Помимо основных качеств, существуют дополнительные признаки педагогического творчества:
осознанное отношение к возникающим педагогическим проблемам;
умение обобщать факты, данные и анализировать их, делать соответствующие выводы для поступательного продвижения вперед;
поиск строго научного обоснования возникшей педагогической проблемы и строгий отбор и подбор методов и средств ее реализации на практике;
способность на личностную ответственность и педагогическое прогнозирование;
понимание единства науки и практики по К.Д.Ушинскому;
умение видеть воплощение ведущих педагогических идей в собственной практике преподавания;
открытость собственного педагогического опыта лучшему и должному в педагогической науке, но способность ограждать свой опыт от того, чтобы в нем нашли себе место любая авантюра, непроверенный, ложный путь обучения, любая, мало стоящая новизна;
динамизм и гибкость, помогающие принимать верные и быстрые решения в практике общения с учащимися, в ситуациях непонимания, конфликта, конфронтации;
способность к напряжению собственного внимания и воспитание аналогичного качества в своих учениках;
умение видеть свою роль и роль своего учебного предмета в общеобразовательной и специальной подготовке учащихся;
чутье ко злу (И.А. Ильин) и сопротивление ему силою;
без идеи самосовершенствования самого педагога, его учеников и в целом процесса обучения любое творчество становится или бессмысленным, или злою силой, лишающей людей радости жизни.
Продуктивность работы творческого педагога выше и эффективнее работы обычного учителя, несмотря на то, что он тратит много времени на обдумывание замыслов, на поиск новых профессиональных подходов и методов их осуществления в процессе преподавания своего предмета.
Помимо творческих педагогических способностей, любой педагог должен работать над развитием специальных приемов работы, помогающим добиваться поставленных перед собой и учащимися целей. Он должен постоянно интересоваться здоровьем своих учеников, их интересами и предпочтениями, но не забывать и о своем здоровье. Умение слушать и слышать, о чем говорят школьники, о чем они хотят поведать учителю, - это тоже немалое педагогическое искусство.
Работа педагога во многом зависит от контингента учащихся, поэтому чрезвычайно важно продумать вопрос комплектования учебных групп и детских коллективов. Позитивные результаты достигаются в том случае, когда индивидуальная развитость сочетается с коллективной и направляется разумным педагогом на дальнейшее развитие, шлифуется и совершенствуется. Детское сообщество обладает, при верно организованном процессе обучения, огромной созидательной мощью, ведь всякое творчество - это продукт синтеза разных сознаний и моральных сил многих людей. Разумный творческий педагог направляет эту силу и мощь на решение насущных вопросов внешкольного бытия, придает коллективным действиям согласованность и продуктивность, позитивный эмоциональный настрой. Но соревновательность должна носить легкий характер. Нельзя все приводить к общему результату, как нельзя выпячивать отдельных учеников в ущерб остальным. Другими словами, нельзя делать упор на личность в оценке ее результатов, а больше внимания уделять самим результатам и работе, которую проделала личность, чтобы их добиться, как нельзя порицать того или иного ученика, давая ему негативные характеристики. Умный педагог всегда дает оценку работе ученика, работе всего класса, работоспособности усилиям, коллективной слаженности и индивидуальным достижениям.
Итак, творческий педагог закладывает основы дальнейшего всестороннего развития личности ребенка. Специфическая функция творческого педагога состоит в его способности увидеть ребенка не таким, каков он есть, а таким, каким он может стать при благоприятных обстоятельствах, в умении научить методам и приемам преодоления неблагоприятных условий, в которые может попасть выпускник, научить его самообразованию и сопротивлению злу силою своего творчества.
Педагоги дополнительного образования, поощряющие независимость и самостоятельность, оригинальность, стимулирующие познавательные ориентации и исследовательскую активность у детей, способны пробудить в них любознательность, поисковую активность, а значит, творческую направленность личности. Наставники, которые сами охотно принимают новый опыт, скорее передадут своим детям подобное отношение к окружающему, будут способствовать развитию инициативности вместо опустошающего, порождающего боль и страдание чувства вины.
Именно учреждение дополнительного образования должно создавать различного рода социокультурные стимулы. К ним относятся и посещения филармоний, консерваторий, выставок, театров, опер, балета, что позволяет ребёнку вживую соприкоснуться с художественным творчеством. Наряду с выше перечисленными условиями очень важно формировать в ребёнке чувство ответственности. Именно свободная ответственность - возможность быть собой - способствует развитию внутреннего источника творческой активности и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для его реализации.
Таким образом, среда учреждения дополнительного образования детей может обеспечить вышеназванные условия, которые станут стимулами развития творческого потенциала личности обучающегося.
В условиях учреждения дополнительного образования творческая деятельность не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит для ребенка бесследно, так как совершенствуются его качества как творческой личности. Характерно, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого решения. В связи с этим различают следующие обобщенные творческие способности личности:
самостоятельное видение проблемы;
умение перенести знания, умения, навыки в новую ситуацию;
видение новой стороны в знакомом объекте;
умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые.
Целенаправленное развитие способностей детей, формирование у них профессионально важных качеств личности предполагает использование в практике дополнительного образования детей современных педагогических технологий.
Используемая и рекомендуемая литература
Анисимов О.С. Учебная и педагогическая деятельность в активных формах обучения. – М., 1989.
Важник С.С. Творчество: важная проблема дидактики./Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Минск, 1999. – с. 47-50.
Симоненко Н.Э. Способы активизации творческой деятельности./ Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Минск, 1999, с. 50-53
Черданцева Е.В. Детское творчество: личностно-формирующие аспекты./ Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Минск, 1999. – с. 86-88.