Работа над формированием слухового внимания и памяти на уроках русского языка при выполнении упражнений с грамматическими заданиями.


Тема : Работа над формированием слухового внимания и памяти на уроках русского языка при выполнении упражнений с грамматическими заданиями.
Цель нашей работы – повышение уровня практической грамотности учащихся. Под практической грамотностью мы подразумеваем прочно сформированные орфографические и пунктуационные умения и навыки в пределах программных требований, овладение учащимися нормами правописания русского литературного языка.
Необходимо было найти ответ на единственный вопрос: какая современная технология, какая современная методика поможет выстроить такую систему работы, при которой можно достичь цель: остановить темпы снижения уровня грамотности
На наш взгляд, такие возможности предоставляет Нейролингвистическое программирование. Данная технология может быть применена в условиях обычной общеобразовательной школы при реализации государственной стандартной программы при работе по стабильным учебникам в системе классно-урочного преподавания предметов обычным современным учащимся.
НЛП – новое прогрессивное направление в психологии, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов коммуникации и изменений в человеке. Оно возникло в 1974 г. (с выходом в свет книг Д.Гриндера и Р.Бэндлера) как эффективная модель коммуникации.
В современном мире НЛП успешно используется в контексте менеджмента, психотерапии и образования. Это психологическое направление соединяет в себе знания нескольких наук: кибернетики, психологии, лингвистики и нейробиологии.
В основу НЛП положено следующее научное представление: известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать, пробовать на вкус.
В нашем мозгу полученная органами чувств (сенсорная) информация трансформируется в некоторое представление, модель (репрезентацию). Эти индивидуальные модели в НЛП называются репрезентативными системами.
Учёные установили, что в первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная система восприятия – В), на слух (аудиальная система восприятия – А), в ощущениях (кинестетическая система восприятия – К).
Система, которая используется чаще, чем другие, считается предпочитаемой репрезентативной системой человека. Она используется как сознательно, так и бессознательно. Демонстрируя предпочтение одной репрезентативной системы, человек тем не менее использует и другие. Ведущая репрезентативная система формирует обобщённый тип личности: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики».
Кроме того, исследования психологов свидетельствуют, что ведущая модель построения мира зависит от возраста. Так ученики начальной школы в основном кинестетики, средней – более аудиалы, а в старшей – более визуальны.
Второе научное представление, лежащее в основе НЛП, - представление о памяти как о способе хранить воспринятую информацию (и трансформированную в модель) и воспроизводить её. Данное представление связано с лево- и правополушарной памятью, а также концепцией доктора Р.Сперри о доминировании одного из полушарий у человека.
Начиная с 80-х годов ХХ в. НЛП заняло своё достойное место в образовании за счёт кардинального изменения подхода к личности ученика, к условиям общения ученика и учителя, к скрытым резервам как ученика, так и педагога; за счёт последовательного, детального, системного перевода научных идей.
Выдвигаем одну из рабочих гипотез, если мы будем развивать внимание, мышление, память, то окажем существенное положительное влияние на уровень грамотности учащихся, т.к. между перечисленными психическими процессами и письмом существуют тонкие, прочные, взаимозависимые корреляционные связи.
установить начальные уровни практической грамотности, внимания, мышления и памяти учащихся, ведущей репсистемы по известным методикам
познакомиться с методической литературой по НЛП-технологии и отобрать подходящие для работы на уроках русского языка приёмы, упражнения и методы можно.
Но особенного внимания, усилий и мастерства требует создание из отобранных приёмов системы, которая сопрягалась бы с целями и задачами такого учебного предмета, как русский язык, и конкретно бы влияла на повышение уровня практической грамотности.
Как развивать память на слова?
Известно, что память бывает разная – зрительная, слуховая и рукодвигательная. На уроках русского языка нашим ученикам нужны разные виды памяти. Есть, конечно, среди учеников счастливчики, которым достаточно посмотреть на страницу, и они помнят каждое слово, даже где и как оно напечатано. Но таких мало. Но чтобы память по-настоящему помогала, о ней надо заботиться: тренировать и развивать. Ведь хорошая память – результат собственных усилий любого человека. В течение учебного года ученики постоянно пишут словарные диктанты, выполняя домашние задания, они также задумываются над правильным написанием непроверяемых слов, и, наконец, словарные слова включены в экзаменационные задания. Нашим ученикам к тому же нужно не только запомнить написание словарных, непроверяемых слов, но также знать их произношение, поставить правильное ударение. Без тренировок не обойтись.
Как же развивать память на слова?
Обычный совет – нужно больше читать! Но, увы, наши ученики сейчас больше заняты компьютером и телевизором, не слишком «обременяют» себя чтением. И когда читают, им важнее не то, как пишутся слова, а то, о чем рассказывается в книжке.
Для укрепления зрительной памяти надо больше и чаще «разглядывать» словарные слова: как они написаны, как написаны в них трудные («ошибкоопасные») места. Когда человек что-нибудь или кого-нибудь пристально разглядывает, говорят, что он «ест глазами». Давайте «есть глазами» слова!
Некоторые ученики (по моим наблюдениям, их очень мало – 5–10%) запоминают со слуха гораздо лучше, чем при чтении. Поэтому и классический прием так называемого орфографического проговаривания давайте также учитывать при работе с трудными словами. Проговаривая вслух слова на «тренировках памяти», решаем сразу несколько задач. Во-первых, ученики услышат правильно произнесенное слово; во-вторых, учитель обратит внимание на правильное ударение; в-третьих, ученики звена постарше поневоле вспомнят правильное деление слова на слоги.
Проводя каждодневно «тренировку памяти», я учитываю и то, что, помимо слуховой и зрительной памяти, будет работать и память рукодвигательная. Речь идет о памяти руки. Эта память работает тогда, когда ученик водит рукой по бумаге. У некоторых людей память руки настолько сильная, что, если их спросить, как пишется слово, они сначала его напишут, потом смотрят, как получилось, и только тогда отвечают, как его следует писать. Я сама, например, встретив слово, в написании которого сомневаюсь, пишу его несколько раз в разных вариантах, а внутренний голос подсказывает, какой из вариантов правильный. Чем больше ученики пишут и видят трудные слова, тем больше они к ним привыкают.
Как проводится тренировка памяти?
В начале каждого урока (диктанты и контрольные работы, естественно, в такие уроки не входят) я заранее из ящичка (в нем слова сгруппированы по классам) достаю 10 слов для тренировки зрительной и 10 слов для тренировки слуховой памяти.
Алгоритм проведения тренировки зрительной памяти
1. «Дети, положите ручки на тетради и постарайтесь запомнить, как можно больше слов, которые я вам сейчас покажу, как бы сфотографируйте их глазами».
2. Затем в полной тишине показываю классу карточки со словами (в течение 1 минуты).
3. «Ребята, а сейчас в любом порядке запишите в тетрадь как можно больше запомнившихся слов (в течение 1–2 минут)».
4. «Поднимите руку те, кто запомнил и записал все 10 слов… 9 слов… 8 слов?..» Ученик, показавший наилучший результат, читает вслух четко, по слогам свои слова. Проверяю, ставлю оценку (по желанию) в журнал. 
Алгоритм проведения тренировки слуховой памяти
Порядок действий такой же, но только карточки со словами не показываю, а четко, по слогам проговариваю вслух 10 новых слов.
В это упражнение можно включить слова, в которых написание не совпадает с произношением (скучно, чтобы и т.д.), или слова, в которых ученики часто ошибаются в ударении (обеспечение, щавель и т.д.).
Мои ученики любят «тренировки памяти», т.к. они похожи на игру. Плюсы в этой работе я вижу и в том, что лучший результат может показать совсем не отличник по русскому языку, а любой из учеников.
Иногда после «тренировки памяти» могу спросить, что обозначает какое-либо слово, какое слово самое трудное, какое слово по-особому звучит, и т.д. Таким образом, обогащается и словарный запас учеников.
На самых первых тренировках ученики пытались «подглядеть» или тайком записать предъявляемые на карточке слова, или спросить у соседа не запомнившееся слово. Потом в этом отпала необходимость, т.к. ребята поняли, что их результат, какой бы он ни был, не оценивается без их желания, а любопытство проверить именно свою память взяло верх.
Подготовка словарной базы для «тренировок памяти»
Каждый учитель без труда сможет создать свою словарную базу, обращаясь к орфографическим и орфоэпическим словарикам в конце учебников, к подготовительным тестам для учеников разных классов, а также опираясь на собственный опыт работы.
В свою базу я включаю словарные слова так: просматривая учебник, тестовые задания, выписываю особо трудные слова. После проверки тетрадей обнаруживаю, что почти весь класс в упражнении неправильно написал слово. Обязательно в свой «ящичек» положу и это слово. Это может быть и не словарное, проверяемое слово, и все-таки оно появится на карточке – ведь это слово оказалось трудным для моих учеников.
В этот ящичек часто попадают и слова-термины (ремарка, гипербола и т.д.). Люблю слова с двояким написанием: детям они очень запоминаются (ноль – нуль; тоннель – туннель и т.д)
Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся.
Изучение работ психологов (А.Р. Лурия, М.С. Шехтер, П.И. Зинченко и др.) позволило выделить в структуре орфографической зоркости следующие компоненты:
Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.
Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знания ее признаков и их определением в речевой ситуации.
Операционный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах – целенаправленное зрительное восприятие.
Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.
Таким образом, мы видим, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:
а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающие в себя целенаправленный анализ;
б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
В своей paботе я наметила основные цели:
1) научить детей слуховой зоркости – слуховому восприятию;
2) научить зрительной зоркости – зрительному вниманию;
3) научить мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и т.д.
С чего следует начать?
1. Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.
2. Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Я учу ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
3. И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, – это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.
Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль. Для этого я использую схемы В.В. Смирновой и в дальнейшей работе мы с ребятами используем их на уроках русского языка.
Справедливо замечено педагогом-психологом Н.Ф. Талызиной, что осмысление материала вызывается его 100–200 кратным повторением. Например, чтобы ребенок научился писать букву а, он должен написать ее 100–200 раз на протяжении какого-то периода времени. Если он сразу напишет эту букву 100 или 200 раз, то это не даст желаемого результата. Надо этот период растянуть на довольно длительное время, в процессе которого и формируется навык.
В своей работе я использую приемы, которые позволяют выработать навык звукобуквенного анализа, предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль, такие как:
1. Проверка орфограмм, списывание упражнения с орфограммами;
2. Сверка слов, написанных на доске, со словами в тетради;
3. Подчеркивание орфограмм;
4. Дано несколько слов с разными орфограммами. Выписать определенные;
5. Написание слов по памяти и подчеркивание орфограмм;
6. Игра “Огоньки”: дети прикрепляют красные кружки под орфограммами и записывают слова с орфограммами в тетрадь;
7. Письмо с проговариванием;
8. Письмо с комментированием;
9. Словарная, творческая работа;
10. Устное объяснение орфограмм;
11. Диктант “Проверяю себя”;
12. Диктант с обоснованием;
13. Диктант с постукиванием перед словом с орфограммой;
14. Диктант “Найди слова”.
При формировании правописных умений и навыков у учащихся необходимо помнить, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной памяти (кратковременной памяти). Поэтому я стремлюсь развивать у детей этот вид памяти.
Работа ведётся по алгоритму:
1. Прочитай предложение, записанное на доске вслух, пойми смысл.
2. Отчетливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам.
3. Читай предложение по слогам про себя.
4. Просматривай как пишутся слова, особенно трудные. Объясняй все орфограммы.
5. Закрывай глаза и мысленно “пиши” каждое слово. При этом проговаривай трудные слова по слогам. (“Если не уверен в написании какого-то слова, открой глаза, рассмотри его еще раз и снова сделай с ним эту же работу”.)
6. Запиши предложения в тетрадь. (Доска с записанным предложением закрывается.) (Проговори слово, запиши и проверь.)
7. Предложение открывается. Проверь от последнего слова к первому.
На уроках русского языка я использую игры, развивающие оперативную память и внимание.
В тетрадях стало меньше исправлений, увеличилась скорость письма, дети стали более внимательны.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом.
Проведя анкетирование детей о выборе любимого предмета, 61,5% детей выбрали русский язык.
Содержание и требования усовершенствованных программ в 1–4 классах определяют ряд существенных задач, направленных на формирование у учащихся практических умений и навыков, которые необходимо решать не только на уроке, но и в часы самоподготовки.
Организация обучения грамотному письму без предварительной подготовки отрицательно сказывается на формировании у учащихся прочных умений и навыков. Поэтому для обеспечения орфографической грамотности на уроках большое значение имеет работа по предупреждению ошибок.
На уроках русского языка использую следующие приемы, такие как:
1. Проговаривание трудных по написанию слов (хоровое, индивидуальное).
2. Звуковой анализ слов.
3. Проведение выборочного комментирования.
4. “Словарь для справок”, “Орфографический словарик”.
5. Использую на уроках таблицы; сигнальные карточки при проведении предупредительного и выборочного диктантов; карточки, содержащие трудные по написанию слова.
Анализируя ошибки, надо знать причины их возникновения, чтобы вовремя помочь ученику ликвидировать их. К примеру, ученик может допускать ошибки в таких случаях: не знает правило или, наоборот, правило знает, но применить его на письме не может; смешивает правила или не понимает смысла того, о чем пишет. В целях обеспечения орфографической грамотности учитель не может не учитывать всего этого. И в связи с этим необходим систематический анализ ошибок в знаниях учащихся. Опыт работы показывает, что такой анализ ведется в разных формах, но наиболее эффективным, на мой взгляд, является тот, где учитель фиксирует не только типичные ошибки учащихся класса, но и типичные индивидуальные ошибки учащихся, у которых ослаблена орфографическая зоркость.
Подобная форма анализа ошибок дает учителю возможность не только вовремя ликвидировать типичные ошибки, допущенные большинством учащихся класса, но и своевременно прийти на помощь ученикам, методически правильно спланировать индивидуальную работу с ними.
Своевременная и сознательная работа учащихся по исправлению своих ошибок – важнейшее условие обеспечения их орфографической грамотности в дальнейшем. Её можно разделить на два вида:
а) работа над типичными ошибками учащихся класса;
б) работа над индивидуальными ошибками, выполняемая как в классе, так и дома.
Предупреждение ошибок я осуществляю на каждом уроке, давая детям очень короткие по времени упражнения, так называемые упражнения-пятиминутки, на которых использую стихотворные упражнения по орфографии.Эти упражнения помогают мне добиться прочной грамотности учащихся. Они могут быть разнообразными по форме и по содержанию.
Цель устных упражнений – тренировать учащихся в правильном, литературном произношении слов; письменных – вырабатывать умения правильно писать слова на те орфографические правила, которые дети еще не изучали, но на которые очень часто встречаются слова как в детской речи, так и в грамматических и орфографических письменных упражнениях.
Например:
1. Я читаю загадки, а учащиеся записывают слова-отгадки, а затем составляют
предложение со словами-отгадками. Пример: Стоит Антошка на тонкой ножке.
(Гриб.)
Орфографические сказки используются с учетом психологических особенностей детей.
Они помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова.
А вот средством оценки (контроля) качества орфографической подготовки является диктант, хотя в школьной практике используют также списывание.
Прием списывания одно из лучших средств развития орфографической зоркости.
Он соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо. Орфографическое прочтение просто необходимо.
Каждый урок я начинаю с орфографической зарядки. Формы могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению. Особенно интересна орфографическая зарядка с использованием столбиков слов:
карандаш радостный сказка
земляника опасный березка
Москва солнце легкий
сапоги сердце сладкий
хорошо известный гладкий
Задание получает каждый ряд по одному столбику слов на 1–2 минуты, по истечении которых читаются слова так, как написаны, указываются орфограммы и делается вывод, что все слова в первом столбике на непроверяемую гласную, во втором столбике – на непроизносимую согласную и как её проверить, в третьем столбике – на парную согласную и как её проверить.
При подборе языкового материала для списывания важно не только учитывать нарастающую сложность, но и оценивать его привлекательность с точки зрения содержания, выразительности. В то же время важно выстраивать эту работу так, чтобы каждое записываемое предложение представляло собой новую ступеньку сложности, используя алгоритм для списывания:
· Прочитай предложение так, как оно слышится.
· Прочитай предложение, как оно пишется.
· Повтори по памяти.
· Подчеркни орфограммы и “опасные места”.
· Еще раз прочитай предложение так, как оно пишется.
· Пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу.
· Проверь по книге.
Итак, анализ результатов первого среза показал, что слабым “местом” у детей оказались слова с глухими и звонкими согласными и безударной гласной в корне. Это связано, на мой взгляд, с невнимательностью и высокой отвлекаемостью детей данного возраста, а также с низким уровнем грамматико-орфографических знаний, умений и навыков.
Затем проводилось целенаправленное обучение с использованием большого количества занимательности при изучении тем “Парные звонкие и глухие согласные в корне слова”, “Безударные гласные в корне слова”.
По итогам экспериментального обучения в конце декабря четвертого класса в этой же группе ребят был проведен второй срез (контрольный).
Были предложены задания, аналогичные первому срезу, но на новом языковом материале:
Итак, результаты контрольного списывания показали, что в группе учащихся 67% соответствует высокому уровню, 33% – среднему уровню сформированности знаний, умений и навыков.
Если сопоставить результаты первого и второго срезов, то можно увидеть, что учащиеся повысили свой грамматико-орфографический уровень. Они поднялись на ступень выше. Три человека перешли со среднего уровня на высокий, один с низкого на средний уровень. Два человека остались на прежнем уровне. Если посмотреть на таблицу, то у этих детей сократилось число допущенных ошибок и им немного не хватило перейти на следующий уровень.
Работая по данной теме, я пришла к выводу:
· Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
· Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
· Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
· Развивать фонематический слух.
· Обучать правильному списыванию текста.
· Прививать интерес к чтению.
· Интегрировать уроки русского языка и чтения.
· Развивать словарный запас детей.
Всё это позволяет повысить уровень грамматико-орфографических умений, орфографическую зоркость и оперативную память младших школьников.