ОБУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ


МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«ОБУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ
ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Учитель – Хоботова Ольга Николаевна
БОУ «СОШ №144»
г. Омск ул. Дианова, 18/2
ОМСК 2014 г.
Среди произведений всех литературных жанров, помещенных в учебники по чтению в начальной школе, особое место занимают лирические стихотворения.
Работа с ними вызывает значительные трудности у учащихся начальных классов. Это объясняется, прежде всего, специфическими особенностями лирики, как особого рода художественной литературы. В центре лирического стихотворения находится описание внутреннего состояния лирического героя, его отношения к каким-либо событиям, фактам, явлениям: картинам природы, торжественным событиям и т.д.
Для полноценного восприятия стихотворения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя. Это трудно для младших школьников, потому что их эмоциональная сфера недостаточно развита для того, чтобы в полной мере сопереживать, сочувствовать герою. Поэтому главное направление работы учителя при чтении лирического стихотворения состоит в том, чтобы разбудить эмоции и чувства ребенка.
Учеников необходимо вовлечь в активную творческую деятельность. Такой деятельностью может и должно стать выразительное чтение лирического стихотворения.
Необходимо рассмотреть, как строится процесс работы над лирическим стихотворением.
Работа начинается с подготовки учащихся к восприятию лирического стихотворения. На этом этапе решаются конкретные задачи: настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения, сообщить некоторые сведения об авторе, пояснить значение слов, без понимания которых восприятие стихотворения будет затруднено.
Для решения этих задач используется беседа, с опорой на личные наблюдения, опыт детей, элементы рассказа, музыка и живопись.
Этапы работы над лирическим стихотворением:
I этап
Первое чтение лирического стихотворения.
Учебная задача этого этапа: донести до детей содержание этого стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Наиболее целесообразный методический прием – выразительное чтение стихотворения учителем.
II этап
Следующий этап работы с текстом – проверка впечатлений, возникших у учащихся в результате знакомства с текстом.
Учебная задача: выявить, какие чувства испытали дети, слушая текст этого стихотворения. Для решения этой задачи используется беседа, основанная на впечатлениях учеников.
III этап
Повторное чтение стихотворения.
–Учебная задача: дать детям возможность самостоятельно поработать с текстом стихотворения, не спеша прочитать про себя и отметить карандашом слова и выражения, значение которых им непонятно.
IV этап
Анализ лирического стихотворения.
Учебная задача: способствовать пониманию учащимися текста, углубить образные представления, возникшие в воображении учеников при знакомстве с текстом. Для этого используется выборочное чтение отдельного абзаца, строчек. Необходимо обратить внимание на образные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).
Выборочное чтение сопровождается беседой – размышлением по поводу прочитанного текста. Используется прием стилистического эксперимента, суть которого состоит в искусственной замене авторского слова близким по смыслу, и в уяснении на основе сопоставления особой выразительности, точности, прелести поэтического слова.
Для развития видения художественных образов, учитель использует прием рассматривания готовых иллюстраций.
Анализ лирического стихотворения должен способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения и развитию видений, то есть образных представлений на основе прочитанного.
Требуется специальная работа над основными компонентами интонации.
При работе над темпом речи расставляются паузы, логические ударения.При расстановке логических ударений в тексте стихотворений, необходимо поставить перед детьми задачу: найти в каждой строке слова или сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении.
ПАМЯТКА
-91440000 Повышение голоса Ровное чтение -685803619500 Понижение голоса
1851660-34290000 Долгая пауза Короткая пауза Факультативная пауза
Пример
стихотворение А.С. Пушкина «Няне»
34290012763500285750012763500160020012763500
Подруга дней моих суровых, 1143002222500 15430513652500 -317501333500 Голубка дряхлая моя. 68580698500 49720512128500 Одна в глуши лесов сосновых 915035186055006858018986500 12001519621500 342908890000 Давно, давно ты ждешь меня.
При анализе стихотворения интересна и полезна работа с его цветовым фоном. За основу берется методика Журавлева А.П., описанная им в книге «Звук и смысл», основой которой является понятие фоносемантики. Суть этого понятия заключается в том, что звуки производят на людей определенное воздействие, каждый звук ассоциируется с определенным цветом.
Эта методика может быть применена и в начальной школе. Такая работа проводится со стихотворениями, в которых дети смогут сопоставить цветовой фон с содержанием и настроением стихотворения.
Учитель по формуле определяет цветовой фон нескольких стихотворений, изображает их на листах бумаги, говорит ученикам о том, что даже звуки отражают содержание стихотворения.
Дети рассматривают несколько цветовых фонов.
Учитель предлагает выбрать тот, который соответствует содержанию стихотворения.
Ученики объясняют свой выбор.
ИЛИ
Учитель по формуле определяет цветовой фон стихотворения, изображает его на листе бумаги, говорит ученикам о том, что даже звуки отражают содержание стихотворения.
Учитель показывает цветовой фон изучаемого стихотворения и задает вопросы следующего содержания:
Что в окружающей нас природе того или иного цвета?
Какое настроение вызывает тот или иной цвет, сочетание цветов? Соответствует ли оно настроению стихотворения?
Что выражает каждый цвет по отношению к содержанию стихотворения?
Почему тот или иной цвет преобладает?
Почему цвета находятся в таком соотношении? И т.д.
3.сопоставляются: цветовой фон этого стихотворения, репродукция картины, подходящей по содержанию, и сам текст. Делается вывод.
Я определила цветовой фон лирических стихотворений для уроков чтения по учебникам двух программ: «Школа 2100», «ХХI век».
V этап
Своеобразный итог, завершение всей работы, конкурс на лучшее исполнение.
Учебная задача: увидеть результаты работы.
Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.
Работа над лирическим стихотворением, построенная таким образом, поможет решить следующие задачи:
Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста.
Развитие творческого воображения детей.
Создание такой атмосферы в классе, когда все включены в дискуссию.
Появление у детей желания прочитать лучше, выразительнее, чем в прошлый раз.
Преодоление пассивности детей.
ВЫВОД
В результате применения этой методики – дети всегда с удовольствием читают и рассказывают наизусть лирические стихотворения. Когда проходит «Конкурс чтецов», то ребята с большим желанием участвуют в нем, анализируют свое чтение и чтение других участников конкурса (и при этом справедливо), больше 80% класса читают стихи выразительно.
Методика определения цветового фона лирического стихотворения
(норма на 1000 букв)
Э-Е – зеленый (норма – 0,085);
О-Ё – желтый, белый (норма – 0,109);
Ы – черный, серый (норма – 0,018);
У-Ю – синий, фиолетовый (норма – 0,035);
И – голубой или цвет морской волны (норма – 0,056);
А-Я – красный (норма – 0,117).
ПРИМЕР
Берется строфа из стихотворения»
М.Ю. Лермонтов «Парус»
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Подсчитывается количество звукобукв в строфе (ударные считаются за 2 знака) + логические ударения;
Всего – 81 звукобуква + 14 ударных + 2 логических ударения = 97 знаков.
Отдельно подсчитывается количество указанных выше букв в строфе.
О-Ё – 22 буквы;
Ы – нет;
Э-Е – 8 букв;
У-Ю – 6 букв;
И – 5 букв;
А-Я – 8 букв.
Полученное количество букв необходимо разделить на количество знаков (из пункта №2).
О-Ё – 22 буквы /97 = 0,226;
Ы – нет;
Э-Е – 8 букв /97 = 0,08;
У-Ю – 6 букв /97 = 0,06;
И – 5 букв /97 = 0,05;
А-Я – 8 букв /97 = 0,08.
Сравнить с нормой.
О-Ё –0,226/0,109 = 2,07;
У-Ю –0,06/0,035 = 1,7;
Э-Е –0,08/0,085 = 0,94;
И –0,05/0,056 = 0,89;
А-Я –0,08/0,117 = 0,7;
Ы – нет.
Определить место букв (цвет) в диаграмме.
место – белый (белый парус);
место – синий, фиолетовый (туман);
место – голубой (небо);
место – зеленый (море);
место – красный (смелость).

Цвет может ассоциироваться с настроением стихотворения, картинами природы или настроением чтеца, его восприятием внешнего мира (у каждого оно свое).
Данный анализ развивает у детей внимание и воображение, они учатся видеть картину целиком и ее детали.
А.С. Пушкин
«Осень»
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увядание,
В багрец и золото одетые леса.
место – черный, серый (унынье, прощание, увяданье);
место – красный (багрец);
место – синий, фиолетовый (небо);
место – зеленый (трава, листва);
место – желтый (золото);
место – голубой (воздух).

Ы6/123=0,049 0,049/0,018=2,710
А-Я27/123=0,220 0,220/0,117=1,876
У-Ю 5/123=0,041 0,041/0,035=1,161
Э-Е12/123=0,098 0,098/0,085=1,148
О-Ё14/123=0,114 0,114/0,109=1,044
И 3/123=0,024 0,024/0,056=0,436
«Школа-2100»
Федор Тютчев
«Есть в осени первоначальной»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
место – черный, серый (короткая);
место – красный (дивная пора);
место – голубой (хрустальный);
место – синий, фиолетовый (вечера);
место – зеленый (первоначальной);
место – желтый (желтеют листья).

Ы3/100=0,03 0,03/0,018=1,667
А-Я16/100=0,16 0,16/0,117=1,368
И 7/100=0,07 0,07/0,056=1,250
У-Ю 2/100=0,02 0,02/0,035=0,571
Э-Е10/100=0,01 0,01/0,085=0,118
О-Ё10/100=0,01 0,01/0,109=0,092
«Школа-2100» «ХХI век»
Федор Тютчев
Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны,
Колесницы золотаяМчится с горной вышины
место – черный, серый (седая, злость на зиму);
место – голубой (предчувствие Весны);
место – красный (красавица Весна);
место – желтый, белый (солнечные дни, золотая);
место – зеленый (просыпается природа);
место – синий, фиолетовый (горная вышина).

Ы6/75=0,08 0,08/0,018=4,444
И 9/75=0,12 0,12/0,056=2,143
А-Я12/75=0,16 0,16/0,117=1,368
О-Ё6/75=0,08 0,08/0,109=0,734
Э-Е4/75=0,053 0,053/0,085=0,627
У-Ю 2/75=0,013 0,013/0,035=0,381
«Школа-2100»
Татьяна Золотухина
«Метель»
Устала метель-все дела, да дела,
Залезла не ель и следы замела.
На лапах зеленых свернулась она.
И лес облегченно вздохнул: «Тишина».
место – красный (радость леса);
место – зеленый (хвойный лес);
место – синий, фиолетовый (зимний воздух);
место – белый (снежные шапки на деревьях);
место – голубой (тишина);
место – черный, серый (усталость).

А-Я23/122=0,189 0,189/0,017=1,611
Э-Е16/122=0,131 0,131/0,085=1,543
У-Ю 4/122=0,033 0,033/0,035=0,943
О-Ё10/122=0,081 0,081/0,109=0,751
И 4/122=0,033 0,033/0,056=0,590
Ы1/122=0,008 0,008/0,018=0,455
«Школа-2100»
И. Токмакова«Весна»
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
место – черный, серый (черная земля);
место – красный (радость от наступления весны);
место – желтый (теплые дни);
место – голубой (ясные дни, чистое небо);
место – зеленый (просыпается природа);
место – синий, фиолетовый (прохлада).

Ы10/128=0,078 0,078/0,018=4,333
А-Я19/128=0,148 0,48/0,117=1,269
О-Ё14/128=0,109 0,109/0,109=1
И 7/128=0,055 0,055/0,056=0,977
Э-Е9/128=0,070 0,070/0,085=0,827
У-Ю 3/128=0,023 0,023/0,035=0,670
«Школа-2100»
А.К. Толстой
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
место – синий, фиолетовый (синий кувшинчик…);
место – голубой (воздух);
место – белый (теплый пар, снег);
место – зеленый (наступление весны);
место – черный, серый (земля);
место – красный (радость).

У-Ю 8/118=0,067 0,067/0,035=1,937
И 10/118=0,084 0,84/0,056=1,513
О-Ё 12/118=0,101 0,101/0,109=0,932
Э-Е9/118=0,076 0,076/0,085=0,897
Ы2/118=0,016 0,016/0,018=0,889
А-Я9/118=0,076 0,076/0,117=0,651
«Школа-2100»
А. Плещеев
«Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повело весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
место – синий, фиолетовый (бегут ручьи);
место – зеленый (лес оденется листвою);
место – белый (снег);
место – голубой (ясные дни, чистое небо);
место – красный (радость от наступления весны).

У-Ю 6/93=0,064 0,064/0,0358=1,743
Э-Е12/93=0,129 0,129/0,085=1,518
О-Ё15/93=0,161 0,161/0,109=1,477
И 7/93=0,075 0,075/0,056=1,344
А-Я4/93=0,043 0,043/0,117=0,367
«Школа-2100»
Ф. Тютчев
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
место – черный, серый (пыль, раскаты громовые, сердитей);
место – зеленый (лето, листья);
место – голубой (капли дождевые);
место – красный (молния);
место – белый;

Ы7/81=0,086 0,086/0,018=4,778
Э-Е13/81=0,160 0,160/0,085=1,882
И 7/81=0,086 0,086/0,056=1,536
А-Я7/81=0,086 0,086/0,117=0,735
О-Ё5/81=0,061 0,061/0,109=0,566
«Школа-2100»
С. Есенин
«Пороша»
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
место – белый (снег);
место – красный (восхищение);
место – черный, серый (серые вороны);
место – зеленый (сосна);
место – синий, фиолетовый (холодный воздух);
место – голубой (чистое небо).

О-Ё13/93=0,140 0,140/0,109=1,284
А-Я13/93=0,140 0,140/117=1,197
Ы 2/93=0,021 0,021/0,018=1,167
Э-Е8/93=0,086 0,086/0,085=1,012
У-Ю 2/93=0,021 0,021/0,035=0,6
И 3/93=0,032 0,032/0,056=0,571
«Школа-2100»
Агния Барто«Весенняя гроза»
Черемуха, черемуха
В овраге расцвела.
Черемуха, черемуха
Стоит белым-бела.
место – синий, фиолетовый (гроза-дождь);
место – зеленый (весна);
место – красный (радость от наступления весны);
место – белый (черемуха);
место – черный, серый (тучи);
место – голубой (воздух).

У-Ю 4/76=0,053 0,053/0,035=1,504
Э-Е8/76=0,105 0,105/0,085=1,238
А-Я11/76=0,145 0,145/0,117=1,237
О-Ё10/76=0,132 0,132/0,109=1,207
Ы1/76=0,013 0,013/0,018=0,731
И 2/76=0,026 0,026/0,056=0,470
«ХХI век»
Сергей Есенин
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
место – синий, фиолетовый (холод);
место – черный, серый (тоска);
место – белый (зима);
место – красный (красавица весна);
место – зеленый (предчувствие весны);
место – голубой.

У-Ю 11/119=0,092 0,092/0,035=2,641
Ы4/119=0,034 0,034/0,018=1,867
О-Ё 20/119=0,168 0,168/0,109=1,542
А-Я16/119=0,134 0,134/0,117=1,149
Э-Е6/119=0,050 0,050/0,085=0,593
И 1/119=0,008 0,098/0,056=0,150
«ХХI век»
З. Александрова
«Зима»
Снежок порхает, кружится,
на улицах бело,
и превратились лужицы
в прозрачное стекло.
место – синий, фиолетовый (вода);
место – голубой (стекло-лед);
место – белый (снежок);
место – зеленый (предчувствие весны);
место – красный (снегири);
место – черный, серый.

У-Ю 6/81=0,074 0,074/0,035=2,116
И 7/81=0,086 0,086/0,056=1,543
О-Ё 9/81=0,111 0,111/0,109=1,019
Э-Е6/81=0,074 0,074/0,085=0,871
А-Я8/18=0,099 0,099/0,117=0,844
Ы1/18=0,012 0,012/0,018=0,686
«ХХI век»
И. Суриков
«Детство»
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
место – белый (сугробы, снег);
место – красный (радость, смех);
место – зеленый;
место – синий, фиолетовый.

О-Ё18/72=0,25 0,25/0,109=2,294
А-Я8/72=0,111 0,111/0,117=0,950
Э-Е5/72=0,069 0,69/0,085=0,817
У-Ю 2/72=0,028 0,028/0,035=0,794
«ХХI век»
И. Беляков
«О чем ты думаешь, снегирь?»
Ах, до чего мороз сердит!
Кругом снежок, снежок…,
Снегирь на веточке сидит,
Снегирь пылает и горит,
Как маленький флажок.
место – голубой (холодный воздух);
место – белый (снежок);
место – зеленый (предчувствие весны);
место – красный (снегирь, флажок);
место – синий, фиолетовый (мороз);
место – черный, серый.

И 13/112=0,116 0,116/0,056=2,073
О-Ё16/112=0,143 0,143/0,109=1,310
Э-Е11/112=0,098 0,098/0,085=1,155
А-Я9/112=0,080 0,080/0,117=0,687
Ы1/112=0,008 0,008/0,035=0,255
У-Ю 1/112=0,008 0,008/0,018=0,496
«ХХI век»
С. Маршак
«Декабрь»
В декабре, в декабре,
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
место – зеленый (елка);
место – голубой (серебро);
место – белый (снег);
место – синий, фиолетовый (речка);
место – черный, серый (печаль - «елка плакала с начала»);
место – красный (радость - «задышала, ожила»).

Э-Е18/134=0,134 0,134/0,085=1,580
И 9/134=0,067 0,067/0,056=1,199
О-Ё15/134=0,112 0,112/0,109=1,027
У-Ю 4/134=0,030 0,030/0,035=0,853
Ы2/134=0,015 0,015/0,018=0,829
А-Я12/134=0,090 0,090/0,117=0,765
«ХХI век»
С. Маршак
«Весенняя песенка»
Снег теперь уже не тот-
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед-
Будто раскололи.
место – зеленый (весна);
место – белый (снег);
место – синий, фиолетовый (озера);
место – голубой (воздух);
место – красный (радость от наступления весны).

Э-Е15/79=0,190 0,190/0,085=2,234
О-Ё14/79=0,177 0,177/0,109=1,626
У-Ю 4/79=0,050 0,050/0,035=1,447
И 1/79=0,018 0,018/0,056=0,327
А-Я3/79=0,038 0,038/0,017=0,325
«ХХI век»
Е Боратынский
«Весна»
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
место – голубой (лазурь);
место – синий, фиолетовый (чистый воздух);
место – белый (слепит очи);
место – зеленый (весна);
место – красный (радость).

И 7/87=0,080 0,080/0,056=1,437
У-Ю 4/87=0,046 0,046/0,035=1,314
О-Ё12/87=0,138 0,138/0,109=1,265
Э-Е8/87=0,092 0,092/0,085=1,082
А-Я9/87=0,103 0,103/0,117=0,884
«ХХI век»
Ф. Тютчев
Зима недаром злится,
Прошла ее пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
место – голубой (светлые, ясные дни);
место – красный («и лишь румяней стала»);
место – белый (еще зима);
место – зеленый (скоро весна);
место – синий, фиолетовый (зима злится).

И 7/76=0,092 0,092/0,035=2,632
А-Я14/76=0,184 0,184/0,117=1,574
О-Ё11/76=0,145 0,145/0,109=1,328
Э-Е3/76=0,039 0,039/0,085=0,459
У-Ю 1/76=0,013 0,013/0,035=0,376
«ХХI век»
Ф. Тютчев
«Чародейкою зимою»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
место – синий, фиолетовый (чародейка зима);
место – белый (снежная бахрома);
место – голубой (сон);
место – зеленый (хвойный лес);
место – красный (чудная жизнь).

У-Ю 8/104=0,077 0,077/0,035=2,198
О-Ё21/104=0,202 0,202/0,109=1,853
И 10/104=0,096 0,096/0,056=1,717
Э-Е9/104=0,087 0,087/0,085=1,018
А-Я3/104=0,029 0,029/0,117=0,247
«ХХI век»
С. Дрожжин
«Зимний день»
По задворью злится
И трещит мороз,
Иней серебрится
На ветвях берез
место – голубой (иней);
место – белый (снег);
место – зеленый;
место – красный (трещит мороз);
место – синий, фиолетовый (холод).

И 9/64=0,141 0,141/0,056=2,511
О-Ё8/64=0,125 0,125/0,109=1,147
Э-Е6/64=0,094 0,094/0,085=1,103
А-Я6/64=0,094 0,095/0,117=0,801
У-Ю 1/64=0,016 0,016/0,035=0,446
«ХХI век»
С. Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость,
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
место – черный, серый (рощи голы - земля);
место – голубой (туман и сырость);
место – желтый (золотая осень);
место – красный (красные лист);
место – зеленый (зеленые листья);
место – синий, фиолетовый (вечер).

Ы8/89=0,090 0,090/0,018=4,993
И 11/89=0,124 0,1247/0,056=2,207
О-Ё16/89=0,180 0,180/0,109=1,649
А-Я6/89=0,067 0,067/0,117=0,576
Э-Е3/89=0,034 0,034/0,085=0,396
У-Ю 1/89=0,011 0,011/0,035=0,321
«ХХI век»
С. Есенин
«Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
место – белый (белая береза, снег);
место – черный, серый (черные полосы на белой коре).

О-Ё13/65=0,2 0, 2/0,109=1,835
Ы2/65=0,031 0,031/0,018=1,709
«ХХI век»
И.А. Бунин
«Листопад»
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
29718001270000место – желтый;
место – зеленый;046736000
место – голубой;
место – красный;
место – синий, фиолетовый;
место – черный, серый.

Ы8/89=0,090 0,090/0,018=4,993
И 11/89=0,124 0,1247/0,056=2,207
О-Ё16/89=0,180 0,180/0,109=1,649
А-Я6/89=0,067 0,067/0,117=0,576
Э-Е3/89=0,034 0,034/0,085=0,396
У-Ю 1/89=0,011 0,011/0,035=0,321
«ХХI век»
А.С. Пушкин
Отрывки
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
место – черный, серый (нелюбимое время года автора);
место – красный (лето красное);
место – синий, фиолетовый;
место – желтый;
место – зеленый;
место – голубой.

Ы5/70=0,071 0,071/0,018=3,968
А-Я 12/70=0,171 0,171/0,117=1,465
У-Ю 3/70=0,043 0,043/0,035=1,224
О-Ё8/70=0,114 0,114/0,109=1,048
Э-Е5/70=0,071 0,071/0,085=0,840
И 3/70=0,043 0,043/0,056=0,768
«ХХI век»