Проект урока музыки в 5 классе по теме: Картины природы в музыке


Проект урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"
Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса.
Погорелая Татьяна Ивановна, учитель музыки МОУ Детгородковская общеобразовательная школа с. Теряево Волоколамский район Московская область. Опубликовано 15. 03. 2017г
Проект урока музыки в 5 классе  по теме: «Картины природы в музыке»
Цель урока: Через погружение в мир художественных образов природы обозначить связь музыки и изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие –
Познакомить с творчеством русского композитора -  М. П. Мусоргского; Г. Струве,
расширить  и углубить  представления  об изобразительных и выразительных возможностях музыкального языка.
Развивающая –
Развить эмоционально – осознанное восприятие музыки.
Воспитательная –
Возбудить интерес к родной природе, чувству патриотизма.
Тип урока: интегрированный  - музыка, литература  и живопись.
Музыкальный материал:
ГЭ.Григ «Утро», М. П. Мусоргский  Вступление «Рассвет на Москве – реке» к опере: «Хованщина», Г. Струве «Далеко ли, близко».
Дополнительный материал: Стихотворение А. Болутенко «Чудесная краса», компьютерная презентация,
Ход урока: Организационный момент
Приветствие
С какими видами искусства связана музыка?
Изменить состоянье души может лес,
Над рекой красота небосвода,
Дивный мир совершает так много чудес,
Всегда радует сердце природа.
           (А. Болутенко)
слайд
- Как вы думаете, ребята,  о чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Сегодня мы посвятим урок музыке, рисующей картины природы.
Работа по теме урока
- Искусство и природа вообще не отделимы друг от друга. Художники, поэты, композиторы часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там оказывается связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и природе – такие близкие, родственные чувства.
- Посмотрите на эти картины известных русских художников И. Шишкина,     И. Левитана,  В.Васнецова.
слайд
 Что мы видим в них? (природу).
- А можем ли мы увидеть музыку? Как?
- А каких известных композиторов вы можете назвать, посвятивших свои произведения природе?
- Я помогу дополнить вам этот музыкальный материал,  и наиграю знакомую  для вас интонацию.
Тема «Утра» Грига
- Что это, откуда, кто композитор?
слайд
- Давайте пропоем эту мелодию на звук –а-. Какой характер этой темы?
- Чтобы ярче разукрасить свое произведение, композиторы пользуются изобразительными подробностями музыкального языка.  А что можно изобразить в музыке?
Пение птиц, стук колес, топот конницы, раскаты грома, журчание ручья, звон колокола и др.
 слайд
- Послушайте фрагмент музыки Э.Грига «Утро» и обратите внимание на изобразительные подробности.
- Что вы услышали, какие изобразительный подробности помогли вам ярче представить картину просыпающейся природы?
- Многие композиторы обращались к теме природы. И русский композитор М. П. Мусоргский – один из них
Слайд

Сообщение ученика: М. П. Мусоргском.
Родился М. П. Мусоргский в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича, на Псковщине.  Детство будущий композитор провел среди лесов и озер. Он был самым младшим четвертым сыном в семье. И был любимцем матери. Она первая стала учить его играть на фортепиано. Когда ему было 10 лет, он переехал вместе со старшим братом в Петербург и поступил в военное училище – школу гвардейских подпрапорщиков. В семнадцатилетнем возрасте по окончании школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Будущее сулило удачу и счастливую жизнь. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и отказывается от судьбы военного, потому что музыка занимала первое место в его жизни. Началась новая жизнь молодого музыканта, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».
Слайд
- Сегодня мы обратимся к его позднему творчеству, к опере «Хованщина». Название оперы происходит от фамилии бояр Хованских. Эта опера о начале правления Петра I. Мы послушаем оркестровое вступление к опере «Рассвет на Москве реке».
- Но прежде мы обратимся к главной теме этого вступления.
На доске нотный пример главной мелодии вступления
- Каков характер этой мелодии? - Песенная, мелодичная и необычайного благородства и чистоты, совсем почти как русская песня, правда?
- Эту мелодию хочется петь (поет учитель на у)
- А теперь вместе попробуем спеть эту мелодию на звук ю, чтобы исполнение получилось легким.
- Какое чувство возникло у вас в душе от этой темы? (Взволнованное, щемящее, лирическое).
-А если бы вы были композиторами, какие изобразительные подробности добавили к этой теме?
Ответы, размышления детей.
слайд
- А теперь приготовьтесь, мы будем слушать целиком все оркестровое вступление «рассвет на Москве-реке». Мы услышим, какая музыка вырастет из этой главной темы, какими изобразительными подробностями обогатит свое произведение сам Мусоргский.
- Сядьте поудобнее,  закройте глаза. Так мы будем слушать это произведение, чтобы лучше увидеть уже нашим внутренним зрением всю картину рассвета.
Слушание (релаксация)
- Что услышали, что увидели? Какие изобразительные подробности здесь звучали?
- Как развивалась главная тема?
- Данному оркестровому вступлению Мусоргский придал характер жанровой картины
Слайд
Над Красной площадью занимается рассвет. Кричат петухи. С ними перекликаются трубы пробуждающихся стрельцов. Раздается колокольный звон. В свои права вступает яркое, солнечное утро. Однако. Данное вступление – не просто пейзаж. Его содержание значительно сложнее:  о рассвете в жизни всего русского государства в конце 17 века, накануне реформ Петра I.
Домашнее задание
- Все, о чем говорили, все, что представили, слушая это музыкальное произведение, вы передадите в красках и принесете свои творческие работы на следующий урок. (Творческое задание)
Вокально – хоровая работа
- К теме природы обращались не только композиторы прошлого, но и наши современники. Один из таких композиторов, который написал много песен для детей о Родине, о природе был Георгий Александрович Струве. Георгий Александрович Стру́ве ( 1932 — 2004 ) — композитор , хормейстер , дирижёр , педагог и просветитель , общественный деятель. Народный артист РСФСР ( 1991 ), основатель студийного движения в стране, создатель уникальной системы массового обучения музыке и хоровому пению, был Президентом Федерации детских и молодёжных хоров России.
Биография
Сын поэта А. Ф. Струве. В 1950 году окончил школу музыкантских воспитанников СА в Уфе.
В 1952 году начал работу учителем пения в пос. Никольский Балашихинского района Московской области.
В 1953 году стал руководить школьным хором школы-семилетки пос. Вишняки.
В 1958 году закончил дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища при МГК имени П. И. Чайковского .
В 1959 году на базе хора школы-семилетки пос. Вишняки создал первую в Советском Союзе детскую хоровую студию «Пионерия» .
В 1964 году завершил учёбу в МГК имени П. И. Чайковского на теоретико-композиторском факультете по классу профессора М. М. Багрянского (дирижирование).
В 1967 году там же окончил класс композиции на правах аспирантуры у профессора Д. Б. Кабалевского .
С 1962 по 1987 год являлся художественным руководителем и главным дирижёром Московской областной хоровой капеллы «Народный учитель», вёл постоянно действующий семинар учителей музыки Московской области.
С 1973 по 1983 год возглавлял правление хорового общества Московской области, был заместителем председателя Всероссийского хорового общества по делам детей и молодёжи, председателем комиссии по творчеству для детей и юношества Советского общества Дружбы с зарубежными странами, позднее был заместителем председателя Всероссийского музыкального общества по работе с детьми и молодёжью.
С 1975 года руководил постоянно действующим клубом «Камертон» при Союзе композиторов России и Всероссийском музыкальном обществе по проблемам музыкального воспитания и образования детей в стране и за рубежом,
Струве — выдающийся педагог, более полувека проработавший с детьми и воспитавший за эти годы более 10 тысяч учеников. Более 400 его учеников стали профессиональными музыкантами, многие из них стали заслуженными артистами, заслуженными работниками образования, культуры, лауреатами международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов. Многие из них продолжают дело Струве и работают с детьми.
Струве был учеником и верным продолжателем дела Д. Б. Кабалевского по всеобщему музыкальному воспитанию детей и молодёжи. Он создал уникальную систему музыкального воспитания. Его методика хорового сольфеджио стала настольным пособием для педагогов, работающих в области музыкального воспитания, принята и утверждена Министерством образования для 1-4 классов.
Струве написал более 200 произведений, большей частью для детей и юношества. Его песни пели и продолжают петь дети России и других стран, многие из них («Моя Россия», «Школьный корабль», десятки других) стали уже классикой и входят в программы детских садов, общеобразовательных и музыкальных школ в России и за рубежом.
Со своим хоровым коллективом «Пионерия» им записано около 30 пластинок общим тиражом несколько сот тысяч экземпляров, сделано более 300 записей на ВР , десятки передач по ЦТ , написана музыка к нескольким художественным фильмам и многим телепередачам.
О нём и о его авторской методике сняты научно-популярные фильмы и телепередачи («Улитка в лабиринте», Леннаучфильм, 1978 г.; «Здравствуй, школа», «Музыка для тебя», ряд передач из цикла «Очевидное — невероятное» и др.) В 2010 году снят документальный фильм «Воспитание песней»(«Студия 19»). Его хоровой коллектив «Пионерия» объехал с концертами более 100 городов Советского Союза, представлял страну в Бельгии, Болгарии, Венгрии, Италии, Германии, Голландии, Франции, Финляндии и других странах, а также выступал с лучшими государственными оркестрами страны.
Струве был главным хормейстером на многих фестивалях и крупнейших музыкальных форумах страны: Всесоюзного фестиваля детского творчества ( «Орлёнок» , 1967), Всероссийского слёта детских хоровых студий ("Орлёнок, 1969), Дней молодёжного музыкального искусства СССР в Польше (1969), Сводного детского хора на Большом хоровом Соборе у Храма Христа Спасителя в Москве (1997 и 1999), сводного хора России на Фестивале, посвящённом 200-летию А. С. Пушкина (Псков, 1999), Большого хорового Собора в Краснодаре (2002), певческих полей в Московской области ( Балашиха , Дубна , Железнодорожный , Красногорск ) и многих других.
Им написаны книги по проблеме музыкального воспитания детей и молодёжи, методические и репертуарные сборники, изданные общим тиражом более 1,5 млн экземпляров: «Музыка для всех» (1979), «Школьный хор» (1981), «Музыка для тебя» (1980), «Хоровое сольфеджио» и др.
Струве возглавлял и входил в состав жюри десятков крупнейших национальных и зарубежных конкурсов в Австрии, Германии, Италии, Украине и др. Он провёл более тысячи семинаров, мастер-классов и авторских концертов в сотнях городов и районов России и других странах ( Австрия , Вьетнам , Германия , Индия , Италия , Франция , Южная Корея , Япония и др.).
Именем Струве названы:
ежегодный Международный детский хоровой конкурс-фестиваль «Артековские зори» (« Артек », Республика Крым, Россия)
созданная им детская хоровая студия «Пионерия» (Северное Кучино , Железнодорожный )
ежегодный Московский областной детский фестиваль-конкурс « Юные таланты Московии » ( Железнодорожный )
улица в микрорайоне Центр-2 (Железнодорожный)
Детская музыкально-хоровая школа(город Железногорск Курская область)
Дочь Георгия Струве Мария Струве, пошла по стопам отца и в сентябре 1988 года основала собственный хор, известный впоследствии как «Хоровая Капелла Марии Струве». Будучи победителем конкурса «Педагог года 2000», и лауреатом множества международных наград, Мария активно поддерживала отца, давала совместные концерты с его хором. Продолжая дело отца по популяризации хорового пения в стране, Мария Струве является Президентом Гильдии Дирижёров-хоровиков России.
Сообщение ученика: песни Г. А. Струве
Ниже указаны только те песни Георгия Александровича, которые упоминаются на сайте http://www.dhs-pioneria.ru/ . Но на этом список не завершается.
«Музыка» (сл. И.Исаковой)
«Янтарный вальс» (сл. Н.Соловьевой)
«Школьный корабль» (слова К.Ибряева)
«Матерям погибших героев» (слова Л.Кондрашенко)
«У Моей России» (сл. Н.Соловьевой)
Все эти песни практически сразу после их написания исполняла Детская хоровая студия «Пионерия». Прослушать эти песни в исполнении этого коллектива можно на сайте http://www.dhs-pioneria.ru/
Награды
Струве — лауреат многочисленных российских, всесоюзных и международных премий, в том числе премии комсомола Подмосковья (1978 г.) и премии Ленинского комсомола (1979 г.).
Награждён медалями «За доблестный труд» (1979 г.), «Ветеран труда» (1992 г.), памятной медалью «За укрепление мира» советского общества Дружбы, памятной медалью губернатора Московской области, а также Почётной грамотой Московской Патриархии, Почётными грамотами Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
5 ноября 1991 года Струве присвоено звание « Народного артиста РСФСР »
Примечания
Слайд
Мы продолжим работу над одной из его песен «Далеко ли, близко».
- Начните петь эту песню с душой, с чувством проникновения и любви к своей родной природе, к своей Родине.
Исполнение 1 куплета.
Работа над разучиванием всей песни.
Итог
- Что сегодня на уроке было для вас важным? Какие чувства вы испытали на занятии? А как вы думаете, что явилось источником всех этих произведений? Я хочу закончить наш урок строчками стихотворения Анатолия Болутенко.
Красота Земли неповторима,
И в восторге от неё душа.
Не пройти красы чудесной мимо,
Ведь она безмерно хороша!
Каждому полезно человеку
Побывать в лугах, в лесной тиши,
Посмотреть на голубую реку,
Чтобы не ожесточить души.