Конспект открытого урока по музыке в коррекционной школе 8 вида 3 класс «Сказочные персонажи в музыке»


Конспект открытого урока по музыке
В коррекционной школе 8 вида 3 класс
«Сказочные персонажи в музыке»
Учитель музыки: Первухина Лариса Владимировна
Цель: 1.Способствовать формированию навыков слушания, анализирования музыки, создавать условия для формирования УУД;
2.Коррекционная: Работа на развитие коммуникативных способностей детей;
3.Воспитательная: Воспитание интереса и любви к музыке;
Оборудование: Компьютерная презентация, магнитофон ,диски с музыкой.
Ход урока
1. Организационный момент.
А) Вход под музыку.
Сейчас ребята вы услышите музыку и в характере музыки войдете в класс.
( Две лягушки )
Б) Музыкальное приветствие.
- Здравствуйте ребята.
- Ребята, а под какую музыку вы вошли в класс, она вам знакома?
- Какой у нее характер?
- о ком в ней поется?
В) Настрой на урок.
Сейчас мы с вами сядем поудобнее, закроем глаза, поднимем руки ладонями вверх и слушая музыку настроимся на урок.
( слушают)
- Льется музыка рекою
Закружила все вокруг
И кораблики мелодий
Выплывают из под рук
Их волна крутая гонит,
Но унять не может, нет
В царстве музыки волшебной
Поплывем за ними в след!
-Что мы с вами должны сделать в начале урока музыки?
Распеться.
-Правильно. Чтобы научиться правильно, петь, надо научиться правильно, дышать и распеваться. Сегодня мы с вами разучим новые упражнения на дыхание.
Дыхательная гимнастика. «Букет цветов»
-Представьте что у нас в руке букет цветов. Теперь медленно, спокойно вдохнули через нос-понюхали букет. Задержали на секунду дыхание и медленно, тихо выдохнули ртом.
«Свеча»
- Возьмем узкую полоску бумаги и представим, что это горит свеча. Глубоко вдохнем и медленно подуем на пламя. Бумага должна немного отклониться и оставаться в таком положении до конца выдоха.
-что еще мы должны сделать?
Правильна распеться.
Сейчас нашей распевкой мы пожелаем друг другу доброго утра.
Распевка «Утро»
Над полем солнышко взошло - утро!
Всем на земле светлым- светло – утро!
Проснулся лес, проснулся луг – утро!
Не зря зовут начало дня – утро,
Росинки падают, звеня – утро!
Искрятся травы и цветы- утро!
Повсюду столько красоты - утро!
- А сейчас я подую, на вас как на свечу, и вы тихонечко полетите на свои места.
2. Определение темы.
Звучит музыка (в гостях у сказки)
- Что это, откуда слышится музыка?
-Давайте тихонько встанем и поищем, откуда она звучит.
Находят музыкальную шкатулку. Читают (музыкальная шкатулка)
- А что у нее внутри? (достают конверт читают)
В некотором царстве в некотором государстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве…..
- Ребята, какой литературный жанр начинается с этих слов? (сказка)
- Правильно!
- Какие сказки вы знаете?
- А кто их пишет? (народ, писатели)
- Назовите писателей сказочников?
- А какие сказочные персонажи вам известны? Слайд№1.
- Кто из персонажей вам нравиться?
- Почему?
- Давайте определим тему урока, (Сказочные персонажи)
- На какой урок вы пришли? (музыка)
- Значит тема нашего урока: Сказочные персонажи в музыке. Слайд№2.
3. Изучение нового материала.
а) Многие композиторы писали музыку о сказочных героях. Вот, например, Петр Ильич Чайковский. Слайд№3. И сейчас вы услышите музыкальное произведение этого великого композитора, название которого вы еще не знаете. И рисует оно также облик сказочного персонажа, а какого, нам подскажет наша музыкальная шкатулка.
- А как же мы ее спросим?
- Давайте как во всех сказках скажем волшебные слова. ( 1.2.3. шкатулка оживи)
-Не оживает. У нас же урок музыки, давайте споем волшебные слова.
- Я вам дам подсказку: это загадка, разгадав которую вы узнаете название музыкальной пьесы.
- В облаках, не по земле, летит баба на метле, страшная и злая. Кто она такая? (Баба - Яга) Слайд№4.
б) Внимательно послушайте музыку и скажите, как композитор передал в своей пьесе черты этого героя?
- Закрываем глаза и представляем себе сказочный персонаж.
(Звучит пьеса П.И.Чайковского «Баба яга»)
- Узнали злую волшебницу из русских народных сказок?
- Какой вы представили Бабу-Ягу? (злая, коварная, жестокая….,)
- Какие звуки присутствовали в музыке? (короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся)
- Какой темп в музыке? (быстрый, живой, не останавливается)
- На каком инструменте исполняют музыку? (фортепиано)
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
Молодцы, вам удалось понять характер Бабы-Яги.
А теперь я хочу вместе с вами исполнить эту пьесу.
играют на молоточках (Слайд№5.)
в) - Ребята, а как вы думаете, может ли Баба-Яга быть смешной?
Слайд№6.
- Оказывается и такой может быть – смешная Баба-Яга! Про нее в народных играх даже сложена забавная прибаутка-дразнилка.
Баба-Яга,
Костяная яга,
С печки упала,
Ногу сломала,
Побежала в огород,
Напугала весь народ,
Побежала в баньку,
Напугала зайку,
- Какие вы еще знаете дразнилки?
- Давайте теперь вспомним мультфильмы или детские художественные фильмы, где мы встречали смешную Бабу-Ягу? Слайд№7.
-Например, мультфильм «Летучий корабль» живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких веселых лесных старушек. Они даже называются смешно Бабки-Ежки. И поют они забавные частушки. Музыку этих частушек и всего мультфильма в целом сочинил М.Дунаевский. Слайд№8
- Послушайте и скажите какими вы представили Бабок-Ежик? Слайд№9.
- А теперь мы с вами покажем движениями характер Бабок-Ежик. А музыкальная шкатулка нам поможет, давайте скажем волшебные слова.
-Давайте посмотрим что она нам приготовила. (погремушки)
4. Физминутка. (с погремушками)
г) – А вот и последняя наша Баба-Яга, самая волшебная. Пьесу с таким названием написал композитор М.П.Мусоргский. Слайд№10.
- Сейчас мы с вами послушаем эту пьесу. После прослушивания вы расскажите мне о картинах, которые возникли в вашем воображении.
Пьеса будет звучать достаточно долго ,поэтому сядьте удобно, закройте глаза и помните, что музыка это – волшебство и если шуметь, то все волшебство исчезнет.
Звучит «Баба-Яга» М.П.Мусорского. Слайд№11.
1) Первичное слушание.
- Всегда ли музыка звучала одинаково?
- Как она менялась? (в начале в середине в конце)
- Какое настроение вызвала эта музыка?
Эта пьеса состоит из 3-х частей. Первая часть рисует образ Бабы-Яги злой, хромой, которая опирается на свою метлу, гремит клюкой и ступой. А потом вдруг ступа с Бабой-Ягой взвивается в небо, и музыка меняет свой характер и рисует картину зачарованного леса, над которым ступа пролетала .В последней же части музыка вновь рисует портрет Бабы-Яги, которая, ворча и хромая, забирается в свою ступу и улетает.
2) Вторичное слушание.
- А сейчас давайте узнаем что про эту музыку скажет муз шкатулка?
Волшебные слова.
- Ребята у меня есть волшебные карточки проверялки сейчас мы с вами еще раз послушаем эту пьесу и договоримся : когда будет звучать музыка вы поднимете те карточки которые соответствуют ей по цвету.
4. закрепление.
А) Творческая работа. Рисование образа Бабы-Яги.
Б) Анализ рисунка детей.
- Почему такой образ изобразили?
- А почему такие краски выбрали?
5. Итог урока.
6. Оценки.