Методическая разработка открытого урока по музыке Сказка в музыке Э.Грига

Тудвасева Ольга Сергеевна
учитель музыки второй квалификационной категории
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Сказка в музыке Эдварда Грига.
Конспект урока музыки во 2 классе

Тип урока: Углубление и закрепление материала.

Проблема: Музыка Эдварда Грига. Музыкальные образы норвежских сказок музыки Э. Грига.

Цели и задачи урока:

Обучающие:
закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности;
закрепление понятия, что такое динамика, пьеса.
умение петь в ансамбле с товарищами, с солистами, под аккомпанемент;
ознакомление с творчеством норвежского композитора Э. Грига.


Развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать творческие способности и самостоятельность детей;
развивать навыки музыкального восприятия путём обогащения разнохарактерными интонациями.

Воспитательные:
на основе эмоционального восприятия музыки Э. Грига развивать воображение детей;
воспитывать интерес, потребность в общении с искусством;
развивать слушательскую культуру учащихся;
развивать у детей интерес и любовь к музыке различным её формам, акцентируя внимание детей на позитивных аспектах воздействия направления их выбор в полезную для здоровья сторону;
пробуждать в детях интерес к серьёзной музыки;
способствовать обогащению сознания детей познанием;
способствовать становлению позитивного отношения к искусству как источнику духовного обогащения личности, воспитывать певческую культуру звука.

Методы и приёмы обучения:
Объяснение, беседа, рассказ, демонстрационный, упражнение, исполнение песенного материала, слушание музыки, творческие задания, использование наглядного материала, взаимосвязь музыки с другими предметами (география, литература).



Оборудование:
мультимедиа ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
музыкальная аппаратура (СД проигрыватель, синтезатор или фортепиано);
музыкальные инструменты (ксилофон);
портрет Э.Грига,
фонохрестоматия музыкального материала;
нотный музыкальный материал;
кассеты, диски с музыкальными фонограммами ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
музыкальная шкатулка;
чашка с морковкою.



Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку.

Вступительная часть перед новой темой.
- Перед тем, как перейти к теме сегодняшнего урока, я предлагаю вам послушать песню в исполнении ученика класса.
Задание: при прослушивании произведения определить

Слайд №2.
О чём говорится в песне?
Какая песня по настроению?
Как бы вы назвали эту песню?

( Слушание песни, ученик из класса поёт и играет музыку на ксилофоне. Беседа по песне).
- Итак, сейчас вы прослушали песню...
О чем говорится в прослушанной песне? (о музыкальной шкатулке)
(Работа над словами в песне).

Слайд №3.
Слайд №4.

Какая она по настроению? (весёлая, волшебная, сказочная).
А как бы вы её назвали? («Музыкальная шкатулка»).
А вы когда-нибудь видели музыкальную шкатулку?
- У нас с вами шкатулка непростая, волшебная, сказочная (показать шкатулку в реальности и на слайде).

Слайд №3.
- Посмотрите на шкатулку (открывается и звучит мелодия, на фоне которой ведется рассказ о Норвегии).



Рассказ о Норвегии.
- Музыкальная шкатулка переносит нас на север, в удивительную страну под названием Норвегия.

Слайд №5.

- Это страна суровой природы. Она лежит у северного моря. Величественная и суровая Норвегия – страна диких скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов – фьордов.

Слайды №6 - №9.

- Людям приходится бороться с природой: с бурями, ветрами, штормами на море.
- Норвежцы - народ смелый, сильный, трудолюбивый и любят веселье, музыку, танцы.

Слайд №10.

- В Норвегии много сказок, преданий, поверий. В горах и скалах будто бы живут сказочные существа: гномы, тролли, кобольды, эльфы.

Слайд №11.

- И именно о них очень любил писать знаменитый норвежский композитор Эдвард Григ.

Слайд №12.

Объявление нового материала. Рассказ о Э. Григе.
- Итак, тема сегодняшнего урока: «Сказка в музыке Эдварда Грига».
- Норвежский композитор Эдвард Григ родился в г.Бергене. Уже в раннем детстве проявилась его музыкальная одарённость.

Когда Эдвард играть ещё не умел, он слушал лишь с нажатием клавиш звуки, замирающие в тишине.

Слайд №13.

- Но ему снятся волшебные сны. Ему снится, что он играет легко и свободно. А мелодия ясная и прозрачная. И её так просто запомнить, но почему днём он её забывает?
Но, вот, недавно, стоя у рояля, он вспомнил, что ему приснилось. Вспомнил и начал перебирать клавиши обеими руками.
И случилось чудо! Рояль звучал!
- «Сыграй ещё раз!»
Мальчик вздрогнул от неожиданности: за спиной стояла его мама.

- Так, в пять лет он начал подбирать на рояле услышанные мелодии, а с шести лет начал учиться музыке у своей мамы, которая была хорошей пианисткой.

Слайд №14.

- За свою жизнь он написал немало произведений. И с некоторыми из них, которые он сочинил на сюжеты старинных норвежских легенд сказок, вы сегодня познакомитесь.

Музыкальный кроссворд.
- А теперь, задание: перед вами лежит музыкальный кроссворд, соединив правильно буквы, вы прочитаете слова Э. Грига.
(Ребята выполняют задание, работая в тетрадях. Как только все соберут высказывание Грига, открывается слайд № 15).

Слайд №15.

Объясните, как вы понимаете слова Эдварда Грига «Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей страны»?
(Беседа по заданному вопросу).

- Трольхауген – имение Грига, где он написал много пьес.
А что такое пьеса? (Беседа с ребятами и открывание слайда № 16).

Слайд №16.

- Наша музыкальная шкатулка (открывается шкатулка и звучит мелодия) предлагает вам послушать пьесу «Кобольд» Э. Грига, а кто такой кобольд я вам пока не скажу.
Задание:
Какое настроение передает эта мелодия?
Подумайте и скажите, положительный этот герой или отрицательный и почему?

(Слушание пьесы «Кобольд» Э. Грига)

(Работа над заданными вопросами, работа над произведением.)
- Правильно, музыка быстрая, весёлая, отрывистая, в ней всё время происходят резкие смены, неожиданные остановки : то она звучит очень громко, то очень тихо; движение то стремительное, то внезапно прерывается.
Кобольд – это дух гор и хранитель домашнего очага (домовой).

Слайд №17.

- Он не злой, но очень озорной, юркий. Он скачет, прыгает, то прячется, то снова появляется. Он просто проказник.
Послушайте пьесу ещё раз и обратите внимание на то, что музыка совсем не страшная.

(Повторное слушание пьесы «Кобольд» Э. Грига)

- Населяют норвежские леса не только добрые гномы, но и злобные тролли и гоблины.
Что вы знаете о троллях?
(Беседа с ребятами о сказочном существе - тролле).
- Тролль – сказочное существо, карлик, обычно враждебное людям.

Слайд №17.

- Сейчас вы прослушаете ещё одну пьесу Э. Грига «В пещере горного короля».
Задание:
Отличается ли это произведение от первого произведения или нет?
Какие средства выразительности использовал композитор в этом произведении?

(Слушание пьесы «В пещере горного короля» Э. Грига).

(Беседа по прослушанному произведению)

Слайд №18.

(Вспоминаем термин – динамика.)

Слайд №20.

- Пьеса начинается очень тихо, таинственно, на низких звуках. Одна и та же мелодия повторяется несколько раз. Постепенно музыка звучит всё сильнее, движение ускоряется. Вступают всё больше и больше инструментов, и, наконец, звучит весь оркестр – маршеобразно, мощно, громко, широко. В конце движение резко обрывается.
А где кульминация произведения?
- Конечно же в конце пьесы. Задание:
Выложите на магнитной доске динамические оттенки, как они меняются в течении всей пьесы?
(Работа учениками у доски и проверка, работа со слайдами № 19, 21).

Слайд №19, № 21.

- Да, звучит фантастическое шествие в характере, настроении марша, которая несколько раз повторяется, звучит в самом низком регистре, настороженно и таинственно. Но звучность и движение постепенно усиливается.
И кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.
Внезапно всё прерывается резкими аккордами. Мираж сказочной картины исчезает.
- Послушайте стихотворение Г. Ибсены и скажите
Созвучно ли это стихотворение с пьесой Грига?

Верил я, сходя впервые
Недра мрачные, земные:
Духи тьмы там, в глубине,
Тайну тайн откроют мне.
Г. Ибсен


Слайд №22.




Разминка.

Одолела вас дремота,
Шевельнуться не охота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вверх потянись,
Вниз, вниз потянись.
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все! Мы сделали зарядку!

Продолжение темы урока.
- Сейчас вы прослушаете следующее произведение Э. Грига «Шествие гномов».
Задание:
Какое это произведение по характеру?
Каких изобразил гномов композитор?

( Слушание пьесы Э. Грига «Шествие гномов»).

(Беседа с ребятами по вопросам, заданных до прослушивания).
- Ответьте, ребята:
Какая часть произведения рассказывает о том, что гномы добрые? (средняя)
Чем средняя часть отличается от других частей?
А кто такие гномы?
- Правильно, молодцы.
- Гномы – это фантастические существа, карлики, охраняющие подземные богатства.

Слайд №23, № 24.

Блеск рубинов, алмазов на каком инструменте можно изобразить? (ксилофон).

Домашнее задание.
- Дома в тетрадях или на альбомном листе нарисуйте своего гнома, как вы его представляете?

Исполнение песни «Маленькая страна» (И. Николаев - И. Николаев)

(Исполнение песни «Маленькая страна» (И. Николаев - И. Николаев)

Слайд №25 -27.

Итог урока.
(Повторение главных моментов нового материала, пройденного на уроке).


Ребята, а вы знаете, что гномы никогда не болеют?

(Учитель держит большую чашку, закрытую полотенцем или салфеткой. Ребята заинтригованы, им интересно, что под полотенцем).

А какое их любимое лакомство? (морковка)

Слайд №28.


(Учитель угощает ребят заранее приготовленной и почищенной морковкой из большой глубокой чашки).



Список использованной литературы.


Эдвард Григ/ Б. В. Асафьев. Изд. «Музыка»; Ленинград, 1984 г.
История зарубежной музыки / М. Друскин . - Изд. «Музыка»; Москва, 1967 г.
«Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 5.» Изд. «Музыка»; Москва, 1965 г.
100 великих поэтов / В.Н.Ерёмин. – М.: Вече, 2005.