Открытый урок по музыке Колокольность в музыке и изобразительном искусстве (5 класс)


Урок музыки в 5 классе
Учитель музыки - Боброва Н.В.
Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Цель: Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального и изобразительного искусств.
Задачи:
Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления.
Путём исследования и проектной деятельности определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве.
Познакомить с термином «имитация» и возможностью имитировать звучание одних музыкальных инструментов другими.
Формировать уважение к традициям своего народа, воспитывать музыкальную культуру, как часть духовной культуры, эстетический вкус.
Личностные результаты: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: умение работать с учебной картой с заданиями, понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.
Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом песни.
Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
Оборудование: презентация (и набор техники для ее демонстрации), репродукции картин И.Левитана, А.Лентулова, компьютер, проектор, оценочный лист учащихся, шумовые инструменты.
Тип урока: расширение и углубление знаний учащихся.
Форма урока: интегрированный Слайд-1(Титульный)
Метод: объяснительно – иллюстративный с использованием исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
II. Мотивация и актуализация знаний Слайд-2 (Москва)
Видео:
«Рассвет на Москве реке» М.П. Мусоргского –
-Ребята, ваши впечатления? Что вы увидели, когда  слушали эту музыку? Какая картина встала в вашем воображении? (Рассвет, восход солнца, начало нового дня…)
Слайд-3 (Портрет М.П.Мусоргского)
«Рассвет на Москве-реке» - так называется симфоническая картина М. Мусоргского вступление к опере « Хованщина».
Всему русскому народу о многом говорят слова: «9 мая – день Победы. А в ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной Войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве-реке». Создавалось впечатление, что
М. Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет дня Победы, новой мирной жизни.
- А что было слышно, когда звучало произведение М. Мусоргского?(Могучее, тревожное звучание большого колокола…Звонкие, перекликающиеся голоса малых колокола…)
Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».
- Догадались, чему будет посвящён наш урок? (ответы)
-Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению – колокольному звону.
Слайд №4 (Храм)
Учитель:
Колокольные звоны
плывут над Россией,
Разгоняя все беды,
над раздольем летят.
Колокольного звона
не сыщешь красивей,
Об истории русской
звоны те говорят.
Сформулируйте тему урока (ответы детей)
- А можем ли мы услышать колокольный звон в картине художника? (да)
- Тема нашего полугодия как звучит? (Музыка и изобразительное искусство)
- Скорректируйте тему урока «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
- А вы все знаете об истории колокола, какие колокольные звоны есть? (нет)
- Какую цель ставим? ( исследовать где и когда звучали колокола, какое место занимают они в русской культуре, познакомиться с историей колокола, и его звучанием)
Слайд-5(Цель)
Работа по теме урока.
Представить творческую группу учащихся, работавшую над проектом «История колоколов»
Когда же появились первые колокола? Слайд №6 (Первые колокола)
Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в  X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и  по красоте, и по качеству звона колоколов. А  еще на огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях. В народе по-особому и с любовью, и гордостью относились к колоколам.
- Когда появились первые колокола?
- Где и когда можно было услышать звучание колокола?
Ребята, а вы знаете - о них создано много легенд и сказаний. Послушайте…
Легенда о колоколе
Святой Павлин однажды возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) и присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Сказочной красоты место очаровало его и он стал мечтать. Волшебные грезы понесли его мысль в даль, веки начали смыкаться, и тут, в полудрёме, он увидел ангелов. Они спускались из облаков, парили вокруг и вместе с лёгким ветерком раскачивали колокольчики за тонкие стебли. Колокольчики издавали нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Святой Павлин поспешил в Нолу и заказал мастеру большую бронзовую копию полевого цветка. С тех пор мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.На итальянском языке слово «цветок» произносится как «компана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом-компанелла, что по-русски означает «колокольчик».
Стихотворение о колокольчике
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
Может
Быть, звонишь ты тоже
Но твой звон не слышен нам,
И понятен только пчёлам
Роще, травам и цветам.
( Р.Рождественский)
Знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини, услышав чудесное пение колоколов, сочинил концерт для скрипки с оркестром, который так и называется «Кампанелла».
- Звучит «Кампанелла» -
На Руси  говорилось о монахах, создававших колокола по аналогии с лесным колокольчиком.
- Показ колокольчика -
Для колоколов стали строить специальные помещения – звонницы.

Слайд №7 ( Изображение звонниц )
А кто звонит в колокола? Как его называют? (ответы детей)
Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.
Слайд №8 (Со звуком …)
Колокола звонят и по трагическим событиям, и по праздничным, торжественным мероприятиям. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, где каждый из них имеет свое название и значение. Различают три основных видов звона. Каких?
Слайд №9 (Виды звонов)
Слайд №10 (Благовест)
Благовест – одиночные удары в большой колокол. Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения.
- звучит –
Слайд №11 (Перезвон)
Перезвон – это медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и кончая самым маленьким, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам.
- звучит –
Слайд №11 (Трезвон)
Трезвон – одновременный звон во все колокола. Трезвон выражает особую радость, торжество. ( или собственно звон )
- звучит –
Отсюда пошла поговорка «Трезвонить во все колокола».
БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам.
Более тысячи лет сопровождают колокола своим звоном жизнь христиан, возвещая время труда и отдыха, веселья и скорби, созывая народ на церковные службы и оповещая о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.
Слайд №12 (Весёлый колокольчик)
Физминутка «Дружные колокола»
1 ряд - большие колокола - «Бом-бом»- покачивают туловище;
2 ряд - средние колокола - «Бим- бон»- движение руками;
3ряд - малые колокола – «Тили- бом» - потрясти кистями рук.
Дирижёр руководит (ученик)
Исполнить трезвучие (одновременно звонят колокола)

V. Закрепление изученного.
Игра « Музыкальные загадки» ( распознавание колокольных звонов,
отметить в оценочном листе)
По характеру звучания определить какой вид звона.
Слайд №13 (Оркестровый колокол)
Учитель:
В оркестре существуют оркестровые колокола - ударный инструмент симфонического оркестра ( идиофон ), которые имитируют колокольный звон.
Представляют собой набор 12-18 цилиндрических металлических трубок, подвешенных к рамке - стойке. Ударяют колотушкой, обтянутой у основания кожей . Изобретены в 1893г. англичанином Герингтоном.
Слушание кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский»
Здесь использован набат, передаёт отчаяние, страх, волнение, призывает на защиту Родины.
Русский народ соединил со звоном не только торжественные, но и печальные события.


Слайд №14 ( Царь – колокол)
VI. Представление проекта «Царь – колокол»
Особое место среди всех в мире колоколов занимает «Царь- колокол». Этот колокол переливался несколько раз. Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Моторин со своим сыном. Подготовительные работы затянулись надолго.  Колокол стал самым большим в мире, весил он 200 т, но так ни разу не прозвучал. Всему  виной большой пожар в Москве, который охватил и Кремль.  При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин и от него откололся кусок весом 11, 5 т. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. И он стал никому не нужен. Почти 100 лет пролежал колокол в земле, и только в 1834 г. его подняли из земли и установили на гранитный пьедестал под колокольней. И по сей день стоит Царь-колокол на этом месте.
Слайд №15
(Новый храм Благовещения Пресвятой Богородици г.Минеральные Воды)
Учитель:
Колокола называют русским чудом Колокольные звоны – это голос нашей Родины. В городе Минеральные Воды есть храмы, церкви. Вы слышали колокольные звоны? Когда? Какие голоса звучали?
-Что почувствовали в звучании этих колоколов?
Если услышите звон колокола, остановитесь, послушайте. Пусть вас коснётся частичка Божьей любви, и сердце наполнится светлой радостью, миром и спокойствием.
О колоколах, колокольных звонах написано много песен. О них слагались легенды и сказания. Колокольный звон мы слышим и в стихах поэтов. Послушайте стихотворение С.Есенина, написанное под впечатлением колокольного звона:
Благовест.
Колокол дремавший
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой замирает звон.
-А можем ли мы услышать колокольный звон в картине художника?
VII. Игра «Подбери музыку к картине»
Слайд №16 (И.И.Левитан «Вечерний звон») Слайд №17 ( «Празднества»)
78676584455350202583185

Показ картин «Вечерний звон» Левитана и «Празднества» Лентулова
-Что их объединяет?
Уверена из вас получатся неплохие звукорежиссёры! Открою секрет: я не случайно так подробно расспрашивала вас. Дело в том, что знакомый учитель рисования попросил меня подобрать музыку к этим картинам. Я хочу с вами посоветоваться, к какой репродукции подойдёт эта песня? Поможете? Слушаем!
Звучит песня «Вечерний звон» ( р.н.п. )
-Ответы детей.
-Есть ли что-то удивительное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов)
-В какой момент это происходит? ( в начале и в конце фрагмента)
-Как вы думаете , как называется песня? (« Вечерний звон» )- Чем похожи эти произведения?
-(Общие черты: одинаковое название; созданы русскими авторами; близки по настроению; звон колоколов)
-Какова основная тема этих произведений? (Красота русской природы; любовь к Родине)
VIII. Работа в оценочном листе.
Анализ песни «Вечерний звон»
IХ. Закрепление изученного.

Слайд №18 (Куранты )-Сейчас вы услышите ещё знакомые вам звуки…
- Звучание курантов. Москва. Кремль –- Что прозвучало? (куранты)
- Ребята, а вы знаете,  на какой башне находятся куранты? (На Спасской башне Кремля).
Слайд №19 (Ю.Энтин)

Вот об этом композитор Евгений Крылатов сочинил песню, которая звучала в к/ф «Приключения электроника». Она так и называется «Колокола».
-Попробуем себя в роли исполнителя
.
- Исполнение песни –
Школьный звонок.
- Когда мы слышим заливистый школьный звонок?
(Он зовёт нас в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает нам о важном рубеже выпускников – о вступлении во взрослую жизнь.)
Слайд №20 (Рефлексия )Х. Рефлексия (Закончить предложения.)
- Спасибо за помощь! Вот и подошёл к концу наш урок.
- Чему он был посвящён? (колокольным звонам)
- Какой звон вам понравился больше?
-Каким образом история колокольных звонов отразилась в русской культуре?
(Россия - страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям.
-Зодчими строились храмы с колокольнями.
-Художники писали картины с образом колоколов или воздействия,
оказывающего на людей.
-Поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы.
-Композиторы С. Рахманинов, М.Мусоргский, С. Прокофьев писали произведения о колокольных звонах, отражая собственное восприятие музыки.) Х I. Домашнее задание.
Составить синквейн в оценочном листе.
ХII. Вывод.
Слайд №21 (Поют колокола…)
Колокольный звон стал неотъемлемой часть жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого существования.
На востоке звучание колокола отгоняет зло, а в России привлекает … доброВ Европе колокола поют, а в России… звенят.Основное средство выразительности колокольного звона -… ритм,И если соединить получившиеся слова, образуется такое предложение – колокольные голоса России звенят добром, чаруя своим ритмом.
Сегодня мы с вами приоткрыли заветную дверцу и заглянули в историю, погрузились в таинственный мир колокольного звона, который можно назвать голосом Вечности.
Говорят: икона – это молитва в красках, храм – это молитва в камне, колокол и колокольный звон – молитва в звуке.
- Я желаю всем, чтобы у каждого в душе всегда звучал самый светлый колокольчик . Если вам светло и радостно, позвоните в колокольчик.
Звучат, гудят, поют колокола,
Звоня столетьям, дням и годам!
То - Небо разговаривает и Земля
В мороз и зной - в любую непогоду!
Слайд №22.
Спасибо за урок!