Портрет в музыке и изобразительном искусстве

5 класс
24 урок
Тема: Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Цель:
способствовать формированию у учащихся интереса к классическому искусству.
Музыкальный материал: С.В.Рахманинов «Вокализ» №14 e-moll , И.С.Бах «Чакона».
Эпиграф:
Не соловей – то скрипка пела.
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще, тишина
А.Блок
ХОД УРОКА.
1. Организация начала урока.
(звучит «Вокализ» С.В. Рахманинова - слайд №1 презентации)
Сейчас прозвучало произведение С.В.Рахманинова под названием «Вокализ». Вы, конечно же, узнали инструмент, который вёл мелодию (скрипка). Термин «вокализ» относится к вокальной музыке, что он обозначает?(пение без слов). Можно ли сказать, что в этом произведении скрипка поёт? (да) Чем здесь скрипка напоминает голос? (ведёт фразы, берёт дыхание, меняет громкость на длинных нотах, постепенно затихает в конце).
2. Повторение изученного материала.
Историю возникновения скрипки мы с вами узнали на предыдущем уроке и давайте сейчас вспомним некоторые факты её «биографии»:
к какой группе инструментов симфонического оркестра относится скрипка? (струнные смычковые);
почему их так называют? (есть струны и смычок, при помощи которого извлекается звук);
назовите инструменты входящие в эту группу (скрипки, альты, виолончели, контрабасы, слайд №2);
-какой инструмент был предшественником скрипки? (виола);(слайд №3)
в чём различие скрипки и виолы? (в конструкции инструмента: виолы имели покатые плечи, резонаторные отверстия в форме буквы s (эсы) и 6-7 тонких струн, в то время как для скрипок были характерны округленные плечи, отверстия в форме буквы f (эфы) и 4 толстых струны. На виолах играли, упирая их в колено или держа между коленями, даже ставили на скамеечку. Скрипку держат на плече. Но самое главное различие было в звучании: голос у виолы мягкий, как бы приглушённый, и слабее, чем у скрипки);
а кто помнит дату рождения скрипки? (конец 15-ого – начало 16-ого веков).
Скрипичную музыку этой эпохи я хочу предложить вам сейчас послушать (слайд №4 - звучит «Чакона» И.С.Баха, раскрытие понятия «чакона»: инструментальная пьеса, представляющая собой полифонические вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в басу, верхние голоса при этом разнообразно видоизменяются).
имена каких известных скрипичных мастеров вы знаете? (Амати, Гварнери, Страдивари). Их портреты вы видите сейчас на слайде (слайд №5).
3. Подготовка к усвоению нового материала.
Известно ли вам, что такое портрет? (ответы учащихся)
В каких видах искусства можно встретить портрет? (скульптура, живопись, литература, музыка)
4.Сообщение темы урока. (слайд №6)
Сегодняшний урок мы посвятим портрету в музыке и изобразительном искусстве, откроем для себя имя самого выдающегося в истории скрипача, великого итальянского композитора 19 века Никколо Паганини. Имя этого человека окутано легендами так же, как и история скрипки, с которой он не расставался до самой смерти.
5. Изучение нового материала. (слайд №7)
В 1782 году на окраине итальянского города Генуя в переулке Черной кошки родился мальчик, которого назвали Никколо. Природа наделила его правильными чертами лица. Особенно были красивы его агатово-черные глаза, сверкавшие даже в темноте, и волосы, вившиеся колечками.
Кто же первым понял, что мальчика ожидает великое будущее? Его отец Антонио Паганини, бывший портовый грузчик, выбившийся в мелкие лавочники. Он был человеком со странностями. Тяжелый, властный характер, грубость в обращении с домашними, тяга к вину каким-то образом уживались в нем со здравым смыслом и прозорливостью. И еще он любил на досуге играть на мандолине. На этой почве у него возникали ссоры с женой. Едва он брал в руки инструмент, она уходила подальше от дома, чтобы не слышать многочасового монотонного бренчания, да и соседям его игра не доставляла удовольствия.
Однажды Антонио, играя, вполне отчетливо услышал голос четырехлетнего Никколо: «Папа! Ты в этом месте фальшивишь» Антонио аж поперхнулся. Хотел влепить сынишке затрещину, но что-то его удержало. От жены он не раз слышал, что Никколо неравнодушен к музыке, весь обмирает, когда бьют колокола соседней церкви.
Стерпев упрек сынишки в фальши, Антонио протянул ему мандолину и сказал: «Ну, покажи, сопляк, как надо здесь играть...» Обладавший абсолютным слухом малыш в мгновение ока сыграл как надо.
Этот и другие случаи убедили Антонио в том, что у него не сын, а настоящий клад, что из его дара можно извлечь немалую выгоду. Поднатужившись, он купил для Никколо крохотную скрипочку. Показав, как держать её на плече, как водить смычком по струнам, он в остальном положился на природные данные сына. Уходя в лавку, Антонио запирал сынишку в его комнате наедине со скрипкой. Много лет спустя Никколо напишет про «уроки» отца следующие строки: «Он оставлял меня без еды и голодом вынуждал удваивать страдания, так что мне пришлось много физически страдать, и это сказывалось на моем здоровье». И это ещё мягко сказано! Истощенный каждодневными занятиями музыкой, мальчик заболел и впал в каталепсию – состояние на грани жизни и смерти. Родители сочли его умершим, положили в гроб и приготовились похоронить, как вдруг сынишка пошевелился
По – прежнему глядя на Никколо как на свою удачу в жизни, Антонио нанял для него учителей музыки. Но, кажется, они особо мальчику не нужны. Один из них, послушав его игру, изумленно развел руками и сказал: «Я ничему не смогу научить тебя» И отказался от занятий с чудо-ребенком. Другой учитель признался Никколо: «Я не нашел в твоей игре ни одной ошибки, ни единого нарушения чистоты формы»Как-то богатый генуэзец, большой любитель музыки и обладатель редких скрипок, предложил мальчику пари: «Если ты сыграешь незнакомую тебе вещь с листа, я подарю тебе скрипку Гварнери». Рассказывают, Никколо удивленно посмотрел на богача своими прекрасными черными глазами, раскрыл незнакомые ему ноты и сыграл по ним без остановки и без единой ошибки. Так он стал владельцем скрипки, стоившей больших денег.
Кстати, до сих пор самым дорогим в мире музыкальным инструментом считается скрипка, сделанная итальянским мастером Джузеппе Гварнери. В 2010 году она была продана на аукционе в Чикаго за $18 млн. Этим же мастером была сделана и любимая скрипка Паганини.
В возрасте одиннадцати лет Паганини дал свой первый публичный концерт. Люди были потрясены его виртуозной игрой. Скоро Паганини признали самым искусным в мире скрипачом. Это звание сохраняется за ним до сих пор.
(слайд №8)
Прошло несколько лет, и похожий на ангела мальчик стал молодым человеком. И что же? Всех в зале оторопь берет, когда на сцену торопливым шагом выходит какое-то несуразное существо со скрипкой в руке, похожее одновременно на человека и обезьяну. Сквозь длинные черные волосы проглядывают горящие углями черные глаза. Маэстро так худ, что черный фрак болтается на нем как на вешалке, длинные ноги тонки и кривы, вдеты в несообразно большие туфлиКонечно, временами Паганини нарочно подыгрывал публике, изображая загадочную, демоническую личность, выпячивая несуразности своей фигуры. Начав же игру, он забывал про всё на свете, и вот тогда люди становились свидетелями ещё более удивительного явления: Паганини и его скрипка превращались словно в одно существо! Он становился её частью, а она – его.
Это поможет скрипачу из Генуи в исполнительском искусстве переступить грань возможного и невозможного. «У него с остальными скрипачами общее – только скрипка и смычок»,- скажет о нем один знаток музыки. В самом деле, никто, кроме Паганини, не мог играть на одной струне, как на четырех, а на четырех, как на одной. У него одна и та же нота могла звучать сразу в трех октавах. Скрипка Паганини выводила трели, неотличимые от пения птиц. Иногда она вдруг словно человеческим голосом произносила какие-то слова.
Нетрудно представить, что делалось в зале, когда выступал Паганини. Стоило ему извлечь из скрипки первые звуки волшебной красоты, как все тотчас забывали про нескладную фигуру музыканта: перед ними представал совершенный человек, соединивший в себе дивный дар и неотразимое обаяние.
В жизни Паганини было много прозы. Он не ладил с отцом, который по-прежнему смотрел на него как на источник доходов. Скрипач женился на красивой женщине, но в семейной жизни оказался до слез несчастным человеком. Но самой главной проблемой музыканта стало здоровье. Его страстно чувствовавшая душа и несравненный талант были заключены в хрупкую оболочку. Болезни (начиная с того дня, когда его чуть не закопали в могилу живым) преследовали Никколо всю жизнь. В то время когда ценители музыки, восторгаясь его игрой, млели от удовольствия, сам Паганини испытывал адские боли в своем искривленном позвоночнике. Много раз его укладывали в постель больные почки. Случалось, приступы этой болезни начинались прямо во время игры: он ощущал почки как два раскаленных камня, вогнанных ему в спину. Но со сцены не уходил, и при этом в зале никто не знал, что чудо его игры одновременно есть крик боли и страдания.
После долгого кризиса только в 1824 году Паганини объявил о концерте в Милане, рассеяв распространяющиеся слухи о своей смерти, а к 1828 году он настолько окреп, что отправился в концертную поездку, продолжавшуюся почти 7 лет.
Для скрипача эти годы стали временем высшего творческого расцвета и признания публики. В Вене нельзя было найти музыканта, равного ему по популярности. В любой лавке можно было приобрести портреты и карикатуры, изображавшие Паганини, пирожные и леденцы в его честь, булочки в форме скрипки. Музыкант проявлял невероятную исполнительскую активность: в Германии, где его удостоили титула барона, за полгода он дал около сотни концертов в 30 городах.
Побывав за семь лет в Австрии, Чехии, Германии, Франции и Англии, Паганини вернулся в Италию в довольно тяжелом состоянии. В последние полгода жизни он ослаб до такой степени, что не мог держать смычок и лишь перебирал пальцами струны скрипки. По легенде, в момент смерти в Ницце в 1840 году, он обнимал свой любимый инструмент. Епископ города не дал разрешение на заупокойную мессу, а Римская курия запретила погребение Паганини в Италии, и только спустя много лет его прах перевезли в итальянский город Парма.
Видео фрагмент – Паганини. Штрихи к портрету.
Не находя объяснения экстраординарным исполнительским способностям Никколо Паганини, современники подозревали его в сговоре с самим дьяволом.
Паганини не только не опровергал, но и провоцировал нелицеприятные слухи о своей персоне, считая, что они лишь украшают его яркий артистический имидж. Разнообразные легенды окружали многие моменты биографии гения. Одна из них гласила, что его матери во сне явился ангел, предрекший её сыну судьбу гениального скрипача. Другая фантазия была связана с тем, что Паганини совершенствовал свой талант, находясь в тюрьме, куда попал за убийство своей любовницы. Там он и заключил сделку с дьяволом, посулившим ему славу и богатство. Ореол таинственности окутывал даже скрипку, принадлежащую музыканту. По всей Италии и даже по его родному городу Генуе проносились слухи, что Паганини убил свою жену, а позднее – любовницу, страстно обожавших его, и заключил их души в свою скрипку.
Всевозможные сплетни рождались из-за того, что Паганини поражал публику своим поистине нечеловеческим талантом. Скрипка будто бы стала продолжением его души и тела и была подвластна ему как никому другому. Сила воздействия искусства скрипача на слушателей была настолько велика, что доводила женщин до обморока, публика испытывала потрясение, словно перед каким-то сверхъестественным явлением.(слайд №9)
Исполнительская харизма Паганини органично дополнялась характерным внешним обликом, в котором, по словам некоторых его биографов, таилось нечто жуткое и демоническое: бледное, словно восковое лицо, глубоко посаженные глаза, худое, угловатое тело и главное – тонкие длинные пальцы. Именно эти сверхгибкие пальцы умели извлечь из скрипки потрясающие виртуозные эффекты, которые приводили слушателей в неописуемый восторг. На своем инструменте Паганини мог подражать звучанию гитары, флейты, труб, голосам птиц и зверей. Излюбленным его трюком стало исполнение сложнейших вариаций на только лишь двух или даже одной струне скрипки, производившее впечатление, что где-то спрятана вторая скрипка, звучащая одновременно с первой.
Обыватели упорно искали причины феноменальной техники музыканта. После концерта в Вене, на котором Паганини исполнял вариации под названием «Ведьмы», один из слушателей уверял, что отчетливо видел, как рукой и смычком скрипача водил дьявол в красной одежде с рогами и хвостом.
Но никакие слухи не помогли бы Паганини стать великим, если бы не исключительный музыкальный талант и трудолюбие музыканта.(слайд №10)
Свою скрипку Паганини перед смертью завещал родному городу Генуе. Стоимость хранящегося в музее инструмента оценена в три миллиона долларов.
Одним из самых известных сочинений Паганини стал «Каприс №24».
(«Каприс» в переводе с французского – прихоть, каприз).
Давайте послушаем с вами фрагмент этого каприса: видео фрагмент – Паганини. «Каприз № 24».
Знакома ли вам эта музыка? Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение «Каприз»? (ответы детей)
А сейчас вы услышите одну из концертных пьес Паганини, получившую название «Дьявольские трели», или «Соната Дьявола».
Исполнять её будет известная скрипачка Ванесса Мэй, китаянка по происхождению. Она играет обработки классической музыки в стиле «техно». Кстати сказать, родилась Ванесса Мэй в день рождения Паганини.
Видео фрагмент – Ванесса Мэй «Дьявольские трели».
6. Итог урока. Рефлексия.
О каком величайшем мастере скрипичной игры вы сегодня узнали? Как его имя? (Никколо Паганини).
Яркую, необычную личность Паганини отразили в своих произведениях скульпторы и художники.
(слайды №11, 12)
Какой из представленных портретов Паганини ярче всего передает настроение услышанной вами музыки и почему? (ответы детей)
Вы услышали музыкальные произведения, сочиненные для скрипки композиторами разных времен. Какой из музыкальных фрагментов вам понравился больше и почему? (ответы детей)
Помните, у скрипки ещё много неразгаданных тайн, и кто знает, может кому-то из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну.
5. Домашнее задание: прочитайте рассказ К.Паустовского «Струна» и подумайте, как связано содержание рассказа с темой сегодняшнего урока.











13PAGE \* MERGEFORMAT14515




15