План-конспект урока по теме Портрет в музыке и изобразительном искусстве 5 класс


План-конспект урока музыки
Тема урока «Портрет в музыке и изобразительном искусстве».
Цель: Расширить представления учащихся о выразительных возможностях скрипки.
Задачи: 1. Развивать умение определять живописные и музыкальные средства выразительности.
2. Использовать средства музыкальной выразительности в речи при пении, слушании.
Критерии работы: одновременное пение в хоре, выделение основной мысли в тексте, осуществление поиска информации, определение названия и автора произведения, образа и его характеристика.
Ход урока.

Рис.1 Струнные смычковые инструменты
Дети: (Рис.1 - Фото скрипки, альта, виолончели, контрабаса) перед нами изображение музыкальных инструментов скрипки, альта, виолончели, контрабаса. Вместе они составляют камерный квартет или струнную группу симфонического оркестра.
Учитель: Какие инструменты солируют чаще всего?
Дети: Все инструменты могут солировать, чаще всего - скрипка и виолончель.
Учитель: Планируем работу на уроке.
Дети: Тема раздела: «Музыка и изобразительное искусство».
Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»
Цель: Познакомиться с портретом в музыке и в изо.
Задачи: 1. Повторить шуточную песню «Маленький кузнечик».
2. Работать с учебником, найти материал о скрипке.
3. Послушать музыкальные произведения с звучание скрипки, выполнить задания.
4. Рассмотреть произведения изо с изображением скрипки, выполнить задания.
5. Сравнить портрет в музыке и в изо.
Провести исследование: изображение образа в музыке и портрета скрипки в изобразительном искусстве.
Критерии работы:
А) Вокальная работа – вместе начинать песню, вместе заканчивать песню, слушать друг друга во время пения, петь в ритме, в темпе, с движением данной мелодии;
Б) Работа с учебником – ориентироваться в тексте и выделять основную мысль при чтении текста;
В) Работа со словарём - быстро находить информацию;
Г) Слушание музыки – Характеризовать музыку, Называть название и автора, Определять образ.
Д) Работа с произведением ИЗО - Характеризовать, Называть название и автора, Определять образ.
За правильный ответ считать 1 балл и вести запись в листе самооценки.
Учитель: Повторим материал.
Дети: называют вид деятельности, критерии работы, количество балловИсполняют песню «Маленький кузнечик». Музыка В.Щукина, слова С.Козловой
(поют ноты, мелодию со словами акапельно и с фонограммой).
В листе самооценки ставят 6 баллов максимально.
Учитель: Повторим элементы музыкальной речи, элементы художественной выразительности.
Дети работают с таблицей.
МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
Мелодия – поступенная, скачкообразная Линия – прямая, ломаная
Тембр инструментов –
ударные: ксилофон, барабан;
струнные: арфа, скрипка-тремоло;
деревянные духовые: дудки, гудки. Колорит – ясный,
мерцающий,
яркий.
Форма – рондо, вариация, двухчастная Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное
Развитие музыки –инструментальное, динамическое, темповое, контраст Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба
Учитель: Предлагаю включиться в деятельность по критериям, заработать 6 баллов максимально.
Дети: Слушают фрагмент концертной симфонии В.Г.Кикты для арфы с оркестром «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого» . Рассматривают фрагмент фресковой живописи «Семья Ярослава Мудрого» в соборе Святой Софии в Киеве(Рис.2).

Рис.2 «Семья Ярослава Мудрого»
Учитель: Поделимся впечатлениями.
Дети: В музыкальной фреске «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого» В.Кикты мелодия подражает звучанию арфы. Развитие мелодии темповое, динамическое. Движение мелодии поступенное. Форма вариаций. В произведении передаётся эпоха Древней Руси, восприятие композитором памятника архитектуры.
В листе самооценки ставят 3 балла максимально.
Учитель: Изображение образа святых в музыке сочетается с чертами художественного изображения образов святых на фреске.
Дети: На мозаике храма Софии «Семья Ярослава Мудрого» изображены фигуры женщин, идущих друг за другом. Повторное расположение частей в композиции, прямые линии, мерцающий колорит, приближение женских фигур со свечами в руках создают впечатление, будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску.
В листе самооценки ставят 3 балла максимально, в сумме 12 баллов.
Учитель: Изучим новый материал. Портрет – отображение черт, характеристик какого-либо человека или группы людей художественными средствами.
Дети: Называют виды деятельности, критерии работы, количество баллов.
Дети: Работают со словарём. Находят в списке иллюстраций названия, авторов фрагментов произведений: Ф.Боттичели «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах», Ян ван Эйк «Музицирующие ангелы», Д.Жилинский «Альтист», Р.Дюфи «Скрипка», И.Пуни «Скрипка». И.Бах «Чакона», П.Чайковский «Мелодия», А.Шнитке «Концерт №1» для скрипки с оркестром.
В листе самооценки ставят 1 балл.
Учитель: Организуем рабочие группы.
Дети: Работа с текстом . Осуществление поиска материала о скрипке.
I группа – текст учебника стр.112 – 115 «Звуки скрипки так дивно звучали». Выделяют основные мысли.
II группа – выполняет задания тетради разворота «Волшебный смычок».
III группа – текст рассказа К. Паустовского «Струна». Кратко передаёт содержание.
Учитель: Проверим работу групп.
Дети: Скрипка является символом человеческого голоса. Звуки скрипки могли звучать в богатых домах, во дворцах, или веселить простой народ.
На картинах изображена скрипка. Одни изображения скрипки могут озвучивать современные музыкальные произведения, а другие – старинными. В картине «Музыка» К.Пинтуриккио звучит старинная музыка, картина более строгая, поэтому менее яркая. В картинах «Скрипка» К.Петрова-Водкина и «Скрипка» Рояк звучит современная музыка, картины более яркие, в тёплых тонах.
Человек погибает, совершив подвиг, инструмент продолжает жить. Значит и музыка будет звучать. Бойцы восхищаются талантом Н.Паганини, пытаются подражать его целеустремлённости.
В листе самооценки ставят 1 балл.
Учитель: Каждая скрипка, ожившая в руках мастера, имеет свой характер. Выполним задачи.
Дети: Послушаем музыкальные фрагменты произведений И.Баха, П.Чаковского, А.Шнитке, рассмотрим репродукции с картин в учебнике. Определим средства выразительности своеобразных портретов скрипок.
Учитель: напоминаю, что заработать можно во время слушания музыки 3 балла, в работе с картинами – 3 балла.
Дети: слушают, участвуют в пластическом интонировании. Характеризуют музыку.
И.Бах. «Чакона». Величественная, взволнованная, торжественная мелодия солирующей скрипки. Форма вариаций. Четырёхголосное полифоническое звучание. Создаётся впечатление голоса оратора, проявление скорби, порыва, тревоги. Мелодия варьируется, сопровождается аккордами.
Учитель: Звучание скрипки ассоциируется с человеческим голосом и наполнено драматизмом, стройностью, энергией.
Дети: П.Чайковский. «Мелодия». Лирическая, трепетная мелодия для скрипки и фортепиано. Мажорный лад. Мелодия напоминает тончайшее кружево. Развитие музыки в трёхчастной форме раскрывается через высокий регистр, узоры в мелодии, волнообразное движение, взлетающие пассажи скрипки.
Учитель: Произведение написано для скрипки соло. Но в момент кульминации фортепиано исполняет главную тему, поэтому рождается диалог.
Дети: А.Шнитке. Концерт №1. Волевая, целеустремлённая мелодия солирующей скрипки. В быстром темпе. Передаёт впечатление взволнованности, энергии, драматизма. Речетативный склад мелодии, трагический минор, искажающее звучание чистых тембров скрипки воспринимаются как вторжение злобных сил.
Учитель: Показано не только состояние одного человека, а противоречивых сил. По характеру музыка сходна с «Чаконой» И.Баха. Главные темы произведений А.Шнитке: художник и мир, настоящее и прошлое, логика и интуиция, высокое и приземистое, музыка и духовность.
В листе самооценки ставят 3 балла.
Дети: рассматривают репродукции . Высказывают впечатление.
Ф.Боттичели «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах». Волнистые линии, не яркий колорит, изображение ангела, играющего на скрипке, сочетание коричневых и голубых тонов. Создаётся впечатление возвышенного звучания скрипки, которое послано с неба людям на землю.
Ганс Мемлинг «Музицирующие ангелы». Сцены на религиозный сюжет изображены неподвижными фигурами, спокойной однотонной гаммой цветов. Звучание скрипки заставляет прислушаться к себе.
Д.Жилинский «Альтист». Активная роль контрастного цвета, богатая цветовая гамма. Прямые линии, плоскостная композиция. Силуэты, отсутствие светотени, неподвижность фигур напоминают древнерусскую иконопись . Каждая деталь выверена. Рельефность отделки дают ощущение действия медленно текущим, предчувствия светлого будущего и образ скрипача определённого социального положения в условиях свободомыслия.
Р.Дюфи «Скрипка». Прямые линии, характерные для фовизма, насыщенный яркий красный цвет и резко очерченный контур предмета передают структуру формы скрипки, её мажорное звучание в руках целеустремлённого мастера.
И.Пуни «Скрипка». Прямые линии, сочетание холодных и тёплых тонов, изображение одинокой солирующей скрипки чистым красным цветом на светлом фоне, контраст синего, светло-бежевого и зелёного тонов и геометрических условных форм символизируют разочарование художника от революционных событий.
В листе самооценки ставят 3 балла максимально, в суме 20 баллов.
Учитель: Глядя на картины XV и XX веков, каждый слышит разную музыку. Особенно слышимым голос скрипки становится тогда, когда художник изображает её в руках скрипача. Единство инструмента и исполнителя рождает высокие художественные переживания и мысли, которые можно назвать вдохновение. Закрепим материал. Делимся на два варианта. Работа с текстом прибавит 1 балл в листе самооценки.
I вариант. Прочитать текст и выделить основную мысль из материала о Н.Паганини в учебнике на развороте «Неукротимым духом своим он побеждал зло».
II вариант. Рассмотреть деревянную скульптуру С.Коненкова «Паганини» и Э.Делакруа «Портрет Никколо Паганини» и сравнить их.
Дети: Никколо Паганини является композитором и исполнителем собственных сочинений. Разные композиторы в своих произведениях повторяли мелодии виртуоза-скрипача. Примером можно назвать «Вариации на тему Паганини» С.Рахманинова.
Камерный портрет С.Коненкова «Паганини» и костюмированный портрет Э.Делакруа «Портрет Никколо Паганини» имеют сходные черты. Бледное, жёлтое, словно вылепленное из воска суровое лицо. Тонкие длинные пальцы виртуозно исполняют музыку.
В листе самооценки ставят 1 балл.
Учитель: Необычность внешнего облика композитора связана с чертой его характера увлечённостью игрой на скрипке. Послушаем фрагменты произведения Паганини, заработаем по критериям 3балла максимально и сравним с одним из живописных портретов, заработаем по критериям ещё 3 балла максимально.
Дети: Прозвучал Каприс №24 Н.Паганини. в начале, в середине и в конце произведения звучит солирующая скрипка, повторяется короткая начальная интонация. Мелодия в быстром темпе.
В листе самооценки ставят 3 балла максимально.
В «Портрете Никколо Паганини» Э.Делакруа изображена худощавая фигура скрипача в полный рост. Лампой освещено лицо и часть сцены. Музыкант как натянутая струна, обладает поразительным талантом. Кажется, что звучит быстрая мелодия со сложными пассажами.
В листе самооценки ставят 3 балла максимально, сумма 27 баллов.
Учитель: секрет музыканта заключался в упорстве, трудолюбии, стремлении познать все возможности любимого инструмента.
Наше исследование подошло к концу. Какие результаты получили?
Дети: во-первых, музыканты, художники, скульпторы в своих произведениях отразили яркую, необычную личность Н.Паганини. Во-вторых, произведение композитора, в котором отведена солирующая роль скрипке, послужило для передачи музыкального образа инструмента. В – третьих, произведения изобразительного искусства правдиво передали впечатление характера звучания музыки.
Учитель: Какие выводы вы сделали?
Дети: 1. В разных видах искусства образ скрипки является своеобразным портретом.
2. В музыке, скульптуре, изображение скрипки символизирует особенный образ. Образ заставляет задуматься о мастере-создателе музыкального инструмента и о великом виртуозе-музыканте.
3. В живописи передаётся портрет скрипки с помощью композиции, колорита, линий и красок. Каждая изображённая на картине скрипка рассказывает об исторической эпохе.
Учитель: проверим полученные знания и выполним самостоятельную работу.
Задание для работы. Назвать картину и музыкальное произведение, которое озвучивает эту картину.
Дети: пишут работу.
Проверяют работу с учителем, сравнивают полученные результаты индивидуально.
Учитель: суммируйте баллы. Поставьте оценку за урок.
27 баллов –оценка «5»
20-26 баллов – оценка «4»
13 – 19 баллов – оценка «3»
Проведём рефлексию полученных знаний. Выберите домашнее задание. Подведём итог урока.
Задание. Назвать произведения искусства. Подумать и ответить на вопрос. Какой музыкой – современной или старинной можно озвучить каждую из этих картин?
Дети: Старинная музыка озвучивает картины Ф.Боттичели «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах», Ян ван Эйка «Музицирующие ангелы».
Современная музыка озвучивает картины Д.Жилинского «Альтист», Р.Дюфи «Скрипка», И.Пуни «Скрипка».
Проверяют свои знания, вывод.
Итог урока. Цель урока: что такое портрет в музыке и в изо.
Цель достигнута.
Выполнены задачи: исполнили песню, работали с текстом, слушали музыкальные фрагменты, рассматривали фрагменты картин, сравнивали портреты.
Результат. Запомнили произведения Баха «Чакона», Чайковского «Мелодия», Шинке концерт №1, Н.Паганини Каприс №24, Ф.Боттичели «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах», Ян ван Эйк «Музицирующие ангелы», Д.Жилинский «Альтист», Р.Дюфи «Скрипка», И.Пуни «Скрипка».
Определяют трудность усвоения материала:
1. Легко
2. Не очень легко3. Затрудняюсь
4. Трудно