Планирование по исследовательской деятельности для 9 класса «Химия в эксперименте»

Рабочая программа по исследовательской деятельности 9 класс
«Химия в эксперименте»
(1 час в неделю, всего 35 часов)

Составитель: Кузнецова Светлана Васильевна
Петрозаводск МОУ СОШ №14

Пояснительная записка
        Теоретико-методологической основой проектирования программы в целом является системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности в ходе лабораторных, практических работ, при решении проблемных ситуаций. Курс химии насыщен теоретическими основами, а на практикум выделено небольшое количество часов; благодаря предмету исследовательская деятельность «Химия в эксперименте» есть возможность закрепления теоретической информации на практике, а это дополнительная возможность создания ситуаций успеха и положительной мотивации к учебе в целом. Особую значимость приобретает курс, учитывая задания государственной итоговой аттестации, которые рассчитаны на выпускника, который имеет хорошую практическую химическую базу. В процессе проведения химического эксперимента, обучающийся видит конкретный результат при решении экспериментальных задач и имеет возможность применять приобретенные знания на уроке в новой ситуации при решения теста, задачи в том числе и в КИМах.
Изучение предмета исследовательская деятельность «Химия в эксперименте» направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).

Обучающиеся должны:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке и высказывать своё предположения; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и из других источников; перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать и делать выводы в результате совместной работы; преобразовывать полученную информацию из познавательной в практическую, предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач; примененять приобретенные знания на уроках в новой ситуации при решения теста, задачи и в не последнюю очередь при подготовке к выпускным экзаменам;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты.
Основные требования:
Какие бы цели и задачи ни ставились перед курсом исследовательская деятельность «Химия в эксперименте», он должен обязательно соответствовать общепедагогическим требованиям:
Активные формы обучения (поисковый характер, элементы исследовательской и проектной деятельности) в курсе ИД по химии. Данные виды деятельности хорошо реализуются на практических занятиях. В ходе учебной работы у учащихся может возникнуть повышенный интерес к какой-то конкретной теме или какая-то тема станет более понятна - это шанс заинтересовать предметом в целом.
Создание ситуации успеха, положительной учебной мотивации, что достигается благодаря практической направленности курса, ведь большинство обучающихся в этом возрасте видит только ближайшие перспективы, и им абсолютно не интересна та информация, которая, возможно, когда-то им пригодится.
Содержание обязательно отражает особенности химии (ее специфического аппарата познания: эксперимент, моделирование и т.д
Учитель – как источник информации, минимализирует свою роль: готовит проблемные ситуации и направляет обучающихся в ходе урока на ход решения; так же делается подборка дополнительной литературы, доступной для учащихся, используются Inet -источники.



Тематическое планирование по исследовательской деятельности
«Химия в эксперименте», 9 класс,
(1 час в неделю, всего 35 часов в год.)

№п/п
Наименование темы
Всего часов
На практическую работу

На урок


1
Введение
2
-
2


2
Тема1 «Основные химические понятия»
8
4
4


3
Тема2 «Металлы»
11
5
6


4
Тема3«Неметаллы»
13
6
7


5
Итоговое занятие
1
-
1


6
Всего
35
15
20












Поурочное планирование по исследовательской деятельности 9класс
(1час в нед. - 35час в год)
« Химия в эксперименте »

№ п/п
тема урока

Форма проведения


Введение (2ч.)




1
Введение в предмет. Правила техники безопасности в кабинете химии.
1
Лекция, беседа

2
Лабораторная посуда и оборудование
2
лекция с демонстрацией


1.Общие химические понятия (8 час.)



3
Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева. Относительность понятия металл-неметалл.
1
лекция с элементами практики

4
Важнейшие классы неорганических соединений.
2
Решение упражнений

5
Взаимосвязь типа химической связи и кристаллической решетки со свойствами веществ.
3
Практическая работа №1

6
Физические явления в химии. Способы очистки веществ.
4
лекция с элементами практики

7
Массовая доля вещества в растворе
5
Решение задач

8
Приготовление растворов веществ с определение массовой доли вещества в растворе.

6
Практическая работа№2

9
Изменение окраски индикаторов в кислотах и основаниях.

7
Практическая работа№3

10
Признаки и условия протекания химических реакций.

8
Практическая работа №4


2.Металлы(11 час.)



11
Общие физические свойства металлов
1
Лекция с элементами практики

12
Электрохимический ряд напряжений металлов
2
Лекция с элементами практики

13
Химические свойства металлов
3
Практическая работа №5

14
Способы получения металлов
4
Практическая работа №6

15
Качественные реакции на катионы металлов
5
Лекция с элементами опыта

16
Экспериментальное решение задач на распознавание веществ по катиону
6
Пр.р.№7

17
Изучение свойств соединений щелочных металлов
7
Практическая работа№8

18
Качественное определение соединений металлов 2(А) подгруппы
8
Практическая работа №9

19
Жесткость воды
9
Лекция с элементами практики

20
Свойства амфотерных соединений на примере соединений алюминия
10
Беседа с лаб.опытом

21
Практическое решение перехода генетического ряда металла-железа
11
Пр.р№10


3.Неметаллы(13 час.)



22
Общие физические свойства неметаллов
1
Лекция с элементами демонстрации

23
Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»
2
Пр.р№11

24
Решение экспериментальных задач по теме
«Сера и ее соединения»
3
Практическая работа№12

25
Аммиак. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония.
4
Лекция с элементами демонстрации

26
Качественное определение солей аммония
5
Практическая работа№13

27
Особые свойства азотной кислоты и ее солей
6
Лекция с элементами практики

28
Азотные удобрения : вред или польза
7
Проблемный урок

29
Соединения углерода. Парниковый эффект
8
Лекция беседа

30
Способы получения и распознавания газов
9
Пр.р №14

31
Карбонаты и гидрокарбонаты
10
Лекция с элементами практики

32
Кремний и его соединения
11
Пр.р№15

33
Практическое решение задач блока С3 –С4из КИМов экзамена по химии
12
Практическая работа №16

34
Решение задач блока С3-С4 из КИМов экзамена по химии
13
Решение задач

35
Итоги курса
1
дискуссия







Введение (урок 1-2). Формы проведения занятия – лекция и беседа – выбраны не случайно. Учащиеся 9-го класса уже имеют достаточное представление о предмете химии, ее методах познания, но в тоже время считаю важным уделить урок на технику безопасности и лабораторному оборудованию.
Тема1. Общие химические понятия (8 час.)
В данном разделе рассматриваются основные понятия, изученные в 8 класс на уроках химии.
Повторение основных химических понятий доказательство условности границ металл-неметалл, основные классы неорганических соединений их физические свойства на основе типов связи и кристаллических решеток; способы очистки веществ; условия протекания реакций ионного обмена до конца.
Тема2. Металлы (11час.)
Изучение раздела соответствует темам в курсе химии и является дополнительным часом для изучения каждой темы в практическом аспекте; это изучение свойств соединений первой и второй группы главной подгруппы, соединений железа и алюминия; отработка качественных реакции на катионы металлов.
Тема3.Неметаллы (14 час)
Изучение раздела соответствует темам в курсе химии и является дополнительным часом для изучения каждой темы в практическом аспекте; это изучение свойств соединений подгруппы кислорода, азота, галогенов, углерода; отработка качественных реакции на анионы кислотных остатков; способы получения и распознавания газов- те темы, которые отражены в выпускном экзамене по химии.
Итоговое занятие (1час) Данное занятие проводится в форме конференции. Например, отчет по творческим проектам или по группам интересов, общая презентация и т.д. Рефлексия - выяснить, какие формы занятий учащихся заинтересовали больше, что удалось и что не получилось. Это необходимо для дальнейшего улучшения содержания курса.
Результаты работы курса: Оценивать и анализировать результаты работы курса «Химия в эксперименте» будем исходя из поставленных целей, главной из которых является результаты ГИА.
Учебно-методический комплект
1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 20022003.
2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2004.
3. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». М.: Дрофа, 2005.
4. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. М.: Дрофа
5. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 9 кл. М.: Дрофа, 2005.
Электронные ресурсы:
1.Химия и жизнь: научно-популярный  журнал. Электронная версия научно-популярного журнала. Архив содержаний номеров. Доступ к полной версии журнала через регистрацию. Оформление подписки.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2Alhimik. Полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор, консультации, казусы и ляпсусы, история химии.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Опыты по неорганической химии. Описания реакций, фотографии, справочная информация. 13 LINK
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·4.Сайт 10А класса санкт-петербургской  школы № 550. Проекты учащихся по химии.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 6.Экспериментальный  учебник по химии для 10 11-х классов. Учебное пособие по общей химии, полезное не только старшеклассникам и абитуриентам, но и студентам младших курсов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9.Российская  дистанционная  олимпиада  школьников  по химии. Дистанционные олимпиады по химии. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]olimpiada/

10.Химическая  страничка. Материалы олимпиад по химии. Описание опытов. Свойства элементов. Химические свойства минералов. Словарь химических терминов.
13 LINK "http://www-windows-1251
·