Аннотация публикаций о выдающихся женщинах дореволюционной России на тему «Княгиня Ольга»


Аннотация публикаций о выдающихся женщинах дореволюционной России на тему «Княгиня Ольга»

Княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля 969) — княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, не как регент, а как полноправная правительница с 945 до примерно 960 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая.
О происхождении Ольги в летописях сохранились лишь смутные предания. Одни летописцы считали, что она родом из Пскова, другие выводили ее из Изборска. В одних источниках сообщается, что родители ее были люди простые, а сама она в юности работала перевозчицей через реку, где с ней и познакомился охотившийся в тех местах князь Игорь. В других источниках, напротив, можно прочесть, что Ольга происходила из знатного северного рода и была внучкой легендарного славянского князя Гостомысла. Встречается в источниках и сообщение о том, что до замужества она носила имя Прекраса, а Ольгой княгиня была названа в честь киевского князя Олега, воспитавшего мужа Ольги Игоря и устроившего их брак.
Согласно «Повести временных лет» в 903 г. Ольгу выдали замуж за князя Игоря. Брак был заключен, скорее всего, по расчету и версия о знатном северном происхождении Ольги является наиболее правдоподобной. От этого союза появился сын Святослав – князь, ставший впоследствии знаменитый своими военными походами.
Как складывались дальнейшие отношения супругов сказать трудно. В ряде летописей сообщается, что кроме Ольги у Игоря были и другие жены. Известно, что к 40-м гг. X в. Ольга и Игорь жили раздельно – Ольга являлась княгиней Вышгорода, а Игорь оставался киевским князем.
В 945 г. князь Игорь погиб от рук соседних древлян. Убив Игоря, древляне решили, что теперь они свободны от обязательств перед киевской династией. Более того, древляне стали претендовать на киевский стол — они потребовали, чтобы княгиня Ольга вышла замуж за древлянского князя Мала. Но характерно, что конфликт с русами древляне, в соответствии со славянскими традициями, попытались разрешить мирным путем — послали к Ольге своих послов.
Дальнейшее хорошо известно по «Повести временных лет». Ольга хитростью заманила два посольства древлян в ловушки и жестоко расправилась с ними — одних послов закопала живьем в землю, других сожгла в бане. Затем она явилась в Древлянскую землю и устроила тризну на могиле мужа, на которую пригласила и древлян. По приказу Ольги ее дружинники сначала напоили древлян допьяна, а затем иссекли их мечами («Повесть временных лет» называет цифру убитых — 5000 человек).
А в следующем, 946, году, Ольга вместе с малолетним Святославом отправилась в поход на древлян. Осадив главный город древлян Искоростень, Ольга потребовала, чтобы жители города дали ей по три голубя и по три воробья от каждого двора, обещая в случае выполнения ее требования уйти. Обрадованные древляне собрали птиц и отдали хитрой киевской княгине. Ольга приказала своим воинам привязать каждому голубю и воробью к лапке тлеющий трут и отпустить. Голуби и воробьи полетели в свои гнезда – в Искоростень – и город загорелся. Город был разрушен, а Ольга опять жестоко расправилась с его жителями — одних убили, других Ольга отдала в рабство своим дружинникам, а третьих обложила «тяжкой данью».
Правление княгини Ольги при малолетнем Святославе было более успешным, нежели ее мужа Игоря. Став правительницей Киева, Ольга во внутренней политике проводила курс на еще большее подчинение славянских племен власти Киева. В 947 г. вместо полюдья она установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани – погосты (места, где останавливались сборщики).
Ольга способствовала распространению на Руси христианства. В середине 50-х годов X века Ольга с большим посольством отправилась в Византию. Там она крестилась в христианскую веру, получив в крещении имя Елены.
Во внешней политике Ольга проводила курс на сближение с Византией. Вспомогательные отряды русов участвовали практически во всех войнах Византии того времени. Однако княгиня Ольга стремилась соблюдать независимость своего государства от Византийской империи.
Ольга была первой русской правительницей-христианкой. Став христианкой, Ольга сильно изменилась. Нрав ее стал добрее, забыла языческую жестокость, но стремилась жить по закону христианской любви. Княгиня Ольга умерла в 969 году, но потомки хранили о ней самую добрую память. И недаром древний летописец назвал ее «провозвестницей христианской земли».
Ее внук, князь Владимир Святославич, в 1000 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле останков княгини Ольги.
Уже в XI в. в разных древнерусских источниках прослеживается желание прославить княгиню Ольгу, как православную святую. Однако сам факт канонизации княгини Ольги произошел позднее, когда – неизвестно. День памяти — 11 (24) июля.
Мнения о жизни княгини Ольги различны, существуют и такое что вся эта история вымысел. Что описанное не могло произойти в жизни и для этого есть веские доказательства.
Во-первых, даже первое убийство посланников не могло остаться незамеченным древлянами. Слишком близко их земли лежат с Киевом. И что уж в таком случае говорить о второй расправе. Ведь согласно легенде, когда Ольга приехала на могилу Игоря, то после проведения обряда она села за стол с вельможами племени древлян и на вопрос, где же наши посланники, ответила, едут вместе с дружиной моей. А позже когда древляне захмелели, приказала своему отряду порубить их (согласно легенде было убито более 5 тысяч древлян), это не может быть правдой. Не смотря на то, что во всех легендах о древлянах пишут как о необразованных и диких племенах все же это не соответствует реальности и просто обмануть они бы себя не дали.
Во-вторых, согласно обычаям древней Руси в случае смерти князя его жену хоронили вместе с ним и если это так, то очевидно Ольга просто не могла привести в действие настолько ярко описанную месть, так как к тому времени они должна быть мертва. В противном случае становится неправдой легенда о том, что жен хоронили с мужьями. Как видно история это сплошная противоположность, когда одна летопись ставит под сомнение существование другой. Нет и тени сомнения в том, что все рассказы об Ольге в летописях, это способ доказать могущество Киевской Руси, государства в котором даже женщина способна на подвиг. Конечно, можно назвать эти летописи и на современный лад – политический заказ. Описывая подвиги монархов, летописцы вносили свою лепту в установление монархического государства. Правители представлялись как мудрые и сильные духом люди, которым простой люд должен подчиняться беспрекословно, да и сам народ после столь красочных описаний был готов стать на колени перед такими властителями. Но что теперь имеем мы, потомки великих князей и княгинь. Прекрасную сказку о любви и преданности и в то же время нам не известны истинные события, которые происходили в то время.
http://www.mirknig.com/knigi/history/1181409099 Великие женщины, великой России.
http://oldhat.ru/hronology/hrono.html tainy.net Месть княгини Ольги, где правда, а где ложь
http://www.web-shake.com/item/1305527484403
Княгиня Ольга
Перевезенцев С. В.http://www.portal-slovo.ru/history/35600.php