Урок литературы в 9 кл. Живая или мертвая душа Чичиков?


Живая или мёртвая душа Чичиков?
Цель: Формирование ключевых компетентностей школьников: готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, технологическая компетентность,
коммуникативная компетентность.
Формирование позитивной внутренней мотивации, заинтересованности в решении «проблемной задачи»
Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления.
Воспитание культуры обмена мнениями.
Дом задание: Всем участникам заранее подумать над темой будущего обсуждения, собрать необходимую информацию, все необходимые данные, факты
Ход урока.
I..Орг. этап.
2)Объявление темы урока.
II.Мотивационный этап.1.)Целеполагание
Учитель, напоминая задание, формулирует цель урока.
Представители 4 команд получают задания(распределение на группы происходит на данном уроке)Учитель напоминает правила работы в группах
1 гр : факты, информация.
2 гр.: плюсы, преимущества, только положительные стороны.
3 гр.: минусы, только отрицательные стороны.
4 гр.: чувства, эмоции.
III. Работа по теме
1 гр: информация о Чичикове.
Родителям – дворянам принадлежала одна крепостная семья. Жил Чичиков с больным отцом в маленькой горенке, где отец учил его грамоте. Позже отец увёз сына в город и определил в классы городского училища. При расставании дал сыну полтину меди и «умное наставление».
По окончании училища получил аттестат и книгу с золотыми буквами «за примерное прилежание и благонадёжное поведение». Устроился в Казённую палату на место с жалованием 30 -40 руб.в год.
Вскоре стал повытчиком (чиновником Казённой палаты, заведовавшей сбором податей)
Позже работал в должности члена комиссии для построения казённого строения. Карьера потерпела крах.
Переехав в другой город, переменил 2-3 должности.
Перешёл в службу при таможне.
Совершил сделку с контрабандистами. Разоблачён.
Занимался делами поверенного. В этой должности пришла идея о скупке « мёртвых душ». Воплощая идею в жизнь, оказался в городе №.
2 гр.: Чичиков – мёртвая душа
1.Ни друга, ни товарища в детстве.
2.Через спекуляцию, обман строил свой капитал: 1)продал выполненного из воска снегиря; 2)спекулировал в классе съестным; 3) продал выдрессированную мышь.
3.Лесть перед учителем.
4.Учитель был 1-ым человеком, которого Павел «надул».Учитель был уволен, обнищал. Все ученики класса, кроме Чичикова, помогли ему.
5.После училища устроился в Казённую палату, имитируя интерес к зрелой дочери начальника, вскоре занял место своего начальника , а о «невесте» забыл.
6.В должности члена комиссии для построения казённого
капитального строения приобрёл себе красивый дом, хотя за 6 лет из казённого строения был возведён только фундамент.
7. Зарекомендовав себя на таможне, вошёл в сговор с
контрабандистами.
8. В интересах дела на таможне Чичиков склонил к нечестной сделке пожилого чиновника.
9.Сумел увернуться от уголовного суда и утаил 10 000.Как феникс из пепла, возрождается после крушения карьеры на таможне и вновь начинает путь с обмана, преступления - скупки « мёртвых душ»
10. Не случайно упоминание в связи с Чичиковым Наполеона и антихриста.
11. У Чичикова есть шкатулка с двойным дном. В шкатулке, как в зеркале, отражается весь Чичиков – плут, человек с двойным дном. Шкатулка – символ души героя.
3 гр.: Чичиков - живая душа
1.В его облике поражает изысканность вкуса, аккуратность, воспитанность.
2.Много терпения, выдержки, силы показал главный герой поэмы, стремясь обогатиться. Уже в детстве он умел отказывать себе во всём ради «копейки»
3.Среди других героев выделяется практической хваткой, умением экономить, общительностью, железной волей.
4.Потеряв одну работу, вооружившись терпением, «сызнова начинает карьеру».Служа на таможне рвением, тщательностью заслужил безупречную репутацию.
5.Доносчик из-за которого пострадал Чичиков – запил, а Чичиков – устоял.
6.В ожидании лучшего готов был заниматься делами поверенного, мелкими по сравнению с прежними должностями.
7.Чичиков способен на любовь. Девушка (причём Чичиков ещё не знает о том, что она губернаторская дочка) поразила этого прожжённого афериста наивностью, естественностью, простотой. А это важная человеческая характеристика у Гоголя.
8. «немая сцена» произошла и на балу, когда герой во второй раз забыл всё окружающее, пренебрёг пошлым дамским окружением.
9.Отметил Гоголь и « странное чувство» Чичикова , которое испытал он над списком мёртвых крестьян. Это было что-то вроде умиления. По характеристикам, данным Собакевичем, житейски опытный и чудесно просветлённый Чичиков дополнил биографии этих забубенных русских людей, мастеровитых, талантливых, но горячих, удалых, непутёвых.
10.Негодование балом, где он нагляделся на разодетых дам, в то время как кругом был неурожай, голод.
11. Любовь Чичикова к быстрой езде - черта чисто русская. Мысли Чичикова в финале поэмы стали частью авторской речи.
4гр.: Какие чувства вызывает у вас Чичиков?
Жалость:
1)воспитывал Чичикова отец, о матери ничего не сказано; 2) отец больно наказывал за шалости; 3) тяжело жить без друзей, товарищей; 4)отказывал себе во всём ради «копейки»
Негодование, Возмущение : 1) имитировал интерес к зрелой дочке начальника- повытчика(тем самым играл на чувствах начальника и его дочери) 2)спекуляция съестным; 3)отказал в помощи учителю; 4) обогащение обманным путём .5) склонил к нечестной сделке пожилого чиновника.6)Чичиков , работая на таможне, попал под суд, но не раскаялся :сумел увернуться от уголовного суда и утаить тысяч десять.7)небрежение душой.
Восхищение терпением, выдержкой, железной волей, общительностью, трудолюбием, целеустремлённостью ,умением экономить 1)выдрессировал мышь; 2)потеряв работу, карьеру начинает с нуля.
3)о чём бы ни заходила речь, он всегда умел поддержать разговор, сообщая дельные замечания.
Радость: прожжённый аферист оказался способен на любовь
Вывод:
В поэме о мёртвом и живом в национальной жизни Гоголь описал живые участки главного персонажа, поэтому Чичикова нельзя причислить к группе « мёртвых душ»
Заключительное слово учителя.
Комментирование оценок, домашнего задания.