Конспект урока по русскому языку «Мастерская творческого письма»


Разработка урока по русскому языку
на тему:
«Мастерская творческого письма»Учителя ГОУ Школа №429 г.Ломоносов Санкт-Петербург
Вороненко Татьяны Евгеньевны
Мастерская творческого письма
Цели проведения мастерской:
1.Формирование умения собирать материал по собственным впечатлениям;
2.Отбирать определенные языковые средства;
3.Редактировать свой текст;
4.Развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование:
1.Орфографические словари
2.Аудиодиск П.И.Чайковский: «Времена года. Зима».
3.Компьютер
Ход урока
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку: тетрадь, ручка, карандаш.
2. Сообщение цели урока.
-Сегодня на уроке мы будем с вам заниматься в «Мастерской творческого письма. Каждый из вас будет работать над словом, собирать их в свои «копилки», а в конце урока у вас получится творческая работа.
3.Прослушивание фрагмента П.И.Чайковский «Времена года. Зима».
Во время прослушивания учащимися фрагмента учитель читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою…»
Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит —И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован, —Не мертвец и не живой —Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛегкой цепью пуховой…Солнце зимнее ли мещетВ нём ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой.
31 декабря 1852
-Понравилось ли вам стихотворение?
4. Дается задание учащимся:
-Записать «теплые и холодные слова», которые вы услышали.
Образец:
Теплые слова холодные слова
Чародейкою зима
Чудный под снежною
Жизнь бахромою
Блестит сон
-Прочитаем эти слова (Рефлексия)
5. -Собираем слова в свою копилку.
Учащиеся читают записанные ими «теплые и холодные» слова, дописывают другие.
6.Задание:
-Выберите 4 самых приятных слова из группы «теплых слов» и запишите их.
К записанным словам написать ассоциации, которые у вас возникли.
Образец:
Чародейкою жизнь блеск краса
Волшебство семья лоск красивый
Чудо люди красиво длинная коса
Диво животные чистота сказка
Красота птицы
Конфета рыбы
7. Задание:
-Выберите из 4 слов то, которое в данный момент наиболее приятно.
-Читаем слово и ассоциации к нему.
8. Задание:
-Составьте словесный портрет этого слова. Например,
Ж – жизнь, жажда, жемчуг, животные;
И – иней, игрушка, идеал, изумруд;
З – земля, звери, здоровье, зимушка;
Н – набор, нега, ничья, новый;
Ь –
Читаем словесный портрет слов, записанных учащимися.
9. Задание:
1) если можешь, то нарисуй небольшую картинку, которую ты представляешь, произнося это слово;
2) подбери рифму к этому слову;
3) составь другие слова, переставляя буквы местами.
Жизнь – низ, зинь-зинь.
Чтение учащимися своих работ.
10.-Слово, с которым вы работали, подбирая рифму, составляя словесный портрет, изменяя его, и будет той темой, которую вам сейчас предстоит раскрыть. Выберите жанр и напишите творческую работу.
11. Учащиеся пишут работу на определенную тему по собственным впечатлениям.
12.Редактирование текстов, проверка по орфографическому словарю.
13. Чтение текстов учащимися.
14. Рефлексия.
-Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Что надо изменить?
-Что добавить?
15. Подведение итогов урока.