Методическая разработка по истории Приморского края Наша память и гордость — Хасан


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Филиал краевого государственного автономного
Профессионального образовательного учреждения
«Промышленный колледж энергетики и связи»
Методическая разработка

по дисциплине «История »
«Наша память и гордость Хасан»

Выполнила: Бойченко А.Н.
г.Артем
2016
Наша память и гордость Хасан: Методическая разработка внеклассного мероприятия
/ Бойченко А.Н. – АФ ДВЭТ, 2016.
Методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия по истории со студентами, изучившими истории России и Приморского края.
Данная методическая разработка содержит поэтапное описание подготовки и проведения внеклассного мероприятия.
Методическая разработка рассчитана на преподавателей любой дисциплины, так как сама методика проведения внеклассного мероприятия остаётся единой, если даже выбрать другую тему и предметы.
Организация разработчик: Филиал КГА ПОУ "Энергетический колледж"
Разработчики: Бойченко А.Н., преподаватель филиала КГА ПОУ "Энергетический колледж"

СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc326148005 \h 4ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ PAGEREF _Toc326148006 \h 6Цели внеклассного мероприятия: PAGEREF _Toc326148007 \h 6План PAGEREF _Toc326148008 \h 7Оснащение мероприятия PAGEREF _Toc326148010 \h 8Ход мероприятия PAGEREF _Toc326148011 \h 8ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc326148012 \h 17СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc326148013 \h 18
Введение
Хасан 1938 года и сегодня неоднозначно воспринимаются и в России, и в мире. «Хасан, озеро в Приморском крае РСФСР, в 130 км. Юго-западнее Владивостока, у границ с Китаем и Кореей, в районе которого в июле-августе 1938 г. , произошел военный конфликт, вызванный японскими войсками, вторгшимися на территорию СССР». Поражение японцев в районе озера Хасана было серьезным ударом по их захватническим планам на Дальнем Востоке, направленным против СССР. Боевые действия подтвердили высоко морально- политические качества, боевую выучку советских воинов, надежность отечественной техники. Советские войска приобрели некоторый боевой опыт, который был использован для дальнейшего повышения боевой готовности Советской Армии, отработки вопросов взаимодействия родов войск и управления войсками.
Вооруженная борьба велась за ничтожно малый клочок земли, отделявший юго-западный берег озера Хасан от государственной границы.
Пограничные дальневосточные конфликты конца 30-х годов – события большой исторической важности. Захватив в 1931 г. Маньчжурию и сосредоточив там крупную Квантунскую армию, Япония создала вблизи границ нашей страны серьезный очаг напряженности.
Эти события должны рассматриваться в общем контексте международного положения в канун Второй мировой войны. Хасан и позднее Халкин-Гол были стратегической пробой сил оси Берлин-Рим-Токио по подготовке к войне против Советского Союза, попыткой навязать ему борьбу на два фронта. Не случайно США, Англия, Франция и Германия не только внимательно «наблюдали», но и, конечно, рассчитывали на успех императорской Японии. Возрастала реальная опасность нападения на Советский Союз одновременно с запада и Востока.
К, сожалению, в курсе изучения истории в СПО недостаточно программного времени для глубокого изучения отдельных фактов, влияющих на общий ход истории. Ликвидировать эти пробелы способствуют внеклассные мероприятия, на которых студенты узнают много нового о тех или иных событиях. Одновременно с этим важен тот факт, что это мероприятие способствует формированию знаний об истории родного края.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цели внеклассного мероприятия:
Образовательные:
Углубить ранее полученные знания о событиях на озере Хасан
Познакомить с захватническими планами милитаристской Японии
Познакомить с фактами героизма, проявленными советскими пограничниками при защите рубежей нашей Родины.
Воспитательные:
формировать у студентов гордость за подвиги их прадедов по защите Отечества.
Учить свято чтить традиции народа и сохранять память о героическом прошлом нашей Родины.
Развивающие:
Учить студентов работать с разными источниками информации
Формировать и развивать аналитические способности с целью отбора необходимой информации.
Оснащение урока.
стенд "Героям Хасана посвящается...",
мультимедийное оборудование,
слайдовая презентация,
кадры хроники,
музыкальное сопровождение: вальс "На сопках Маньчжурии", песни "Три танкиста", "Бери шинель, иди домой".
План мероприятия:
Вступительное слово ведущего: постановка темы и цели мероприятия
Планы милитаристской Японии относительно захвата территории СССР.
Просмотр видео с кадрами хроники вторжения японцев в пределы Приморского края.
Слайдовая презентация, посвященная защите рубежей Приморья Посьетским погранотрядом и частями Красной Армии, сопровождаемая рассказом учащихся о хронологии событий и подвигах советских пограничников. В слайдовую презентацию включены стихотворения, посвященные этим событиям. Сообщения сопровождаются музыкальными вставками: вальс «На сопках Маньчжурии», песня «Три танкиста», « Бери шинель, иди домой» и кадрами хроники.
Дань памяти героям военного столкновения на озере Хасан: на экране выплывают имена участников, в том числе и погибших на фоне вальса «На сопках Маньчжурии» в исполнении Д. Хворостовского,
Заключительное слово ведущего
Подведение итогов.
Ход урока
Ведущий :По поводувоенных действий на Дальнем Востоке многое умалчивалось. Еще в 1920 г. В Японии появилась книга одного из ведущих венных специалистов К. Сато, в которой содержался прогноз характера и исхода будущих столкновений за передел мира. При новом переделе мира Япония должна получить власть в Китае и в русских владениях на Дальнем Востоке. Военные столкновения с хорошо вооруженнымияпонцами, постоянно нарушавшими советскую границу, начались с 1935 г. До средины июля 1938 года они совершили 231 нарушение границы СССР, поэтому уже с начала 1938 г. Советские войска стали активно стягиваться к границе и заняли сопку Заозерную.
1чтец: Стихотворение «Вот июль Уссурийского края»
Вот июль Уссурийского края, постучался в палатку дождем,
Дышит почва , густая, сырая, та земля, на которой живем.
В каждой пади волнуется влага, и у сопок скопилась вода,
И деревьям даровано благо, чтоб не сохли они никогда.и не сохнут они, вырастают в свете утренней чистой красы.
На рассвете над ними блистают охлажденные капли росы.
Мы живем в полотняных палатках на озерном крутом берегу,
В травянистых умытых распадках, оттеснивших на север тайгу,
Где запрятался в дальней лощине хлопотливой речонки исток.
Мы стоим нерушимым оплотом, мы на каждой границе живем.
Каждый куст может стать пулеметом, огнедышащим грозным гнездом.
Эти влажные наши просторы, созреваньем обильный июль
Защитим боевым разговором, неожиданным посвистом пуль.
Если я упаду, умирая, будь во взгляде последнем моем,
Молодая, живая, сырая, та земля, на которой живем.
Ведущий: Западные державы ( в том числе Великобритания и США) Японией на Дальнем Восток е и поощряли ее военными поставками.
Просмотр видео ( документальный фильм о начале вторжения японцев на территорию Приморского края)
Слайдовая презентация и вальс «На сопках Маньчжурии».
Ведущий :По поводу военных действий на Дальнем Востоке многое умалчивалось. Еще в 1920 г. В Японии появилась книга одного из ведущих венных специалистов К. Сато, в которой содержался прогноз характера и исхода будущих столкновений за передел мира. При новом переделе мира Япония должна получить власть в Китае и в русских владениях на Дальнем Востоке. Военные столкновения с хорошо вооруженными японцами, постоянно нарушавшими советскую границу, начались с 1935 г. До средины июля 1938 года они совершили 231 нарушение границы СССР, поэтому уже с начала 1938 г. Советские войска стали активно стягиваться к границе и заняли сопку Заозерную.
2 чтец. 29 июля, пользуясь туманной погодой, две японские роты перешли границу и напали на сопке Безымянной на русский пограничный отряд численностью всего 11 человек. Пограничники стояли насмерть, но удержать сопку эта горстка храбрецов была не в силах. Правда, японцы недолго владели высотой. Услышав перестрелку, к месту боя поспешил резервный пограничный отряд. Лихой штыковой атакой и гранатами этот отряд отбросил японцев с сопки и закрепился на ней.
3чтец: Следующий день прошел тихо. А ранним утром 31 июля, после артиллерийского обстрела, два японских полка атаковали Безымянную и Заозерную сопки, захватили их и продвинулись на 4 км. Вглубь русской территории. Захватив эти сопки, японцы начали их основательно обустраивать: нарыли глубоких траншей, настроили блиндажей, основательно вкопали артиллерию. Здесь же оборудовали и пулеметные гнезда. По всей видимости, отдавать их назад они не собирались ни в коем случае.
4 чтец: Ко 2 августа штаб Дальневосточного фронта собрал, наконец, у Хасана некоторые силы. В этот же день русские атаковали японские авангарды и вытеснили их на западный берег Хасана. Тем временем японское правительство попыталось решить «инцидент» «мирным путем». Японцам было вежливо, но решительно сказано, что советская сторона начнет мирные переговоры лишь тогда, когда последний японский солдат отойдет за кордон.
5 чтец: На другой день Красная армия начала решительный штурм неприятельских укреплений. Сразу два вида войск перепахивали неприятельские позиции и тылы. Казалось, на этом изрытом, выжженном пространстве не может уцелеть ничего живого. Но когда в атаку пошли русские танки пехота, их встретил довольно приличный ответный огонь. Японцы отбивались отчаянно. Так что сломить их с первой атаки не удалось.
6 чтец: К вечеру авиация повторила налет и снова над Хасаном все крушилось и горело. И тогда в атаку бросились танки и пехота (песня « три танкиста»). Метр за метром они продвигались к вершине Заозерной. Танки давили гусеницами пулеметные гнезда, секли очередями неприятельскую пехоту. И вот враг не выдержал и побежал. Сопка взята! Утром все, кто был в долине, увидели на Заозерной развивающийся красный флаг. ( кусок видео).
7 чтец: Японцы пытались отбить потерянные позиции. Да все безрезультатно. Так продолжалось целых три дня. Видя бесперспективность дальнейшего военного противостояния с СССР, Япония предложила заключить мирное соглашение и восстановить границу, существовавшую до начала конфликта. 11 августа 1938 года в час дня мирное соглашение вступило в силу. Хасанский конфликт завершился на русских условиях. 13 августа состоялся обмен пленными. Потери японских войск за время хасанских боев составили 500 человек убитыми и 900 ранеными. Советские потери составили 865 человек убитыми, 95 пропало без вести или попало в плен, 3297 составили раненые, контуженные, обожженные и больные. Особенно велики оказались боевые потери в пехоте – «царице полей»
8 чтец: Стихотворение «На Заозерной полегли».
На Заозёрной полегли В боях бойцы погранзаставы, Сдержать японцев не смогли,Исполнив долг, достойный славы.Не посрамим Отчизны стяг,Когда с врагами будут схватки.Примером были в тех боях И Батаршин, и Чернопятко. Гостеприимная странаС мечом лезть в гости не просила.Героев наших именаЧтит благодарная Россия.

9 чтец: По следам этих событий Посьетский район приморского края был переименован в Хасанский район. В честь политрука Ивана Пожарского название получил один из районов Приморского края. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об увековечивании памяти героев Хасана « от 5июня 1939 года 40- стрелковая дивизия награждена орденом Ленина, 32- стрелковая дивизия и Посьетский пограничный отряд -орденом Красного Знамени, 6532 участника сражения были отмечены наградами.
Звучит песня «На сопках Маньчжурии» в исполнении Д. Хворостовского и кары слайдовой презентации с именами героев Хасана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕМатериал, накопленный студентами в процессе подготовки к внеклассному мероприятию, стал основой для их выступления, оформление стенда и создания слайдовой презентации.
Подготовка к выступлению развивает у студентов самостоятельность, творческие способности, позволяет получить первичные навыки будущей профессиональной деятельности.
Проведение урока наглядно показало, что подобные, нетрадиционные уроки не только вызывают больший интерес студентов, но их результаты дают больший эффект.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.. Стихотворение «Событиям 1938 года». Анатолий Ковтун
2. Стихи. Константин Симонов
3.Стихотворение «Вот июль Уссурийского края» А. Копштейн 1956 «Москва»
4. Песня «Журавли». Р.Гамзатов, Я. Френкель
5. Вальс «На сопках Маньчжурии». И.А. Шатров
6. Песня «Три танкиста». Б.С. Ласкин.
7. Кадры документального фильма «Нападение японцев на озере Хасан».
9.А.А. Кольтюков. Военно-политический анализ событий на озере Хасан.
10. И.Д. Баранова. «Герои Хасана».
11.А.А. Кошкин. «На границе тучи ходят хмуро».
12. История Российского Приморья. Владивосток. «Дальнаука». 1998.
13. Википедия «Материалы о событиях на озере Хасан»