Статья Роль создания ситуации успеха школьников в системе личностно-ориентированного обучения


Роль создания ситуации успеха школьников в системе личностно-ориентированного обучения
Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. Главное состоит в том, что в школу приходят не просто ученики, а личности со своим миром чувств и переживаний. Личностно-ориентированный подход – это методическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
В последнее время высказывание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным для учителей. Учителя физики города Донецка давно поддерживают у школьников положительные эмоции, которые становятся важнейшим стимулом их в процессе познания предмета. Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя… радость успеха может померкнуть. Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». Это и определяет главный смысл нашей деятельности учителя: создать каждому ученику на уроке ощущение успеха.
Задачу мы видим в том, чтобы дать возможность пережить учащемуся радость достижения, осознать свои возможности, преодолеть свою неуверенность.
Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов деятельности, что результат продуманный, подготовленной стратегии, тактики.
Это дает школьникам
уверенность в себе.
массу положительных эмоций, влияющих на отношение к изучаемому предмету.
желание повторить, чтобы еще раз пережить успех.
Задача наша при осуществлении личностно-ориентированного образования, мы считаем, заключается в том, чтобы дать каждому школьнику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, быть уверенным.
Успех в учении – один из источников внутренних сил ребят, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться, а вследствие этого и сохранение психофизического здоровья.
Современный этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от нас высокого уровня педагогического мастерства.
Ведь успех в учёбе – это завтрашний успех в жизни!
Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого мы соблюдаем следующие правила.
1. Хвалим за старательность!
Т.е. за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения.
2. Хвалим действия, а не личность!
Высказываем одобрение достижениям ученика, а не оцениваем его лично.
3.Делаем акцент, за что хвалим!
Т.к. общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности.
4. Главное – чувство меры !Наша похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Чрезмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху.
5. Находим, за что похвалить!
Т.к. любой ребенок достоин похвалы.
6. Останавливаемся на хорошем!
Т.к. нам этим удается повысить самооценку ученика!
Наша похвала не содержит упреков, условий и уточнений, мы ее заканчиваем на хорошей ноте. Похвалив ученика, через некоторое время не разубеждаем его в значимости этого личного достижения.
7. Не противопоставляем одного ученика всему классу!
Не хвалим одного ученика, если его не поддерживает коллектив. Даже если он поступил правильно, чтобы не вызвать зависть.
8. Хвалим без сравнений!
9. Закрепляем похвалу!
Т.к. в нужный момент улыбка, мимика обладают необходимой эффективностью.
10. Хвалим, сближаясь!
Похвала – очень действенный и тонкий инструмент. Мы постоянно помним, что она должна быть заслуженной и умеренной.
Физика - предмет очень трудный, но наши ученики чувствуют себя всегда успешными.
Учитель Бауэр Т.М.,
город Донецк.