Рабочая программа Коррекция недостатков устной и письменной речи у детей с ОВЗ


ПРОГРАММА: коррекция недостатков устной и письменной речи у учащихся с ОВЗ.
Пояснительная записка:
Программа разработана на основе:
- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В.Ястребовой,Т.Б.Бессоновой. М.,1996г.
Программа разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой, П.М.Козыревой, Е.В.Мазановой, Л.С.Волковой.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 2 классов с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендована ПМПК программа VII вида, 69 ч., занятия проводятся 2-3 раза в неделю.
Курс: коррекция недостатков устной и письменной речи у учащихся с ОВЗ.
Актуальность:
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно выросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств взаимодействует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. С повышением требований к интеллектуальным возможностям детей, усложнением школьных программ, более ранним началом обучения дети с ограниченными возможностями здоровья оказываются не готовыми к школьному образованию по основным параметрам психической деятельности, а также по уровню речевого развития. Несформированность всех сторон устной речи, психических функций (памяти, внимания, произвольной деятельности) находит отражение в трудностях овладения навыком чтения. Замедленный темп овладения грамотой, нарушение этого процесса вызвало у детей с трудностями в обучении еще большее отставание по учебным программам, еще большее отставание в развитии и, в конечном итоге, школьную дезадаптацию.
Отечественные авторы, занимающиеся проблемами дислексии и дисграфии у детей, имеющих ЗПР, отмечали следующие особенности детей с ЗПР: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка, запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, отсутствие грубых нарушений звукопроизношения, несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, несформированность лексико-грамматического строя речи, нарушение пространственных ориентировок, зрительных представлений. Нарушения речи у детей с ЗПР носят системный характер.
В настоящее время дети с ОВЗ интегративно внедрены в среду с нормально развивающимися сверстниками, т.е. обучаются в обычной общеобразовательной школе. Проблема организации и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной для общей и коррекционной педагогики, поскольку тесно связана с преодолением и профилактикой школьной неуспеваемости. Добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОВЗ можно при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, родителей учащихся, учителя начальных классов.
Коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ выстроено на системном подходе и, будучи индивидуально ориентированным на каждого ребенка, должно обеспечивать успешность и качество усвоения знаний, общее развитие учащихся, решение коррекционно-развивающих задач.
Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ОВЗ обеспечивается системой коррекционно-развивающих заданий, определяющей постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень и содержащей определенные этапы обобщения приемов мыслительной деятельности на материале различных школьных дисциплин с их последующим переносом в учебную деятельность ребенка.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендована ПМПК программа VII вида, в общеобразовательной школе осуществляется учителем-логопедом на основе комплексного подхода к ее содержанию с целью определения индивидуально ориентированных методов и приемов повышения уровня умственного развития детей с ОВЗ в процессе усвоения учебных знаний.
Цель: проведение коррекционного обучения учащихся с ОВЗ, предотвратить переход нарушений письменной речи на последующие этапы обучения.
Задачи:
- активизация мыслительной и речевой деятельности детей;
- уточнение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов и знакомства с различными способами словообразования и словоизменения;
- уточнение, развитие и дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи учащихся на основе овладения предложениями различных синтаксических конструкций, а также за счет усвоения связи слов в предложении;
- формирование связной речи;
- закрепление навыков организации учебной деятельности.
Календарно-тематическое планирование содержания программы (2 класс)
№ п\пТема занятия Цели, задачи Словарная работа, слова-термины Наименование форм работы Количество часов
1 Ориентация во времени Уточнить понятия детей об основных единицах времени; наблюдение и определение временной последовательности действий и событий, расширение и активизация лексического запаса. Названия времен года, месяцев, времени суток, дней недели; сезон. «Времена года». Заполнение таблицы «Мой режим дня»; назвать по порядку времена года, месяцы, дни недели. Определить по картинке время суток, время года. Рассказать по сюжетной картинке о распорядке дня зайчика. 1
2 Ориентировка в пространстве Определение схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений предметов и  объектов. Пространство, числовой ряд, противоположная сторона, зеркальное отражение. «Осень». Определение схем тела своего и соседа; зрительный диктант; игра «Чего не стало?»; последовательность числового ряда; покажи левую руку в своем отражении в зеркале; графический диктант. 1
3 Предложение. Дать понятие ученикам о предложении. Учить правильно согласовывать различные части речи. Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. Предложение, схема предложения, заглавная буква. «Приметы осени». Работа со схемой предложения; посчитать, сколько предложений было в тексте; закончи предложение по образцу; закончить предложения, изменяя по смыслу слово, данное в скобках. 1
4 Предложение. Слово. Учить различать понятия «слово» и «предложение». Учить составлять предложения из двух, трех слов. Учить распространять предложения. Правило: Предложение состоит из слов, слова в предложении пишутся раздельно. «Сбор урожая». Составление предложений по схеме; составить предложение из данных слов по вопросам; составить предложение из слов, данных в беспорядке; составить предложения по картинке сначала из двух слов, затем из трех, четырех, пяти и более слов (помощь вопросами) 1
5 Слово. Слог. Дать понятие слога, как значимой единицы слова. Учить различать понятия «слово» «слог». Учить детей делить слова на слоги. Слог, слоговая схема слова. «Домашние животные» Работа по карточкам (Ефименкова Л.Н.); разложить картинки под соответствующими схемами слов. 1
6 Звуки Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки. Неречевые звуки, речь, органы речи, звуки речи. «Детеныши домашних животных» Упражнения для развития слухового внимания и наблюдательности; развитие просодической стороны речи; проговаривание и пропевание звуков с разной силой голова и интонацией. 2
7 Гласные и согласные звуки Учить дифференцировать понятия гласные и согласные звуки. Дать понятие о слогообразующей роли гласных, ударении. Гласные, согласные звуки, звукобуквенный анализ. «Дикие животные». Работа над уточнением правильной артикуляции звуков; выделение заданного звука из ряда других звуков; выделение звука в разных позициях; нахождение слогов и слов с заданным звуком; подбор слов с заданным звуком; составление слоговых схем слов; чтение слоговых таблиц; звукобуквенный анализ слов. Выделить буквы, наложенные друг на друга. Развитие мелкой моторики. 2
8 Дифференциация гласных 1 и 2 ряда на примере букв а-яУчить детей различать гласные а-я устно и на письме. Уточнить роль этих гласных в звучании согласных. Гласные 1 и 2 ряда, словарный диктант, артикуляция. «Домашние и дикие животные». Артикуляционные упражнения. Сравнить слова по смыслу и написанию, какими буквами различаются эти слова; записать слоги в два столбика; закончить слова, добавляя буквы а или я; записать слова графически. Развитие мелкой моторики. 3
9 Дифференциация гласных 1 и 2 ряда на примере букв о-ёУчить детей различать гласные о-ё устно и на письме. Уточнить роль этих гласных в звучании согласных. «Перелетные птицы». Артикуляционные упражнения. Сравнить слова по смыслу, звучанию и написанию, какими буквами различаются эти слова; записать слоги в два столбика; закончить слова, добавляя буквы о или ё; записать слова графически. Развитие мелкой моторики. 3
10 Дифференциация гласных 1 и 2 ряда на примере букв ы-иУчить детей различать гласные ы-и устно и на письме. Уточнить роль этих гласных в звучании согласных. Заглавной буквы ы не бывает. «Зимующие птицы». Артикуляционные упражнения. Сравнить слова по смыслу и написанию, какими буквами различаются эти слова; записать слоги в два столбика; закончить слова, добавляя буквы ы или и; записать слова графически. Развитие мелкой моторики. 3
11 Дифференциация гласных 1 и 2 ряда на примере букв у-юУчить детей различать гласные у-ю устно и на письме. Уточнить роль этих гласных в звучании согласных. «Явления природы осенью». Артикуляционные упражнения. Сравнить слова по смыслу и написанию, какими буквами различаются эти слова; записать слоги в два столбика; закончить слова, добавляя буквы у или ю; записать слова графически. Развитие мелкой моторики. 3
12 Дифференциация гласных 1 и 2 ряда на примере букв э-еУчить детей различать гласные э-е устно и на письме. Уточнить роль этих гласных в звучании согласных. «Одежда» Артикуляционные упражнения. Сравнить слова по смыслу и написанию, какими буквами различаются эти слова; записать слоги в два столбика; закончить слова, добавляя буквы э или е; записать слова графически. Развитие мелкой моторики. 3
13 Твердые и мягкие согласные Научить слышать твердое и мягкое звучание согласных. Твердые и мягкие согласные. «Обувь». Составление звуковой схемы слова; развитие мелкой моторики; работа с предметными картинками. 2
Закрепление пройденного материала Закрепить умение различать гласные 1 и 2 ряда устно и на письме. Устно, письменно, самостоятельная работа. Выписать слова парами, устно придумать предложения с каждой парой слов; вставить в предложения пропущенные слова; зрительный диктант. 1
14 Глухие и звонкие согласные Научить определять глухость и звонкость согласного. Научить устанавливать различие в звучании парных согласных. Глухие и звонкие согласные. Слова-паронимы. «Зима». Выделение заданного согласного из ряда других согласных; подобрать слова с заданным звуком; правописание звонких и глухих согласных в слабой позиции. Составление алгоритма высказывания: «Согласный парный, глухой или звонкий, твердый или мягкий». 2
15 Дифференциация звуков б-б’, п-п’ Научить определять глухость и звонкость согласного. Научить устанавливать различие в звучании парных согласных. Дифференцировать парные согласные устно и на письме. Учиться проверять оглушенные согласные в середине слова. Совершенствовать навыки чтения и письма. Развитие умения анализировать собственную деятельность. Воспитывать потребность и желание красиво, грамотно говорить и писать. Обогащать словарь. Развивать связную речь. Парные согласные. «Зимние забавы». Артикуляция и звучание звуков. Сравнить пары слов по звучанию и смыслу. Вставить пропущенные слоги в слова. Изменить слово так, чтобы после согласных б, п появился гласный. Записать слова в три колонки (п, б, п-б). составить и записать предложения по картинкам. Работа по карточкам (Ефименкова Л.Н.) 2
16 Дифференциация звуков в-в’, ф-ф’ Научить определять глухость и звонкость согласного. Научить устанавливать различие в звучании парных согласных. Дифференцировать парные согласные устно и на письме. Учиться проверять оглушенные согласные в середине слова. Совершенствовать навыки чтения и письма. Развитие умения анализировать собственную деятельность. Воспитывать потребность и желание красиво, грамотно говорить и писать. Обогащать словарь. Развивать связную речь. «Посуда». Артикуляция и звучание звуков. Сравнить пары слов по звучанию и смыслу. Вставить пропущенные слоги в слова. Изменить слово так, чтобы после согласных в, ф появился гласный. Записать слова в три колонки (в, ф, в-ф). составить и записать предложения по картинкам. Работа по карточкам (Ефименкова Л.Н.) 2
17 Дифференциация звуков г-г’, к-к’ Научить определять глухость и звонкость согласного. Научить устанавливать различие в звучании парных согласных. Дифференцировать парные согласные устно и на письме. Учиться проверять оглушенные согласные в середине слова. Совершенствовать навыки чтения и письма. Развитие умения анализировать собственную деятельность. Воспитывать потребность и желание красиво, грамотно говорить и писать. Обогащать словарь. Развивать связную речь. «Продукты». Артикуляция и звучание звуков. Сравнить пары слов по звучанию и смыслу. Вставить пропущенные слоги в слова. Изменить слово так, чтобы после согласных г, к появился гласный. Записать слова в три колонки (г, к, г-к). составить и записать предложения по картинкам. Работа по карточкам (Ефименкова Л.Н.) 2
18 Дифференциация звуков д-д’, т-т’ Научить определять глухость и звонкость согласного. Научить устанавливать различие в звучании парных согласных. Дифференцировать парные согласные устно и на письме. Учиться проверять оглушенные согласные в середине слова. Совершенствовать навыки чтения и письма. Развитие умения анализировать собственную деятельность. Воспитывать потребность и желание красиво, грамотно говорить и писать. Обогащать словарь. Развивать связную речь. «Мебель» Артикуляция и звучание звуков. Сравнить пары слов по звучанию и смыслу. Вставить пропущенные слоги в слова. Изменить слово так, чтобы после согласных д, т появился гласный. Записать слова в три колонки (д, т, д-т). составить и записать предложения по картинкам. Работа по карточкам (Ефименкова Л.Н.) 2
19 Дифференциация звуков з-з’, с-с’ Научить определять глухость и звонкость согласного. Научить устанавливать различие в звучании парных согласных. Дифференцировать парные согласные устно и на письме. Учиться проверять оглушенные согласные в середине слова. Совершенствовать навыки чтения и письма. Развитие умения анализировать собственную деятельность. Воспитывать потребность и желание красиво, грамотно говорить и писать. Обогащать словарь. Развивать связную речь. «Транспорт». Артикуляция и звучание звуков. Сравнить пары слов по звучанию и смыслу. Вставить пропущенные слоги в слова. Изменить слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный. Записать слова в три колонки (з, с, з-с). составить и записать предложения по картинкам. Работа по карточкам (Ефименкова Л.Н.) 2
20 Дифференциация звуков с-шУчить дифференцировать звуки с-ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Учить соотносить звуки с символами для их обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. Совершенствовать навыки чтения и письма. Развитие умения анализировать собственную деятельность. Воспитывать потребность и желание красиво, грамотно говорить и писать. Обогащать словарь. Развивать связную речь. «День защитников отечества» Сравнить звуки по артикуляции. Вставить в слова буквы с-ш, записать пары слов, сравнить их по написанию, звучанию и значению. Разгадывание кроссворда. Соединить картинки и слова так, чтобы получились словосочетания. Развитие связной речи (составление рассказа по плану). 2
21 Дифференциация звуков з-жУчить дифференцировать звуки з-ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Учить соотносить звуки с символами для их обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. Совершенствовать навыки чтения и письма. Развитие умения анализировать собственную деятельность. Воспитывать потребность и желание красиво, грамотно говорить и писать. Обогащать словарь. Развивать связную речь. «Профессии». Из ряда звуков выбрать те, которые схожи по артикуляции. Дать сравнительную характеристику изучаемых звуков. Дифференциация звуков в слогах. Отгадывание загадок. Разложить картинки под буквами з и ж. развитие логического мышления (решить задачу с буквами). Развитие навыков словоизменения (измени слова по образцу). Закончить предложения, подобрав слова, подходящие по смыслу. 2
22 Дифференциация звуков ш-жНаучить определять глухость и звонкость согласного. Научить устанавливать различие в звучании парных согласных. Дифференцировать парные согласные устно и на письме. Учиться проверять оглушенные согласные в середине слова. Совершенствовать навыки чтения и письма. Развитие умения анализировать собственную деятельность. Воспитывать потребность и желание красиво, грамотно говорить и писать. Обогащать словарь. Развивать связную речь. «Международный женский день». Артикуляция и звучание звуков. Сравнить пары слов по звучанию и смыслу. Вставить пропущенные слоги в слова. Изменить слово так, чтобы после согласных ш, ж появился гласный. Записать слова в три колонки (ш, ж, ш-ж). составить и записать предложения по картинкам. Работа по карточкам (Ефименкова Л.Н.) 2
23 Дифференциация звуков с-цУчить дифференцировать звуки с-ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Учить соотносить звуки с символами для их обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. Совершенствовать навыки чтения и письма. Развитие умения анализировать собственную деятельность. Воспитывать потребность и желание красиво, грамотно говорить и писать. Обогащать словарь. Развивать связную речь. Слова-паронимы. «Весна». Дыхательные упражнения. Упражнения для губ, языка. Массаж языка. Работа с индивидуальными зеркалами: произнесение звуков. Как образуются звуки с-ц? Чтение слоговых рядов; преобразование слогов, слов. Диктант слов со звуками занятия. Индивидуальная работа по карточкам: вставить пропущенные буквы с или ц. назвать картинки и разложить их под буквами с или ц, определить на слух место изучаемых звуков в словах. 2
24 Дифференциация звуков ч-щУчить дифференцировать звуки ч-щ в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Учить соотносить звуки с символами для их обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. Совершенствовать навыки чтения и письма. Развитие умения анализировать собственную деятельность. Воспитывать потребность и желание красиво, грамотно говорить и писать. Обогащать словарь. Развивать связную речь. Правило: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. «Природа весной». Артикуляция звуков занятия. Дать характеристику звукам. Выбрать картинку на заданный звук. Словообразование с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Почини словечко» (работа с деформированными словами). Работа с орфограммами. Развитие мелкой моторики. 2
25 Дифференциация звуков ч-т’ Учить дифференцировать звуки ч-т’ в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Учить соотносить звуки с символами для их обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. Совершенствовать навыки чтения и письма. Развитие умения анализировать собственную деятельность. Воспитывать потребность и желание красиво, грамотно говорить и писать. Обогащать словарь. Развивать связную речь. «Профессии» Сравнение артикуляции звуков занятия. Послушай пары слов и определи звуки, которыми они отличаются. Развитие зрительных ориентировок (где находится предмет, в названии которого есть звук занятия?). словообразование (назови детенышей животных). Отгадывание загадок. Вставь в слова пропущенные буквы ч или т. Прочитай получившиеся слова. Соедини слова из левого столбика со словами из правого столбика, подчеркни буквы занятия. 2
26 Дифференциация звуков л-рУчить дифференцировать звуки л-р в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Учить соотносить звуки с символами для их обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. Совершенствовать навыки чтения и письма. Развитие умения анализировать собственную деятельность. Воспитывать потребность и желание красиво, грамотно говорить и писать. Обогащать словарь. Развивать связную речь. «Инструменты» Дать сравнительную характеристику изучаемых звуков. Разгадывание кроссворда. Воспроизведение и преобразование слов игра «Наоборот». Вставить пропущенные буквы в слова, запись в тетрадь. Составить словосочетания из слов по образцу. Найти и исправить ошибки в предложениях. 2
27 Слова, обозначающие предметы Дать понятие детям о словах, обозначающих предметы. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. Учить детей графически изображать слова, обозначающие предметы. Одушевленный, неодушевленный предмет, графическое изображение. «Насекомые». Рассмотреть предметные картинки, задать к ним вопросы (Кто это? Что это?). придумать и назвать слова, обозначающие живой предмет. Придумать и назвать слова, обозначающие неживой предмет. Выбрать из картинок только те, которые обозначают неживые предметы. Графическое изображение слов-предметов. 2
28 Слова, обозначающие действие предмета Учить детей определять слова, обозначающие действие предмета. Развитие слухового внимания и памяти. Учиться графически изображать слова, обозначающие действие предмета. Учить дифференцировать слова-предметы и слова-дейсвтия предметов. «Рыбы». Работа с картинками, изображающими предметы в действии. Задать вопрос к картинке (Что делает?). Графическое изображение слов-действий. Работа с карточками с графическим изображением предметов и действий. 2
29 Слова, обозначающие признак предмета Познакомить детей со словами, обозначающими признак предмета. Развитие слухового внимания и памяти. Учить графически изображать слова-признаки. «День победы». Рассмотреть предметные картинки. Ответить на вопросы: какой предмет по форме, цвету… придумать слова, обозначающие признак предмета. Графическое изображение слов-признаков. Из услышанного ряда слов назвать только те, которые обозначают признаки предметов. Подобрать к словам-предметам слова-признаки. Дать описание предмета по плану. К словам-признакам подобрать слова-признаки противоположные по значению. 2
30 Работа над связной речью: последовательный пересказ Развитие связной монологической речи; формирование умения отвечать на вопросы; развитие контроля за ходом своей деятельности; развитие слухового внимания, памяти, мышления. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа. Пересказ, последовательность. Словарная работа проводится в соответствии с тематикой выбранного произведения. Словарная работа по содержанию рассказа. Чтение логопедом рассказа. Расстановка картинок в последовательности рассказа. Выяснение логических связей. Выяснение последовательности действий в рассказе. Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов. Пересказ текста по предметным картинкам. Пересказ без опоры на картинки. Изобразительная деятельность. 2
31 Работа над связной речью: рассказ-описание Развитие навыков связного высказывания; формирование умения отвечать на вопросы; развитие контроля за ходом своей деятельности; развитие слухового внимания, памяти, мышления. Учить детей составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе. Рассказ-описание, план рассказа. Словарная работа проводится в соответствии с тематикой выбранного произведения. Чтение рассказа логопедом. Ответы на вопросы по содержанию рассказа одним словом. Деление рассказа на части. Пересказ рассказа по частям. Пересказ рассказа целиком. 2
32 Работа над связной речью: краткий пересказ Развитие навыков связного высказывания; формирование умения отвечать на вопросы; развитие контроля за ходом своей деятельности; развитие слухового внимания, памяти, мышления. Учить детей находить главную мысль рассказа. Формирование умения кратко пересказывать текст. Чтение рассказа логопедом. Деление рассказа на части. Озаглавить каждую часть, ответить на вопрос: «Что главное в каждой части?». Работа с картинками, отвечающими на вопрос «Что главное в этой части рассказа?». Рассмотреть получившийся план рассказа в картинках. Озаглавить каждую часть, используя картинки. Короткий пересказ по плану. 2
33 Работа над связной речью: творческий пересказ Развитие навыков связного высказывания; формирование умения отвечать на вопросы; развитие контроля за ходом своей деятельности; развитие слухового внимания, памяти, мышления. Закрепить умение последовательно пересказывать рассказ. Творчество. Словарная работа проводится в соответствии с тематикой выбранного произведения. Прослушать начало рассказа. Придумать конец рассказа. Дать название рассказу. Пересказать его целиком. 2
34 Работа над связной речью: устное сочинение Развитие навыков связного высказывания; формирование умения отвечать на вопросы; развитие контроля за ходом своей деятельности; развитие слухового внимания, памяти, мышления. Учить детей составлять рассказ по представлению. Сочинение. Рассмотреть сюжетные картинки. Ответить на вопросы. Пересказать получившийся рассказ. Изобразительная деятельность. Коллективное составление сочинения. 2
Требования к уровню подготовки учащихся:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- различать понятия: звук, слог, гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий;
- дифференцировать парные согласные и фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство;
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- знать и различать временные и пространственные представления;
- выделять главное, обобщать.
- дифференцировать понятия: слог, слово, предложение;
- находить в предложении слова, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета, предлоги;
- уметь согласовывать различные части речи;
- находить главные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении, распространять предложение с помощью вопросов.
- уметь пересказывать тексты, составлять творческие пересказы по обозначенной части текста, составлять рассказы по вопросам, опорным словам, картинкам.
Формы контроля: Плановая диагностика в начале и в конце года, мониторинг.
Учебно – методическое обеспечение программы:
Методическая литература:
 
№ Автор Название Изд-во Год издания
1
  Р.И.ЛалаеваЛ.В.ВенедиктоваДиагностика и коррекция нарушений чтения и письма у мл. школьников «Союз» Санкт-Петербург 2001
2
  Р.И ЛалаеваЛогопедическая работа в коррекционных классах Владос. Москва 1998
3
  В.И Селиверстов Словарь логопеда Владос. Москва 1997
4
  В.В.КоноваленкоС.В.КоноваленкоИндивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения Москва 1998
5
  Л.Н.ЕфименковаКоррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Москва «Владос» 2001
6
  О.В.Елецкая
Н.Ю.Горбачевская Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей «Школьная пресса» 2004
7
  С.Ю.Горбунова
Е.А.ЯструбинскаяСборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР. Москва «Деловой мир» 2005
8
  В.Т.Голубь Графические диктанты Москва
«Вако» 2004
9
  А.В.ЯстребоваПреодоление ОНР у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений Москва
«Аркти» 1999
10
  С.Г.Шевченко Ознакомление с окружающим миром и развитие речи Москва «Школьная пресса» 2005
11
  С.В.КоноваленкоРазвитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет Москва 1998
12 М.А.Леонова
Л.М.Крапивина Дидактические материалы по логопедии Москва
«Школа-Пресс» 1999
13 О.Б.Иншакова Альбом для логопеда Москва
Владос1998
14 И.МилосердовВ.Ульянов Сборник диктантов и упражнений для начальной школы Москва
Издат-школа1996
15 И.Лопухина Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи Москва
«Аквариум» 1995
16 С.Васильева
Н.Соколова Логопедические игры для дошкольников Москва
«Школа-Пресс» 1999
17 Г.Ю.СемкаПосмотри и назови – пособие по логопедии Санкт-Петербург
Библиополис1997
18 Т.А.Ткаченко Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа Санкт-Петербург
«Детство-Пресс» 1998
19 М.Мальцева
В. КостыгинаМой логопедический альбом Ярославль
Академия Холдинг 2001
20 П.М.Козырева Тетради для логопедических занятий Ярославль Академия развития 2006
21 Л.Н. ЕфименковаКоррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия Москва Книголюб 2005
22 Л.Н. ЕфименковаКоррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха Москва Книголюб 2005
23 Н.Э. Радлов Рассказы в картинках Ленинград
Детская литература 1970
24 Т.Г. ВизельНарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста Москва
АстрельТранзиткнига2005
25 Е.В. Мазанова Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. ГНОМ и Д2009
26 Закон Российской Федерации «О специальном образовании», ст.15п.2. 1995