Положение о психолого-педагогическом консилиуме школы

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом Директор МОУ СОШ №20
протокол №1 от 29.08.2014 г. имени Н.З.Бирюкова
___________Е.И.Ермолаева
«____»___________2014 г.
приказ №288 от 29.08.2014 г.


ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-педагогическом консилиуме
МОУ СОШ №20 имени Н.З.Бирюкова

Общие положения:

Психолого-педагогический консилиум - организационная форма, целью которой является разработка и планирование единой программы индивидуального сопровождения ребенка в процессе воспитания и обучения, адекватного распределения обязанностей и ответственности за ее выполнение между участниками консилиума.
Задачи консилиума:
Решение вопроса о зачисления в 1 класс детей, которым на начало учебного года не исполнилось 6 лет 6 месяцев или исполнилось более 8 лет.
Выявление характера и причины отклонения в поведении и учебе учащихся.
Разработка целостной программы индивидуального сопровождения учащихся в целях коррекции отклоняющего развития.
Консультации в решении сложных и конфликтных ситуациях.

2. Функции консилиума:

1.Диагностическая: изучение социальной ситуации развития, определение доминанты развития, потенциальных возможностей учащихся, распознавание характера отклонений в их поведении, деятельности и общении. 2.Воспитательная: разработка программы педагогической коррекции в виде учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителю, ученическому активу, коллективу. По характеру меры могут быть лечебные, контролирующие, дисциплинирующие, корректирующие и др.
3.Реабилитирующая: защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия, повышение статуса и ценности ребенка как члена семьи и члена школьного коллектива.

3.Состав консилиума: (формируется с учетом его цели)

Постоянные члены: педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
Временные члены: учителя-предметники, родители, опекуны.

4.Психолого-педагогический консилиум проводится:
в соответствии с планом работы школы;
по результатам обследования (психологической диагностики);
по запросу учителя;
по запросу педагога-психолога;
по запросу социального педагога;
по запросу медицинского работника;
по запросу ученика или группы школьников.

Объектом обсуждения на консилиуме может быть:
параллель классов;
отдельный класс;
группа школьников;
отдельный ученик.
5. Общая схема проведения консилиума
Цели проведения: * коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащегося (класса) с помощью всех участников воспитательного и учебного процесса; * выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.
Подготовительный этап
Изучение состояния учебно-воспитательного процесса в классе
(кл. руководитель, заместитель директора по УВР).
Психолого-педагогическое изучение педагогически запущенных, трудных, проблемных детей с помощью анкетирования, наблюдения (педагог-психолог, педагоги).
З. Общее знакомство с классом, наблюдение, беседа с классными руководителями, учителями.
4. Изучение межличностных отношений в классе (психолог).
6. Согласование хода консилиума и условий его проведения (администрация, педагог-психолог, педагоги, медик, социальный педагог).
Заключительный этап
Ход консилиума:
1. Психологическая и целевая установка.
2. Выступления участников: поиск психолого-педагогических причин трудностей в работе с классом и путей устранения на конструктивной и доброжелательной основе.
З. Психолого-педагогический анализ поступивших предложений, обсуждение рекомендаций участников.
4. Письменное оформление рекомендаций.

Документация консилиума:
1. Приказ об организации консилиума.
2. Протоколы заседаний консилиума.
Какую информацию предоставляет каждый участник психолого-педагогического консилиума для обсуждения?
Информация педагога-психолога
Психолог приносит на консилиум результаты своей диагностической деятельности (наблюдения, результаты беседы с родителями, педагогами, результаты опросов, обследования самих школьников). Даются не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал представляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.


Содержание данных:
Дать описание психологических особенностей обучения, поведения, самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание психолого-педагогического статуса школьника.
Назвать сферы психической жизни ребенка или подростка, в которых обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы.
Назвать сферы психической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями. Описать реальные проявления.
Информация классного руководителя
Собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует собственные наблюдения.
Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом.
Информация должна содержать:
трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях;
индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.

Содержание данных, предоставляемых педагогами:
1. Качественные характеристики учебной деятельности:
трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;
трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий, трудоемкой работы;
трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала, виды заданий, вызывающие наибольшие трудности;
предполагаемые причины описанных трудностей.
2. Количественные показатели учебной деятельности:
успеваемость по основным предметам;
причины низкой успеваемости или неровной успеваемости.
З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;
индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и со сверстниками.
4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
описание типичного для школьника эмоционального состояния на уроке;
описание ситуаций, вызывающих у учащихся различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг).
Давая педагогическую характеристику ученику, нужно останавливаться только на тех показателях, которые важны для консилиума.
Информация социального педагога
Дает информацию о социальном статусе ребенка:
сведения о родителях, тип семьи;
стиль воспитания в семье;
взаимоотношения родителей и детей в семье;
обеспеченность семьи.
1. Общая характеристика семьи:
- состав семьи (полная, неполная, формально полная);
- характеристика семьи (гармоничная, проблемная, конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная);
типовое состояние семьи (эмоциональный комфорт, дискомфорт, нервно-психическое напряжение):
стиль семейного воспитания (либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый);
нарушения семейного воспитания (доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное напряжение, жестокое обращение, повышенная материальная ответственность).
2. Отношение к школе:
поддерживают тесную связь;
поддерживают контакты эпизодически (связи носят случайный характер, родители избегают контактов).
З. Особенности семейного воспитания.
4. Недостатки семейного воспитания.
5. Причины недостатков:
неблагополучная семья;
отсутствие единых требований;
низкий культурный уровень;
отсутствие контроля;
использование антипедагогических мер и др.


Информация медицинского работника
Предоставляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях школьников.
Содержание информации:
Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
соответствие физического развития возрастным нормам;
состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры). 2. Факторы риска нарушения развития:
наличие в прошлом и на сегодня заболеваний, травм, которые могли сказаться на развитии ребенка;
факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.
З. Характеристика заболеваемости за последний год.

Информация заместителя директора по УВР
Содержание данных, предоставляемых зам. дир. по учебно-воспитательной работе :
Качественные характеристики учебной деятельности педагога: организация деятельности учащихся на уроке, трудности, возникающие при этом.
Количественные показатели учебной деятельности педагога: успеваемость по предмету, причины низкой успеваемости.
Показатели общения в учебных ситуациях: трудности, возникающие в общении с учащимися.
Показатели эмоционального состояния и их влияние на эмоциональное состояние учащихся.
15