ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО – МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ (ПМПк)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ПСИХОЛОГО – МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ»
(разработано на основе федерального
примерного Положения о ПМПк)

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО – МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
КОНСИЛИУМЕ (ПМПк)
1. Общее положение
1.1. Психолого – медико – педагогическая служба школы (в дальнейшем – школьная ПМПС) является структурой диагностико – коррекционного типа, деятельность ,которой направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, дефектов воспитания, обучения; социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезодаптации (проблемами в обучении и поведенческими расстройствами).
1.2. Основной функциональной единицей школьной ПМПС является школьный психолого – медико – педагогический консилиум (ПМПк).
1.3. ПМПк организуется на базе учреждений образования независимо от типа и вида, не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица.
1.4. В связи с межведомственным характером деятельности ПМПк на специалистов различных профилей (медицинского, педагогического, социального) распространяются все льготы и права соответствующих ведомств.
1.5. ПМПк составляет диагоностико – коррекционные программы с учетом многообразия и изменчивости условий местного и регионального социума.
1.6. ПМПк в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка. Законом РФ «Об образовании», действующим законодательством РФ.
1.7. . ПМПк для обеспечения своей деятельности может привлекать внебюджетные средства в установленном законодательством РФ порядке.
1.8. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальными запросами на участие в работе ПМПк. Постоянные специалисты ПМПк имеют право на 20 % надбавку к заработной плате при наличии в образовательном учреждении трех и более классов (групп) специального коррекционного или компенсирующего типа.
2. Цели и задачи ПМПк
2.1.Целью ПМПк является определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями ребенка.
2.2. В задачи ПМПк ОУ входит:
2.2.1. Выявление «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» ребенка, поступившего в первый класс.
2.2.2. Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю, воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания.
2.2.3. Решение вопроса о создании в рамках данного ОУ условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. Организация коррекционных занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых). При необходимости - перевод в другой класс в рамках того же ОУ. Рекомендация соответствующей формы обучения (индивидуальное на дому, смешанное, экстернат, семейное и др.).
2.2.4. Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуальных коррекционных программ.
2.2.5. При положительной динамике и преодолении отклонений в развитии – рекомендовать перевод ребенка в класс с основной образовательной программой.
2.2.6. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно – оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды.
2.2.7. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьной программой, перспективное планирование коррекционной работы, оценку её эффективности.
2.2.8. Организация взаимодействия между педагогическим коллективом ОУ и специалистами, участвующими в работе ПМПк. Организация взаимодействия между родителями (заменяющими их лицами) и педагогами. Проведение просветительской работы с родителями (заменяющими их лицами). Оказание консультационной помощи педагогам и семье в решение конфликтных вопросов между родителями (заменяющими их лицами) и педагогами.
2.2.9. При возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а так же при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк – направление ребенка в ПМПК более высокого уровняю
3. Структура и организация деятельности ПМПк
3.1. Психолого – медико – педагогический консилиум создается в ОУ любого вида и типа по мере возникновения необходимости комплексного обследования ребенка, пребывающего в данном учреждении, в связи с возникновением явлений дезадоптации в любой сфере психологического развития, приводящей к трудностям реализации образовательных потребностей субъектами образовательного процесса.
3.2. ПМПк создается в ОУ приказом директора школы. В его состав входят: замдиректора по УВР (председатель ПМПк); учителя с большим опытом работы; учитель – логопед (или учитель – дефектолог), детский психолог, врач (педиатр, невролог или детский психиатр), социальный педагог. При отсутствии специалистов они могу привлекаться к работе ПМПк на договорной основе.
3.3. Прием детей, подростков, молодежи (до 18 лет) осуществляется по инициативе родителей (лиц, их заменяющих). Прием лиц старше 12 лет, обратившихся по личной инициативе; допускается без сопровождения родителей.
3.4. В случае инициативы работников ОУ на предмет обследования ребенка должно быть получено согласие родителей (иных законных представителей).
При несогласии родителей (иных законных представителей) с ними должна проводиться просветительская работа по созданию адекватного понимания проблемы. Во всех случаях согласие родителей или лиц их замещающих на обследование должно быть получено в письменном виде и занесено в Карту развития ребенка.
3.5. Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально.
3.6.Результаты обследования ребенка протоколируются, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, лечению, при необходимости – профориентации и трудоустройства, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в Карту развития ребенка.
3.7. В диагностике сложных или конфликтных ситуаций члены ПМПк обязаны направить ребенка на ПМПК для углубленной диагностики.
3.8. На ребенка, проходящего обследование в ПМПк, заводится Карта развития ребенка, в которой находятся все данные индивидуального обследования: заключение ПМПк; копии направлений во внешние организации; включая направление на ПМПК. Кроме того, в Карту развития ребенка вносятся данные об его обучении в специальном (коррекционном или компенсирующем) классе общеобразовательной школы, данные по специальной коррекционной работе, проводимой специалистами – психологами, логопедами, педагогами, медицинскими работниками. Результаты обследования вносятся в Карту развития ребенка учебной после каждого курса занятий со специалистами с описанием наблюдаемой динамики и перспективными планами коррекционной работы.
Карта развития ребенка хранится у председателя ПМПк и выдается только специалистам, работающим в ПМПк. Председатель ПМПк и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, проходившем обследование на ПМПк.
В случае направления ребенка на ПМПК Карта развития ребенка со всеми представлениями, заключениями передается сотрудникам ПМПК. После обследования в ПМПК Карта развития возвращается в школьный консилиум.
3.9. В конце третьей четверти ПМПк обсуждает результаты коррекционного обучения каждого ребенка на основании наблюдения динамики развития и принимает решение о продолжении обучения в условиях специального (коррекционного, компенсирующего) класса образовательной школы либо о направлении ребенка на ПМПК.
При переводе ребенка в другой класс того же ОУ или в другое ОУ необходимо получить согласие родителей или законных представителей в письменной форме и занести его в Карту развития ребенка. На руки родителям выдается выписка из Карты развития ребенка, в которой отмечаются заключения всех специалистов, педагогическая характеристика и результаты коррекционного воздействия.
3.10. В ПМПк ведется следующая документация:
- журнал записи и учета детей, прошедших консилиум;
- журнал обследований специалистов;
- журнал коллегиальных заседаний ПМПк, с отметками о движении документации и соответствующих направлениях ребенка как в системе ПМПС, так и в другие организации;
- Карты развития детей с представлениями специалистов и заключениями ПМПк по результатам обследования и решением о форме и содержании коррекционного воздействия;
- листы коррекционной работы специалистов (вкладываются в Карту развития ребенка в процессе коррекционной работы);
- списки коррекционных или компенсирующих классов;
- список специалистов ПМПк и специалистов, привлеченных на договорной основе, расписание их работы, включая расписание индивидуальных и групповых занятий;
- журнал регистрации архива ПМПк;
- архив ПМПк, состоящий из Карт развития детей, выведенных из школы в другие образовательные системы, специализированные учреждения здравоохранения или социальной защиты.
3.12. Архив ПМПк хранится в течение 10 лет в специально оборудованном месте и выдается только членам ПМПк, о выдаче делается специальная запись.
3.13. Председатель и специалисты, участвующие в работе ПМПк, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование.
4. Порядок подготовки и проведения ПМПк.
4.1.Консилиумы подразделяются: на плановые и внеплановые.
4.2. Плановые консилиумы один раз в полугодие. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:
- определение путей коррекционно – педагогического и лечебно – воспитательного воздействия на ребенка;
- выработка согласованных решений по созданию адекватных условий обучения ребенка;
- оценка динамики состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
4.3. Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалистов (в первую очередь учителей, ведущих с данным ребенком коррекционную работу). Вне плана ПМПк собирается для выяснения причин отсутствия динамики или при отрицательной динамике обучения и развития ребенка, при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка.
Задачами внепланового ПМПк являются:
- решение вопроса о принятии экстренных мер по устранению вновь выявленных обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка;
- изменение коррекционно – развивающей программы, в случае её неэффективности.
4.4. Для повышения эффективности коррекционно – педагогического и воспитательного воздействия на ребенка назначается ведущий специалист.
4.5. Решением ПМПк ведущим специалистом назначается педагог или другой специалист, проводящий коррекционную работу.
4.6 Ведущий специалист должен: проводить коррекционную работу с ребенком; отслеживать своевременность проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий другими специалистами; имеет право решающего голоса при определении адекватных условий обучения, проведении повторных ПМПк.
4.7. При возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка или на состояние его здоровья, повторный ПМПк может назначить другого специалиста в качестве ведущего.
4.8. Подготовка проведения ПМПк
4.8.1 Ребенок должен быть обследован всеми специалистами не позднее 10 дней до даты проведения ПМПк.
4.8.2. Список специалистов, участвующих в работе консилиума составляется ведущими специалистами и согласовывается с председателем ПМПк. В состав ПМПк входят специалисты, непосредственно работающие с ребенком, специалисты – консультанты, проводящие консультирование ребенка и знающие его проблему, специалисты – стажеры.
4.8.3. Специалисты – консультанты, проводящие непосредственную работу с ребенком, обязаны не позднее, чем за 3 дня до проведения ПМПк, представить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребенка и динамики коррекционной работы по установленной форме за период, прошедший с момента последнего ПМПк
4.9. Порядок проведения ПМПк
4.9.1.ПМПк проводится под руководством председателя консилиума, а в его отсутствие заместителя председателя консилиума.
4.9.2. Председатель ПМПк имеет право по согласованию с директором школы в разовом порядке назначить временного председателя консилиума из числа высококвалифицированных специалистов ПМПк.
4.9.3. Ведущий специалист докладывает заключение о проблемах обучения и развития ребенка на ПМПк и оформляет протокол консилиума. Все специалисты, ведущие коррекционную и консультативную работу, в устной форме дают свои заключения.
4.9.4. Заключения всех специалистов, проводящих коррекционную и консультативную работу, являются для ПМПк равнозначными.
4.9.5. Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционной работы, утвержденные консилиумом, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком.
4.9.6. Протокол ПМПк оформляется не позднее, чем через 2 дня после его проведения и подписывается ведущим специалистом, председателем ПМПк и
классным руководителем.









СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПк ОУ

Запись на обследование ребенка на консилиуме



Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума




Плановые заседания консилиума
Определение путей ПМПк сопровождения
2. Оценка динамики состояния ребенка





Согласование деятельности специалистов по
коррекционно – развивающей работе




























Проект Приказа


О СОЗДАНИИ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО –
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

В целях обеспечения эффективной работы с детьми, имеющими трудности в обучении и школьную дезадаптацию, а так же в соответствии с концепцией коррекционно – развивающего обучения и на основании приказа Управления общего и профессионального образования г. Краснодара № 45 от 29.01.2002 г.


ПРИКАЗЫВАЮ:


Создать психолого – медико – психологический консилиум в составе:
(перечень сотрудников консилиума с указанием специальности)
2.Назначить председателем консилиума:
(ФИО завуча по УВР)
3.Председателю психолого – медико – психологического консилиума вменить в обязанности организацию работы консилиума в соответствии с Положением о деятельности психолого – медико – психологического консилиума.
4. График работы консилиума прилагается.
5.Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.


Директор школы №













Образец договора
ДОГОВОР
о сотрудничестве МОУ ЦДК «Детство» и ОУ
Муниципальное образовательное учреждение «Городской центр диагностики, коррекции психологической помощи детям и подросткам «Детство» в лице директора Азлецкой Елены Николаевны
действующего на основании Устава далее именуемое МОУ ЦДК «Детство», с одной стороны, и образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение СОШ № 50 в лице директора Апестина Валентина Владимировна действующего на основании Устава, далее именуемом ОУ СОШ № 50 , с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
Предметом настоящего договора является закрепление взаимных обязательств и прав.
2. Обязанности сторон
2.1. МОУ ЦДК «Детство» обязуется:
2.1.1. Проводить своевременное обследование детей с проблемами в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования в виде выписок из протокола обследования.
2.1.2. Оказывать методическую помощь специалистам ПМПк, обеспечивать обмен опытом между специалистами ПМПк образовательных учреждений.
2.1.3. Информировать родителей о результатах обследования и обо всех имеющихся в городе возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.
2.2. ОУ СОШ № 50 обязуется:
2.2.1. Направлять родителей детей с проблемами в развитии для обследования на ПМПК МОУ ЦДК «Детство» в следующих случаях:
– для определения маршрута обучения и воспитания в соответствии с коррекционным видом обучения;
– при возникновении трудностей диагностики;
– в спорных и конфликтных случаях;
– при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.
2.2.2. Обеспечить явку родителей обследуемых детей с пакетом необходимых документов.
2.2.3. Информировать МОУ ЦДК «Детство»: – о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи; – о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения; – об эффективности реализации рекомендаций МОУ ЦДК «Детство».
3. Права сторон
3.1. МОУ ЦДК «Детство» имеет право:
3.1.1. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование в МОУ ЦДК «Детство», при необходимости вносить коррективы в рекомендации.
3.1.2. Осуществлять контроль по профессиональной линии за деятельностью педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, дефектологов.
3.2. ОУ СОШ № 50 имеет право:
3.2.1. При положительной динамике и преодолении отклонений в развитии на основе рекомендаций ПМПк перевести обучающегося (воспитанника) класса с обучением по VII виду (коррекционной группы) в класс (группу), работающий по основной образовательной программе без участия специалистов МОУ ЦДК «Детство».
Директор ОУ
Апестина Валентина Владимировна
(подпись) Ф.И.О.
Директор МОУ ЦДК «Детство»
Азлецкая Елена Николаевна
(подпись) Ф.И.О.

Председатель ПМПк ОУ
Трожицинская Елена Михайловна
(подпись) Ф.И.О.
М.П.
Зам. директора МОУ «Детство»
Логачева Наталья Анатольевна
(подпись) Ф.И.О.
М.П.


























Образец

ДОГОВОР
о сотрудничестве школьного ПМПк ОУ № г.Краснодара с родителями (законными представителями) обучающегося (воспитанника) образовательного учреждения

Образовательное учреждение №
г. Краснодара округа
в лице директора ,
(Ф.И.О.)
действующего на основании Устава и Положения о психолого – медико - педагогическом консилиуме, с одной стороны, и родителями (законными представителями) обучающегося (воспитанника)
указать Ф.И.О. родителей (законных представителей)
с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:

1. Предмет договора
Предметом настоящего договора является закрепление взаимных обязательств и прав.
Обязанности сторон.
2.1. ПМПк ОУ № обязуется:
2.1.1. Проводить своевременную диагностику отклонений в развитии детей. Выявлять резервные возможности ребенка, разрабатывать рекомендации учителю, воспитателю, родителям.
2.1.2.Информировать родителей (законных представителей) обучающегося (воспитанника) об условиях психолого – медико – педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк
2.1.3. Организовать коррекционно – развивающие занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые).
2.1.4. Разрабатывать индивидуальные коррекционно – развивающие программы, развивающие познавательные процессы, эмоционально – волевую сферу, речевые нарушения.
2.1.5. Отслеживать динамику развития психических функций, и эффективности индивидуальных коррекционных программ.
2.1.6. Информировать родителей (законных представителей) обучающегося (воспитанника) о результатах обследования и обо всех имеющихся проблемах в развитии ребенка (о положительной динамике, об отсутствии положительной динамики).
2.1.7. Информировать родителей (законных представителей) обучающегося (воспитанника) обо всех имеющихся в городе возможностях оказания ребенку психолого – медико – педагогической помощи в соответствии с выявленными отклонениями в развитии.



3.1. Родители имеют право:
3.1.2. Выражать согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого – медико – педагогическое обследование и сопровождение обучающегося (воспитанника) в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и деятельности.
3.1.3. Запросить информацию о динамике развития ребенка.
3.1.4. При возникновении трудностей в обучении и воспитании ребенка получить консультативную и диагностическую помощь.



Выражают согласие (несогласие) на психолого – медико – педагогическое обследование и сопровождение обучающегося (воспитанника) в соответствии с показаниями в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк
Обязуюсь выполнять рекомендации ПМПк.
Дата « » 200 г.
Директор ОУ подпись
Председатель ПМПк подпись
Родители (законные представители) подпись


М.П.
























ПЛАН
коллегиальных заседаний ПМПк
на / учебный год

Дата
Содержание

сентябрь
Выявление и ранняя диагностика детей, испытывающих трудности в обучении.
Уточнение списка детей, нуждающихся в обучении по специальной программе вида.
Составление индивидуальных планов коррекционно – развивающей работы.
Организация коррекционно – развивающих занятий.

декабрь
Отслеживание динамики развития детей.
Изменение ранее проводимой коррекционно – развивающей программы в случае её неэффективности.
Создание адекватных условий для обучения детей.

март
Обсуждение результатов коррекционно – развивающих программ на основании наблюдения динамики в обучении детей.
Принятие решения о продолжении обучения в ОУ или направление учащихся на ПМПК для перевода в специальное учебное учреждение коррекционного типа.
Организация лечебно – оздоровительных мероприятий по предупреждению физических, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.

май
Работа с документацией, отражающей:
- актуальное развитие ребенка;
- динамику развития ребенка;
- овладение школьной программой.
Оценка эффективности развивающей работы.
Направление на ПМПК для определения места дальнейшего обучения ребенка.














ФОРМА ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЙ ПМПк

Дата « » 200 г.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Председатель
Ф.И.О.
Соц. педагог
Психолог
Логопед
Медработник
Преподаватели




ПОВЕСТКА ДНЯ:


СЛУШАЛИ:


РЕШЕНИЕ КОНСИЛИУМА:
Председатель ПМПк
Секретарь

М.П.


ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ОБСЛЕДОВАНИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Специалист (специальность )


карты
Фамилия имя
ребенка
Год,
месяц рождения
Дата проведения обследования
Заключение специалиста
Рекомендации по коррекционной работе
Подпись специалиста












































































































































































































































































КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Общие сведения
1.Фамилия, имя ребенка
Пол дата рождения
Школа № класс 2.Состав семьи:
(мать, отец, другие дети)
3.Ф.И.О. матери
Возраст образование
Профессия
Род занятий в настоящее время
Привычки, увлечения
(указать вредные привычки: алкоголизм, наркомания)
4.Ф.И.О. отца
Возраст образование
Профессия
Род занятий в настоящее время
Привычки, увлечения
(указать вредные привычки: алкоголизм, наркомания)
5. Ребенок проживает с
(родителями, приемными родителями, мачехой, отчимом, опекунами, бабушкой, дедушкой)
6. Если ребенок живет с опекунами или приемными родителями, укажите
данные:
Ф.И.О.
Доводятся ребенку
Возраст образование
Профессия
Род занятий в настоящее время
Привычки, увлечения
(указать вредные привычки: алкоголизм, наркомания)
7. Жилищные условия семьи
(отдельная квартира, общежитие и др.)
8. Условия жизни ребенка
(отдельная комната, уголок, свой письменный стол, отдельное спальное

место, общая кровать с кем – то из детей)
9. Если родители в разводе
Возраст ребенка на момент развода
После развода проживает с
10. Больше времени с ребенком проводит
11.Материальное положение семьи

Особенности школьного возраста
12. Поведение ребенка в домашней обстановке

(вялый, угрюмый, испуганный, подвижный, легко возбудимый, агрессивный)
13. Чрезвычайные обстоятельства в семье
(развод, смерть близких людей)
14. Посещал ДОУ ОУ
15. С какого возраста пошел в школу
16. Характеристики школы
(общеобразовательная, лицей, гимназия, спец. коррекц., речевая и др.)
17. Когда начались проблемы и с чем связаны
18. Уровень успеваемости на сегодняшний день
19. Оставался на повторный год обучения
(указать причину)
20. Любимые школьные предметы
21. Нелюбимые школьные предметы
22. Отношения с учителями
23. Отношения со сверстниками
24. Кратко о проблеме
(когда возникла, чем или кем спровоцирована, как развивалась, к каким специалистам обращались)



заполняется социальным педагогом




























Заключение психолого – медико – педагогического консилиума

Дата « » 200 г.
Причины направления на ПМПк (положительная динамика, преодоление отклонений в развитии; трудности в обучении, не усваивает школьную программу; отклонения в поведении, отсутствие положительной динамики, решение вопроса об изменении вида обучения).
Заключение консилиума:
Рекомендации по коррекционно – развивающему обучению (перевести ребенка в класс, с обучением по основной образовательной программе; изменить ранее проводимую коррекционно – развивающую программу в случае ее неэффективности; составить индивидуальную программу по коррекции эмоционально – волевой сферы; направить на ПМПК для дальнейшего определения вида обучения ребенка).

Приложение (отметить наличие)
1. Педагогическое представление
2. Психологическое представление
3. Логопедическое представление


Председатель ПМПк

(специальность) (фамилия)
Члены ПМПк:


(специальность) (фамилия)

(специальность) (фамилия)

(специальность) (фамилия)

(специальность) (фамилия)

План индивидуальной коррекционно – развивающей работы

Специалист по коррекционной работе
(психолог, логопед, педагог)

(Ф.И.О.)
Индивидуальные занятия с ребенком начаты число год
Окончание индивидуальных занятий с ребенком число год
План занятий:
Вид корркекционных занятий
Динамика развития ребенка:
В конце первого полугодия
В конце третьей четверти
Результативность обучения (на конец учебного года) графически









Контрольные срезы
Рекомендации по дальнейшей работе

Дата Подпись



ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА НА ПМПк

Ф.И.О. ученика Возраст
ОУ № группа / класс
Жалобы родителей



Жалобы педагогов
Особенности общения и поведения, привычки и интересы
Сформированность социально - бытового ориентирования

Характеристики деятельности:
Мотивация
Критичность
Работоспособность
Темп деятельности
Особенности внимания
Особенности памяти
Качественная характеристика речи
Характеристика интеллектуального развития
Сформированность представлений о пространственных и временных отношениях
Особенности конструктивной и графической деятельности, рисунка
Эмоционально – волевые особенности
Результаты обследования педагога – психолога
(уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе)




Дата Ф.И.О. педагога - психолога
























ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА НА ПМПк

Ф.И.О. ученика Возраст
ОУ № группа / класс
Общее представление о ребенке
Общая осведомленность и социально - бытовая ориентировка
Сведения о семье ребенка
Знания и представления об окружающем мире
Сформированность учебных навыков
Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков
требованиям учебной программы)
Математика
Характер ошибок
Чтение
Ошибки письменной речи
Особенности устной речи
Эмоционально – поведенческие особенности
Заключение и рекомендации по обучению


Дата обследования Подпись учителя


ФОРМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк

Ф.И.О. ученика Возраст
ОУ № группа / класс
Краткий анамнез раннего речевого развития
Речевая среда и социальные условия
Артикуляционный аппарат
Устная речь:
общее звучание речи
понимание речи
активный словарь
грамматический строй речи
Звукопроизношение
Фонематическое восприятие: звуковой анализ, синтез
Связная речь
Заикание
Письменная речь:
чтение
письмо
Заключение:
Рекомендации:


Дата обследования Подпись специалиста



ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА НА ПМПк
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НА УЧАЩЕГОСЯ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПК

Фамилия, имя ребенка
Дата рождения Домашний адрес ОУ № класс
Сколько лет обучается в ОУ
Оставался ли на повторный год обучения
Длительные перерывы в обучении (указать причину)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ:
общая осведомленность и социально – бытовая ориентация
моторная ловкость
СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ
по чтению
по письму
по математике

СФОРМИРОВАННОСТЬ ШКОЛЬНО - ЗНАЧИМЫХ НАВЫКОВ
умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать
отношение к неудаче
темп работы
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
восприятие
внимание
память
мышление
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
уравновешенность
самооценка
аффекты
эмоциональность
тревожность
агрессивность
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
коммуникабельность
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
артикуляционный аппарат
Устная речь:
общее звучание речи
активный словарь
грамматический строй речи
слоговая структура речи
звукопроизношение
Фонематическое восприятие:
звуковой анализ, синтез
связная речь
заикание
Письменная речь:
чтение
письмо РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЙ:
педагога – психолога
учителя – логопеда
учителя
Предполагаемые причины отсутствия положительной динамики


Председатель ПМПк подпись
Члены консилиума: подпись
подпись
подпись
подпись



















СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ НА КОНСИЛИУМ

Прежде чем приступить к обследованию психолог должен:
Ознакомиться с имеющимися в Карте развития представлениями специалистов (педагога, логопеда, медика) на ребенка.
Обратить внимание на особенности поведения ребенка во время урока, во внеурочное время, со сверстниками, педагогами, родителями.
Учитывать поведение ребенка в процессе обследования: контактность; ориентированность на совместную работу; элементы критичности к результатам; заинтересованность в правильном выполнении заданий. Элементы негативного отношения, безразличие к выполнению задания, отказ от выполнения заданий.
Характер деятельности: целенаправленная деятельность, сосредоточение на конкретном задании
Темп деятельности; работоспособность (отметить колебания работоспособности, скорость выполнения заданий, утомляемость). Импульсивность, изменение эмоционального фона (проявление плаксивости, неадекватного смеха, негативизма – отказ от выполнения работы).
Сформированность социально-бытовой ориентировки: знания об окружаемом мире, о родственниках. Знание своего возраста, имени, адреса места проживания.
Особенности внимания: объем, концентрация, переключение и распределение.
Особенности мнемической деятельности. Выявляются объем слухоречевой памяти, зрительной памяти, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения материала. Выявить возможности опосредованного запоминания.
Сформированность пространственно – временного ориентирования. Определение взаиморасположения предметов в пространстве. Правильное употребление предлогов «в», «на», «над», «под», «за», «перед», «между». Умение определить время, месяц, год, время года.
Интеллектуальное развитие: определение уровня сформированности наглядно-действенного и наглядно – образного, логического мышления. Понимание рассказов со «скрытым» смыслом, умение обобщать, исключать и т.д. Уточняется понимание пословиц и поговорок.
Исследование эмоционально-волевых и личностных особенностей ребенка. Отмечается характер отношений со сверстниками (конфликтность, ведомость, лидерские задатки). Наличие страхов, опасений, эгоистические или альтруистические тенденции, стремление быть опекаемым или опекать.
Степень сформированности самооценки и уровня притязаний. Адекватная оценка результатов своей работы, критичность.
В обобщении результатов обследования
Подробное, развернутое представление на ребенка.
Сопоставление уровня развития ребенка с возрастными нормами.
В рекомендациях
1. Определение основных направлений коррекционно-развивающей работы.
2. Краткое описание возможной работы по коррекции несформированности волевых и познавательных функций для учителей.
3. Рекомендации родителям с предложением возможных форм работы с ребенком.








































КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРАВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк

Корректурная проба
( Тест Бурдона )

Цель: Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция: «На бланке с буквами, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 сек по моей команде «Черта» ставьте вертикальную черту, отмечая просмотренные вами знаки » (продемонстрировать пример выполнения работы).
Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60 –секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
С х С
К = п ,
где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым, п - количество ошибок (пропусков или ошибочно зачеркнутых знаков).
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
А = S / t
A - темп выполнения,
S - количество букв в просмотренной части корректурной таблицы
t - время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости вычисляется по формуле:

С = So 100 ,
S
где So – количество ошибочно проработанных строк,
S - общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Объем внимания определяется количеством просмотренных букв.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, 8-10 лет – 600 знаков и выше.


































материал к методике «корректурная проба»


Фамилия, имя.класс.
дата..

8 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1
4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2
4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2
8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4
4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6
8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2
8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6
6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1
8 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1
4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2
4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2
8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4
4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6
8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2
8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6
6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1
9 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1
4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2
4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2
8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4
4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6
8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2
8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6
6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1
8 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1
4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2
4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2
8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4
4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6
8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2
8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6
6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1
0 8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7
6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1







Фамилия, имя.класс.
дата..




Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц
В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р
Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц
В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р
Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц
В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р
Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц
В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р
В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р
Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц
В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З






МЕТОДИКА «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ»

Цель: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для лиц разных возрастов.
Испытуемому предлагается поочередно пять таблиц, а которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
Инструкция: Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.


14


9

2


21

13


22


7

16

5

10


4


25

11

18

3


20


6

23

8

19


15


24

1

17

12



2


13

1

8

20


17


6

25

7

11


22


18

3

15

19


10


5

12

24

16


14


23

4

9

21




21


11

1

19

24


2


20

18

5

10


4


13

25

16

7


17


6

14

9

12


22


3

8

15

23





5


21

23

4

25


11


2

7

13

20


24


17

19

6

18


9


1

12

8

14


16


10

3

15

22



3


17

21

8

4


10


6

15

25

13


24


20

1

9

22


19


12

7

14

16


2


18

23

11

5


Основной показатель – время выполнения работы, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.



t время



С помощью этого теста можно вычислить такие показатели, как: эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ),предложенные А. Ю. Козыревой.
Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5
ЭР = 5

где Т1 – время работы с первой таблицей,
Т2 – время работы со второй таблицей,
Т3– время работы с третьей таблицей,
Т4 – время работы с четвертой таблицей,
Т5– время работы с пятой таблицей.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

возраст
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл

10 лет
45 и
меньше
46-55
56-65
66-75
76 и
больше

11 лет
35 и
меньше
36-45
46-55
56-65
66 и
больше

12 лет
30 и
меньше
31-35
36-45
46-55
56 и
больше



Т1
ВР = ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

Т4
ПУ = ЭР
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданной работы.










ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ

Методика предложена А.Р. Лурия

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал: Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (таблица 1). Методика может быть использована как для детей с пяти лет, так и для взрослых.

Инструкция: состоит из нескольких этапов:
а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько вспомнишь, в любом порядке».
б) ) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты прослушаешь их и повторишь и те, которые уже называл и те, которые запомнишь сейчас. Назвать слова можно в любом порядке».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым произведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Через час ( по просьбе исследователя ) испытуемый воспроизводит без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.


ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
По полученному протоколу составляется график, «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество слов, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. К третьему повтору испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомляемость. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая графика не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, воспроизведенных через час, свидетельствует о долговременной памяти.

Протокол
Фамилия, имя возраст

№п/п
число
хор
камень
гриб
кино
зонт
море
шмель
лампа
рысь
дополнит
слова




























































































ТАБЛИЦА 1

















ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МЕТОДИКА Р. АМТХАУЭРА (ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ)

Методика предназначена для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет. Она состоит из 4-х субтестов, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программы начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений и несущественные, второстепенные. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний у испытуемого.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при обследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений.
Третий субтест представляет собой умозаключения по аналогии. Для их выполнения необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее слова каждого задания).
Перед каждым субтестом необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, позволяющих детям полностью понять предлагаемые задания.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Каждый ответ оценивается баллами по таблице, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов.

вопросы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

субтест I
1,9
2,8
2,7
2,3
2,6
2,2
2,8
3,4
2,8
2,6

субтест II
2,6
2,3
2,7
2,6
2,4
2,5
2,3
2,5
3,0
2,7

субтест III
2,0
2,4
2,2
2,6
2,4
2,1
2,5
2,2
2,2
2,2

субтест IV
2,6
3,0
2,1
2,2
2,6
3,0
2,8
2,2
2,4
2,2


Максимальная сумма баллов распределена по субтестам:
I, II субтесты – по 26 баллов
III субтест – 23 балла
IV субтест – 25 баллов.

3.По сумме набранных баллов выделяется три группы детей:
1 группа - 75-100 баллов (высший уровень умственного развития);
2 группа - 50-74 баллов (средний уровень умственного развития);
3 группа - 25-49 баллов (низкий уровень умственного развития).



СУБТЕСТ 1


Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит предложение. Подчеркни его.
Например: Заяц больше похож на (кошку, собаку, кролика, белку, ежа). Правильный ответ: на кролика.
Следующий пример: Обед не может состояться без (стола, сервиза, пищи, голода, воды). Правильный ответ: без пищи.
У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).


СУБТЕСТ 2

Здесь в каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишне» слово надо найти и подчеркнуть.
Например: стол, кровать, стул, шкаф, часы. Слово часы – «лишнее».
Следующий пример: слива, яблоко, груша, огурец, вишня. Слово огурец – «лишнее».
1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопатка.
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

СУБТЕСТ 3

В этом задании предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предложенных на выбор, существует такая же связь. Найди это слово и подчеркни его.
Например: Лес – деревья. Библиотека - (сад, двор, город, театр, книги).
Следующий пример: Бежать – стоять. Кричать (Молчать, ползать, шуметь, звать, плакать). Правильный ответ: молчать.

Огурец – овощ. Георгин - (сорняк, роса, садик, цветок, земля).
Учитель – ученик. Врач -(очки, больные, больной, термометр).
Огород – морковь. Сад - (забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка).
Цветок – ваза. Птица - (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья).
Перчатка – рука. Сапог - (чулки, подошва, кожа, нога, щетка).
Темный – светлый. Мокрый - (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный).
Часы – время. Термометр - (стекло, температура, кровать, больной, врач).
Машина – мотор. Лодка - (река, моряк, болото, парус, волна).
Стул – деревянный. Игла - (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).
Стол – скатерть. Пол - (мебель, ковер, пыль, доска, гвозди).
.
СУБТЕСТ 4

Для пары слов можно подобрать одно название , например: брюки, платье - одежда; треугольник, квадрат – геометрические фигуры. Придумай названия к каждой паре.

1. Метла, лопата
2. Окунь, карась
3. Лето, зима
4. Огурец, помидор
5. Сирень, шиповник
6 Шкаф, диван
7 День, ночь
8 Слон, муравей
9. Июнь, июль
10. Дерево, цветок













ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ

Цель: исследование уровня, целенаправленности мышления. умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степень их глубины, уровень развития речевых процессов.
Ход выполнения и интерпретация: Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл.
Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи приведения примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне общения. Результат можно оценить с помощью таблицы

оценка в баллах
9
8
7
6
5
4
3
2
1

количество правильных ответов
20
19
18
15-17
13-15
10-12
7-8
5-6
4


Можно изменить данный тест, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит определить уровень сформированности ассоциативных процессов и гибкости мышления.

Варианты предъявляемых пословиц

Куй железо, пока горячо. 2.Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня.
4. Не все то золото, что блестит. 5. Лес рубят – щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить. 9.Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица.
11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли кожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь – дальше будешь. 15. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 17. Встречают по одежке, провожают по уму. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26.Кишка тонка. 27. Два сапога – пара.
28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой – враг мой. 31. Заставь дурака Богу молиться, он себе и лоб разобьет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой – семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо у телеги. 38. Дальше в лес – больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают.
49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться – в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягода.54. Золотые руки. 55. Золотое сердце. 56. Золотая голова.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
(по Л.В.Венедиктовой, Р.И. Лалаевой)

Анкетные данные
1.Фамилия, имя ребенка
2.Возраст
3.Школа,класс
4.Национальность, родной язык, язык общения ребенка в семье
II. Анамнез
1.Данные о наличии родителей и родственников нервно-психических, соматических речевых нарушений, особенно дислексии и дисграции.
2.Протекание 1-й и 2-й половины беременности (выяснить, не было ли травм, резус- фактор, воздействия химических, физических факторов - особенно облучения, инфекционных заболеваний - краснухи, гриппа и т.д., токсоплазмоза, сердечно- сосудистых заболеваний, болезни печени, почек, токсикоза в 1-ю и 2-ю половину беременности, симптомов угрожающего выкидыша).
3.Протекание родов (в срок, досрочные: 8,7 мес., нормально протекающие, затяжные, стремительные, обезвоженные и др., использование стимуляции во время родов, её характер, длительность родов).
4. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травм во время родов: переломов, кровоизлияний, опухолей, асфиксии (синей, белой); когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут). Наличие врожденных пороков. Вес, рост ребенка при рождении. Когда принесли кормить, как сосал.
5. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка (выписать из медицинской карты или обследовать ребенка у врачей-специалистов).
6. данные о развитии речи ребенка: время появления гуления, лепета, характер лепета, время появления слов и фразовой речи; не было ли у ребенка нарушения слоговой структуры слов, аграмматизмов; какие звуки долго произносились неверно, характер неправильного произнесения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; производилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, её результат; характерные особенности понимания речи окружающих.
III. Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строении:
челюсти (верхняя, нижняя)
соотношение верхней и нижней челюстей, т.е. дефекты прикуса (передний открытый, боковой открытый, перекрестный прикус, прогения, прогнатия)
зубы (двойной ряд зубов, очень мелкие зубы, вне челюсти дуги, диастемы между передними зубами)
язык (толстый, мясистый, «географический» язык, длинный узкий язык, короткая подъязычная связка)
твердое небо (высокое узкое, «готическое»небо, низкое, плоское, наличие расщелин, их характер)
мягкое небо (нормальное или укороченное, наличие раздвоения, расщепление маленького язычка, отсутствие его)
губы (излишне толстые губы, наличие рубцов, короткая верхняя губа)
IV. Исследование умения воспроизводить
звуко-слоговую структуру слова
Предлагается назвать картинки или повторить слова различной звуко-слоговой структуры.
V. Состояние звуко-произношения
Определить характер нарушения произнесения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дефектную артикуляцию в различных условиях:
- при изолированном произнесении звуков
- в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением гласных;
- в начале, середине и в конце слов;
- во фразах;
- в тексте.
В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, скороговорки, тексты, включающие звук, произнесение, которого исследуется.
В связи с тем, что у учеников массовой школы нарушается произношение артикулярно сложных звуков, исследуется прежде всего произношение звуков [с],[сґ],[з],[зґ],[ц],[ш],[ж],[ш],[ч],[л],[лґ],[р],[рґ].

Исследуемые звуки
[с],[сґ],[з],[зґ],[ц],[ш],[ж],[ш],[ч],[л],[лґ],[р],[рґ].

Условия


При изолированном произношении



В открытых слогах, без сочетания согласных



В закрытых слогах, без сочетания согласных



В словах со стечением согласных:



в начале



в середине



в конце (кроме звонких)


Во фразах


В связной речи



Отсутствие звука обозначается в таблице прочерком. В случае замены звуков записывается звук-заместитель. В случае искажения звука сокращенно записываются искажения (м/з – межзвуковое произношение, п/з – призубное, г/з – губно-зубное, бок. – боковое, ув. - увулярное, вел. – велярное, шип. – шипящее, г/г – губно-губное и т.д.).
VI. Особенности ручной и речевой моторики
А. Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцевой), пальцевого гнозопраксиса.
1. Определение ведущей руки, ноги, глаза
2. Выполнение пробы Хэда.
3. Оптико-кинетическая организация движений (пробы на праксис «позы»).
4. Динамическая организация движений пальцев.
Б. Исследование речевой моторики.
Определить особенности движения нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба по следующим параметрам:
- наличие или отсутствие движений
- тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)
- активность движений (нормальная, заторможенность, расторможенность)
- объем движений (полный, неполный)
- точность (точное или неточное выполнение движения)
- длительность выполнения движения (способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении в течение определенного времени)
- переключаемость движений (плавный или толчкообразный, с лишними движениями переход)
- темп движений (нормальный, быстрый, замедленный)
- замены одного движения другим
- наличие синкинезии, добавочных, лишних, содружественных движений
Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию и словесной инструкции, спонтанных движений.
Примерные артикуляционные и мимические упражнения представлена в таблице.

Упражняемые органы
Движения
Наличие или отсутствие движений
Тонус
Активность
Объем
Точность
Темп
Замена
Синкинезии
Переключения

Для мышц лица
1. Нахмурить брови (рассердиться)










2. Поднять брови (удивиться)










3. Зажмурить глаза










4. Спокойно закрыть и открыть глаза










5. Попеременно закрывать то левый, то правый глаз










6. Надуть щеки («толстячок»)










7. Втянуть щеки («худышка»)










8. Надуть только правую щеку










9. Надуть только левую щеку










Для челюстей
1. Рот широко открыть, закрыть










2. Нижняя челюсть вправо- влево










3. Улыбка-трубочка










4.Поднять верхнюю губу










5. Опустить нижнюю губу










6. Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю губу










Для языка
1. Язык широкий («лопаточкой») на нижней губе










2. Высунуть узкий язык («жалом»)










3. Язык широкий, узкий










4. Широкий язык на верхнюю, на нижнюю губу










5. Круговое облизывание кончиком языка губ («вкусное варенье»)










6. Язык в форме «лодочки» (боковые края языка приподняты)










7. Язык в форме «чашечки»










8. Пощелкать (поцокать) языком










9. Язык вправо- влево (маятник)










Для мягкого неба
1. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук [а]










2. Широко открыть рот и зевнуть











Исследуется также координация движений, одновременное выполнение движений языка и губ.

VII. Особенности динамической стороны речи

Указать:
- темп и ритм речи (нормальный, замедленный, очень быстрый темп; нормальный ритм, дисритмия);
- употребление ударений (словесного, логического);
- употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое);
- особенности голоса: сила (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.); высота (высокий, низкий); тембр (отметить особенности тембра голоса в случаях его патологии: хриплый, сиплый, резкий, носовой и др.);
- употребление основных видов интонаций, их оттенков;
- выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная).

VIII. Исследование слуховой функции и восприятия речи
1. Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты)
2. Состояние восприятия (определяется логопедом в процессе беседы с ребенком, при выполнении специальных заданий).
IX. Исследование фонематического восприятия
(дифференциация фонем)
Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкие – глухие; твердые – мягкие; свистящие – шипящие.
Задания.
1. Повторение серий слогов.
2. Показать картинки. Исследование проводится по альбому картинок слов-квазиомонимов.
3. Придумать предложения со словами-квазиомонимами. Примерный речевой материал.
X. Исследование языкового анализа и синтеза
1. Анализ состава предложения.
Определить количество, последовательность и место слов в предложении.
2. Слоговой анализ и синтез.
Определить количество слогов в слове.
3. Фонематический анализ.
Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.
Выделение звука из слова.
Выделение первого звука в слове.
Выделение последнего звука в слова.
Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
Определение количества звуков в слове (количественный анализ).
Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).
4. Фонематический синтез.
5. Фонематическое представление (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).
XI. Исследование словарного запаса
Характеристика пассивного словаря (объем словаря, точность понимания слов, соответствие словаря возрасту).
Характеристика активного словаря (объем словаря, точность понимания слов, соответствие словаря возрасту).
Предлагается назвать предметы, действия, цвет, форму предметов – по картинкам (с учетом возраста ребенка). XII. Исследование грамматического строя речи
Характеристика употребляемых предложений (двухсловные, трехсловные и т.д., наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений).

Состояние словоизменения (употребление предложно-падежных конструкций, согласование существительного и прилагательного в роде и числе, дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, согласование существительного и глаголов прошедшего времени в числе и роде).
Состояние словообразования (образование названий профессий женского рода, названий детенышей животных, образование прилагательных от существительных).
XIII. Исследование зрительно-пространственных функций
1. Состояние биологического зрения ребенка (данные взять из медицинской карты).
2. Состояние зрительно-пространственных функций. Определение ведущей руки производится с использованием
следующих проб:
проба на переплетение пальцев (при леворукости большой палец левой руки оказывается сверху);
проба на аплодирование (при леворукости активное участие принимает левая рука);
проба «поза Наполеона» - скрещивание рук на груди (у левороуких кисть правой руки оказывается сверху).
Используется также сравнение ширины ногтей на мизинцах.
Для определения ведущей ноги ребенку предлагается встать на одно колено, сделать небольшой прыжок в длину.
Для определения ведущего глаза, предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки; используется проба с карандашом.
Для определения ведущего уха, ребенку предлагается прислушаться, приложив ухо (например, к двери, чтобы услышать шум в коридоре).
Ориентировка в окружающем пространстве.
- Назови, что находится справа от тебя. А что слева?
Выполнение проб Хэда (показать правой рукой левое ухо, показать левой рукой правый глаз: показать правые и левые части тела сидящего напротив человека).
Составление картинки, разрезанной на 5, 6, 7, 8 частей.
Конструирование фигур из палочек (по образцу, по представлению).
3. Состояние речезрительных функций.
Исследование проводится по альбому оптических проб, разработанному сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена на основе исследований Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурия, Е.П. Кок и др.:
знание букв - печатных и рукописных; дается задание назвать буквы, предложенные вперемешку;
узнавание букв в усложненных условиях: «зашумленных» букв, изображенных пунктиром, недописанных, стилизованных, правильно и неправильно (зеркально) написанных;
узнавание букв, наложенных друг на друга, по типу фигур Попельрейтера;
узнавание сходных по начертанию букв, предъявленных изолированно или в буквенном ряду;
возможность воспроизведения изолированных букв, рядов букв, сходных по начертанию;
способность конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих их элементов.
XIV. Исследование процесса чтения
Определить характер чтения:
слогов - простых и со стечением согласных;
слов - односложных, двусложных, многосложных (простых и сложных по звуко-слоговой структуре);
предложений - простых нераспространенных, распространенных, сложносочиненных, сложноподчиненных;
текста.
Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.
Определить скорость чтения.
4.Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение).
XV. Исследование процесса письма
Определить в каждом виде письменных работ количество и
характер ошибок.
1.Списывание (с печатного и рукописного текста).
Письмо под диктовку (слуховой диктант).
Изложение.
Письмо предложений или текстов с дефектно произносимыми учеником звуками.
Письмо предложений или текстов с недифференцируемыми учеником по слуху звуками.
.
Логопедическое заключение.
Указать:
степень нарушения чтения и письма (аграфия, дисграфия; алексия, дислексия);
характер нарушения чтения и письма (вид дислексии, дисграфии).





































СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ
(по И.В. Прищеповой)
Разделы карты: анамнез, состояние экспрессивной речи, исследование фонематического восприятия, процесса чтения, письма и др. излагаются сокращенно. В развернутом виде они представлены в Приложении и в картах обследования детей с расстройствами чтения и письма.
Исследования проводятся в традиционной форме, с учетом программных требований.
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Школа и класс
Национальность, родной язык, на котором общается в семье
Домашний адрес
Анамнез
Протекание беременности и родов
Состояние ребенка в момент рождения
Данные о соматическом. Нервно-психическом и психомоторном развитии(выписать из медицинской карты или обследовать ребенка у врачей-специалистов) Данные о развитии речи ребенка
Родители или лица их замещающие
Укажите данные:
1.Ф.И.О.
2.Кем приходится ребенку
3.Возраст образование
4.Профессия
5.Род занятий в настоящее время
6.Жилищные условия семьи
(отдельная квартира, общежитие и др.)
7.Условия жизни ребенка
(отдельная комната, уголок, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей)
8.Если родители в разводе:
Возраст ребенка на момент развода Проживает с
10.Кто из родственников проводит больше времени с ребенком
11 .Кто из взрослых:
помогает делать домашние задания сидит с ребенком в случае болезни гуляет с ребенком
разбирает конфликты
12.Материальное положение семьи
Особенности школьного возраста (Заполняется социальным педагогом) 13Поведение ребенка в домашней обстановке:
(вялый, угрюмый, страхи, подвижен, легко возбудим, агрессивен)

14.Чрезвычайные ситуации в семье
(развод, смерть близких)
15.Посещал ДОУ ОУ
16.С какого возраста пошел в школу 17.Характеристика школы
(общеобразовательная, лицей, гимназия, спец. коррекц., речевая и др.) 18.Когда начались проблемы и с чем связаны
19.Уровень успеваемости в школе на сегодняшний день
20.Дублировал ли обучение
(указать причину)
21 .Любимые школьные предметы
22.Нелюбимые школьные предметы
23.Отношения с учителями
24.Отношения со сверстниками
25.Краткая история настоящей проблемы
(когда возникла, чем спровоцирована, как развивалась, к каким специалистам обращались)
Анамнез (Заполняется медицинским работником ОУ)
26.Наследственность психопатологически не отягощена
/отягощена
27.Ребенок от беременности. Протекавшей нормально / с осложнениями
осложнениями
28.Роды в срок преждевременные
Протекавшие без осложнения / с осложнениями
29.По Апгар вес рост
БЦЖ сделано/не сделано
Диагноз при выписке из роддома
Раннее психомоторное развитие:
Моторная формула
Заболевания до года
После года
Исследование зрительной и речеслуховой памяти
1 .Воспроизведение ряда геометрических фигур
2.Умение воспроизводить ряд букв
3.Повторение предложений

Особенности ручной моторики
(См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма).


Особенности речевой моторики
(См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма).
Строение органов периферического отдела
артикуляционного аппарата.
(См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма).
Особенности динамической стороны речи
(См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма).
Исследование сенсорно-перцептивного уровня
восприятия речи
1.Особенности имитации слогов с меняющимся ударением
2.Исследование фонематического восприятия (дифференциация фонем) 3.Исследование ударения в слогах и словах
Исследование языкового анализа, синтеза,
представлений
1.Анализ состава предложения: на слова и синтез слов в предложении
2.Деление слов на слоги
3.Фонематический анализ, синтез, представления
4.Определение характера звука в словах
Исследование процесса чтения
(См. схему обследования детей с расстройствами чтения).
Исследование процесса письма
(См. схему обследования детей с расстройствами письма).
Исследование орфографических знаний, умений и навыков
1 .Исследование состояния письменной речи на материале диктантов, слов из словаря, слов на пройденные правила правописания, в изложении (сочинении). Анализ графических и орфографических ошибок
2.Исследование состояния орфографических знаний, умений и навыков:
2.1.Исследование знания букв алфавита
2.2.Исследование знания основных терминов (звук, буква, слог, слово, предложение) и умение их применять в учебной практике
2.3.Исследование имеющихся знаний о частях речи
2.4.Исследование запоминания формулировок орфограмм
2.5.Исследование усвоения способов проверки орфограмм
2.6.Исследование умения соотносить написание и произношение слов, устанавливать между ними сходство и различие 2.7.Исследование роли предварительного проговаривания в процессе письма
2.8.Нахождение в отдельных словах, предложениях и тексте заданных буквосочетаний
Проводилась ли коррекция дефекта, ее результат
Логопедическое заключение
Указать:
степень выраженности дизорфографии (тяжелая, средняя, легкая);
характер дизорфографии (нарушение ведущего принципа правописания: морфологического, фонематического, традиционного или принципа графики);
другие нарушения устной и письменной речи.






Реализация рекомендаций
консилиума


Плановое заседание
консилиума




Индивидуальная
работа



Групповая
работа



Оценка эффективности
коррекционно – развивающей
работы

Внеплановое заседание консилиума
Неэффективность коррекционной работы.
Направление на городскую ПМПК






Заголовок 215