Конспект урока по истории на тему Культура России второй половины XIX века



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 7 им. св. Питирима, епископа Тамбовского»






Методическая разработка урока по истории
Отечества по теме:

«Культура России второй половины XIX века»
для 11 класса

Разработано учителем
истории и обществознания
Долговой С.А.












Тамбов
2014-2015








Цель урока: 1.Создать у учащихся представление о российской культуре второй половины XIX в., обратив внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения.
2. Познакомиться с творчеством литераторов, композиторов и художников данного периода.
3.Доказать, что общественно-политическая ситуация в России пореформенного периода оказала сильнейшее влияние на культуру, ускорив процесс её демократизации и идеологизации, приведя таким образом к появлению нового направления критического реализма.
4. Продолжить работу над формированием умения характеризовать историческую личность на фоне эпохи.
5.Воспитание патриотизма, уважения к историческому прошлому своего народа.
Тип урока: комбинированный, с использованием интерактивных методов обучения, работой с историческими источниками, ИКТ.
Оборудование: 1)Измозик В.С., Рудник С.Н. История России: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2014. – 384 с.: ил. 2)раздаточный материал – памятка для характеристики исторического деятеля; 3)мультимедийная презентация.
Используемая литература: 1) Измозик В.С., Рудник С.Н. История России: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2010. – 384 с.: ил.; 2)Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России XIX-XX вв. М., 1996 Гл.8-9
Основные даты и понятия: меценат, «передвижники», «Могучая кучка», критический реализм, 1892 г., 1870г.

Х О Д У Р О К А
I. Вступительное слово учителя. Основные особенности русской культуры второй половины XIX в.
II. Работа учащихся по группам
III. Заключительное слово учителя. Выводы по теме

Вступительное слово учителя.
В начале урока учитель знакомит с целями, задачами и планом урока: «Показать влияние общественно-политической ситуации в России на творчество деятелей культуры второй половины XIX в.»
Использование презентации.
Основные особенности русской культуры второй половины XIX в.:
Широкое развитие демократических начал: расширился круг лиц творческого труда, в который все активнее вовлекались представители непривилегированных сословий; на передний план выдвинулись социальные проблемы, тема «народа»; передовое русское искусство получило ярко выраженную критическую направленность, в основу всей художественной культуры России положен реалистический метод.
Расширился круг «потребителей» культуры.
Усилилась регламентация всех областей культуры.
Теснее стала связь передового русского искусства с народным творчеством, дальнейшее развитие получил процесс формирования единой российской культуры, сочетавшей высокое профессиональное мастерство с простотой и доступностью произведений.
Широкое распространение получили благотворительность и меценатство.

II. Работа учащихся по группам.
На сегодняшнем уроке учащиеся по группам представляют исторические портреты деятелей культуры, через которые необходимо показать как историческая ситуация отразилась на их творчестве и судьбе и каким образом появляется новое направление критический реализм. Это и является основной вводной на сегодняшнем уроке.
Задание учащиеся получают заранее.

1 группа - Л.Н.Толстой.

2 группа – «Товарищество передвижных художественных вставок»

3 группа – Ф.М.Достоевский

4 группа – М.Е.Салтыков-Щедрин

5 группа – П.И.Чайковский.

: группа – И.С.Тургенев

III.Заключительное слово учителя.
Выводы по теме: 1. Неразрывная связь российской культурной жизни XIX в. с общественно-политическими процессами обусловила её социальную заострённость, повысила нравственно-этическую, философскую и политическую значимость.
2. Под влиянием общественного движения во второй половине XIX в. господствующее положение в искусстве занял реализм. Реалистическое искусство было максимально приближено к повседневной жизни, его отличительной чертой стало умение показать «типические черты жизненных явлений», многие произведения имели не только реалистический, но и критический характер.
3. Демократизация стала доминирующей тенденцией в развитии всех областей отечественной культуры. Она оказала влияние как на тематику, методы и принципы художественного творчества, так и на социальный состав представителей творческой интеллигенции.
4. Творчество многих русских писателей и поэтов, художников-передвижников, композиторов «Могучей кучки» впитало в себя многовековые традиции неродной культуры, стало достоянием всего русского народа. Никогда еще профессиональное искусство не было так тесно связано с народным творчеством.

Памятка характеристики исторического деятеля
Изложите основные сведения о происхождении, жизненном пути деятеля.
Определите исторические условия, в которых формировались его взгляды, характер, развивалась деятельность.(! главное на уроке)
Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека (на фоне пореформенной России)
Оцените способы достижения цели, используемые данной исторической персоной (если возможно)
Раскройте значение и определите роль деятельности исторической личности, выразите свое отношение (при необходимости)


Дополнительные задания
1.Прочтите отрывок из воспоминаний художника М.В. Нестерова и укажите фамилию деятеля культуры, о котором идет речь. «<Он> приехал неожиданно Помню, как сейчас, стук в дверь, мое "войдите". На пороге показалась столь знакомая нам, художникам, фигура <коллекционера> Он прямо приступил к делу, к осмотру картины Смотрел "Пустынника" долго, сидя, стоя, опять сидя, подходил, отходил, задавал несложные вопросы, делал замечания, всегда, кстати, умно, со знанием дела И неожиданно, вставая, спросил, не могу ли я уступить вещь для галереи. - О, Боже мой, могу ли уступить?! - Каждого молодого художника (да и старого) заветной мечтой было попасть в его галерею <в Москве>, а моей - тем более: ведь мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я "готовый художник", пока моей картины не будет в галерее. А тут - "Могу ли я уступить?"» 1) В.А. Серов 2) П.А. Федотов 3) П.М. Третьяков 4) К.П. Брюллов.

2. Какие три из перечисленных событий, явлений относятся к процессу демократизации культуры в 1860-х – 1890-х гг.? 1) деятельность Товарищества передвижных художественных выставок; 2) открытие Московского художественного общедоступного театра (МХТ); 3) художественное творчество К.П. Брюллова; 4) учреждение Академии художеств; 5) издательская деятельность И.Д. Сытина; 6) основание Московского университета

3. Работа с источником
Из книги СТ. Морозова. «Ну, посмеялись и разошлись. А потом забыл миллионер <о взятой в долг> "красненькой" <десять рублей>. Вспомнил только при следующей встрече с драматургом. Но денег в бумажнике не оказалось и на этот раз. Немирович успокоил: "Да пустяки, лестно мне держать в должниках богача... Впрочем, будет крайняя нужда в деньгах, сам к вам явлюсь, напомню..."
И явился. Да не один, вместе с другим давним знакомым Морозова - Алексеевым-Станиславским. Видел Савва <Морозов>, что невеселы оба гостя. Знал по московским слухам: задуман ими новый драматический театр, а денег не хватает. И финансовой помощи ждать неоткуда. Сама Варвара Алексеевна Морозова - тверская фабрикантша.., вдова двоюродного брата Саввы, и та отказала. Другие богатеи тоже проявили себя не больно щедрыми: Ушков раскошелился на четыре тысячи, Востриков - на две, Фиргант - тысчонку еле наскреб.
А Савву Морозова долго упрашивать не понадобилось. "Значит, паевое товарищество артистов у вас? Что ж, выкупаю в десяти тысячах"».
Из дневника И.В. Цветаева.
<«Промышленник> повел себя после уплаты приблизительно 2400 рублей за гипсы <для Музея изящных искусств> странным образом. Пошли его вечные поучения: и то не так, и это не нужно. Говорилось это в тоне богатого купца, который все знает, все превзошел, всему научит и наставит, несмотря на безграмотство... Это поведение... миллионера с деспотическим нравом... становилось обременительным... Этот тон купца, "хозяина" надоел...».
1. Как назывался театр, об основании которого говорится в книге СТ. Морозова? В каком десятилетии XIX в. был открыт этот театр?
2. Как в XIX в. назывались купцы, промышленники, оказывавшие финансовую поддержку начинаниям, о которых идет речь в документах? Приведите всего две фамилии купцов, промышленников (кроме фамилий, указанных в тексте), прославившихся в конце XIX - начале ХХ вв. делами, о которых идет речь в отрывках.
Для ответа используйте тексты документов и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений
3. Укажите, чем порой омрачались отношения между купцами, промышленниками и деятелями культуры. Приведите всего не менее трех положений.

4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В истории русской культуры поворотные 1860-е гг. занимают особое место. Эти годы ознаменовали начало новой эпохи в развитии культуры, которая уже современниками была признана великой. Назовите не менее двух причин, которые предопределили развитие живописи в 1860-х – 1870-х гг. Приведите не менее трех фамилий художников 1860-х – 1870-х гг.
















































Критерии ответа
1. Из книги СТ. Морозова. «Ну, посмеялись и разошлись. А потом забыл миллионер <о взятой в долг> "красненькой" <десять рублей>. Вспомнил только при следующей встрече с драматургом. Но денег в бумажнике не оказалось и на этот раз. Немирович успокоил: "Да пустяки, лестно мне держать в должниках богача... Впрочем, будет крайняя нужда в деньгах, сам к вам явлюсь, напомню..."
И явился. Да не один, вместе с другим давним знакомым Морозова - Алексеевым-Станиславским. Видел Савва <Морозов>, что невеселы оба гостя. Знал по московским слухам: задуман ими новый драматический театр, а денег не хватает. И финансовой помощи ждать неоткуда. Сама Варвара Алексеевна Морозова - тверская фабрикантша.., вдова двоюродного брата Саввы, и та отказала. Другие богатеи тоже проявили себя не больно щедрыми: Ушков раскошелился на четыре тысячи, Востриков - на две, Фиргант - тысчонку еле наскреб.
А Савву Морозова долго упрашивать не понадобилось. "Значит, паевое товарищество артистов у вас? Что ж, выкупаю в десяти тысячах"».
Из дневника И.В. Цветаева.
<«Промышленник> повел себя после уплаты приблизительно 2400 рублей за гипсы <для Музея изящных искусств> странным образом. Пошли его вечные поучения: и то не так, и это не нужно. Говорилось это в тоне богатого купца, который все знает, все превзошел, всему научит и наставит, несмотря на безграмотство... Это поведение... миллионера с деспотическим нравом... становилось обременительным... Этот тон купца, "хозяина" надоел...».
С1. Как назывался театр, об основании которого говорится в книге СТ. Морозова? В каком десятилетии XIX в. был открыт этот театр?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Может быть указано, что:
- название театра - Московский художественный (общедоступный) театр (МХТ)
- дата открытия театра - 1890-е гг. (1898 г.)
Приведено название театра, указана дата его основания 2
Приведен 1 любой элемент ответа 1
Все элементы ответа названы неверно 0
Максимальный балл 2
С2. Как в XIX в. назывались купцы, промышленники, оказывавшие финансовую поддержку начинаниям, о которых идет речь в документах? Приведите всего две фамилии купцов, промышленников (кроме фамилий, указанных в тексте), прославившихся в конце XIX - начале ХХ вв. делами, о которых идет речь в отрывках. Для ответа используйте тексты документов и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Может быть указано, что:
- купцы, промышленники в XIX веке назывались меценатами (благотворителями, филантропами)
Могут быть приведены следующие (или другие) фамилии:
- (П.М.) Третьяков
- (К.Т.) Солдатенков
- (СИ.) Мамонтов
- (М.К.) Тенишева
Названы любые 3 положения 2
Названы любые 2 положения 1
Назван 1 элемент ответа ИЛИ все элементы ответа названы неверно Максимальный балл 0
С3. Укажите, чем порой омрачались отношения между купцами, промышленниками и деятелями культуры. Приведите всего не менее трех положений.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Может быть указано, что порой отношения между купцами, промышленниками и деятелями культуры омрачались:
- стремлением купцов поучать деятелей культуры (вмешательством в творческий процесс)
- их некомпетентностью
- тоном «хозяина»
- деспотическим нравом
Названы 3 положения 2
Названы 1 – 2 любых положения 1
Все элементы названы неверно 0
Максимальный балл 2


С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В истории русской культуры поворотные 1860-е гг. занимают особое место. Эти годы ознаменовали начало новой эпохи в развитии культуры, которая уже современниками была признана великой. Назовите не менее двух причин, которые предопределили развитие живописи в 1860-х – 1870-х гг. Приведите не менее трех фамилий художников 1860-х – 1870-х гг.
1. Могут быть названы причины, предопределившие развитие живописи в 1860-х – 1870-х гг.:
- влияние художественных традиций, эстетических идеалов «золотого века» русской культуры (восприятие и отрицание художественных традиций)
- влияние достижений мировой культуры
- оживление общественно-политической жизни (активизация идейной борьбы, критика существующих порядков представителями общественного движения)
- увеличение числа разночинцев среди деятелей культуры (облегчение возможности получить образование детям из неимущих слоев населения)
- нравственные идеалы русской интеллигенции (идея общественного служения; стремление реалистически отображать действительность, служить делу улучшения жизни народа)
- политика правительства в 1860-х гг., направленная на ослабление цензуры
2. Могут быть названы следующие (или другие) фамилии деятелей культуры 1860-х – 1870-х гг.: - (И.Н.) Крамской
- (Н.Н.) Ге - (Г.Г.) Мясоедов - (И.И.) Шишкин - (Ф.А.) Васильев - (А.К.) Саврасов - (И.Е.) Репин - (В.И.) Суриков - (В.М.) Васнецов - (И.К.) Айвазовский - (В.В.) Верещагин








13PAGE 15


13PAGE 14515