План-конспект урока информатики на тему Файлы и файловая система


Приложение 2
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока
по информатике
в группе № 14 - автомеханики
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Ростовского промышленно-полиграфического профессионального училища № 13»
на тему: «Файл и файловая система»
Разработал: Белкина Инна Валентиновна,
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверил: Пашкова Е.Г., заведующая отделом по учебно-методической работе ГБПОУ РО ПУ № 13
Ростов-на-Дону
2016
Группа: № 14 - автомеханики
Дата: 12 декабря 2016г.
Количество часов: 2 часа
Цели:
а) образовательная: изучить основные понятия данной темы: файл, папка, имя файла, полное имя файла, путь к файлу, файловая система, расширение файла;
б) развивающая: формировать логическое и аналитическое мышление обучающихся; тренировать внимание и память; развивать у обучающихся стремление к активной познавательной деятельности; развивать умение работать самостоятельно;
в) воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои знания; формировать информационную культуру обучающихся.
Ход урока
I. Организационный момент.Здравствуйте, ребята!
Приготовьте все необходимо к уроку.
Староста, доложите об отсутствующих на уроке и назначьте дежурного в группе.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим одну из ключевых тем информатики: «Файл и файловая система».
II. Постановка целей урока
Ребята! У многих из вас есть компьютер. Кто-то на нем играет, кто-то слушает музыку, кто-то рисует, программирует, набирает текст или просто смотрит фильмы.
Сегодня вы узнаете, в каком виде информация хранится в компьютере, как компьютер узнает о том, что вы создаете с его помощью, и как разобраться в том, где и в каком месте, в какой структуре он хранит нужную вам информацию.
Итак, запишите, пожалуйста, в тетради число и тему урока «Файл и файловая система»
Как вы знаете, здание на песке построить невозможно, поэтому, прежде, чем мы приступим к изучению нового, давайте проверим наши знания.
Скажите, какие темы вы уже изучили?
(«Устройство ПК» и «Операционная система»).
Проверку проведем одновременно по теме прошлого урока и по всем пройденным темам:
- часть из вас проверит знания другого ученика по теме «Устройство ввода информации - клавиатура»;
-вторая группа выполнит проверочный тест на ПК.
III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся.
1) Фронтальный опрос. Проводится в виде взаимоопроса: учащиеся просят дать определение терминам и понятиям друг друга или учителя, если это необходимо. Результаты заносятся в карту взаимоопроса.
У каждого учащегося накоплен словарь компьютерных терминов по разделам «Клавиатура», «Английские компьютерные термины», «Текстовый редактор» и другие.
На данном уроке учащиеся проверяют свои знания по теме «Клавиатура». Словарь выглядит примерно так:
1- Группа функциональных клавиш 4-Группа дополнительных клавиш
F1 Справка или помощь Num Lock Включение/выключение дополнительной группы клавиш
F2-F12 В зависимости от программы 0-9, + - / Клавиши набора и удаление цифр и чисел
Аlt + ASCII–код символа Символ с данным ASCII- кодом
2- Группа алфавитно-цифровых клавиш 5- Группа служебных клавиш
A-Z, a-z, 0-9
А-я, а-я, !»№;%:?*()_-+=/\ Для ввода русских и латинских строчных и прописных букв, цифр и знаков препинания SHIFT При удержании исп. для переключения регистров
Caps Lock Фиксированное переключение между регистрами (строчными и прописными буквами)
Backspace (<=) Удаление символа слева от курсора ENTER Завершение ввода команды или закрытие абзаца
Ctrl Используется в комбинации с другими клавишами для расширения возможностей клавиатуры
3- Группа клавиш управления курсором АltСтрелки Вверх, Вниз, Влево, Вправо Перевод курсора в нужную позицию Tab вводит позиции табуляции при вводе текста
Page Up Курсор на страницу вверх Back Space Удаляет символ слева от курсора
Page Down Курсор на страницу вниз Space (Пробел) Оставляет расстояние между словами
Home Курсор в начало строки 6- Группа служебных клавиш
End Курсор в конец строки Print Screen «фотографирует» экран в буфер обмена или на принтер
Insert Режимы вставки/замены символов Scroll Lock переключает режимы работы в устаревших программах
Delete Удаление символа справа или в позиции курсора Pause / Break приостанавливает текущий процесс
Карта взаимоопроса1- Группа 4-Группа
F1 Num Lock F2-F12 0-9, + - / Аlt + ASCII–код символа 2- Группа 5- Группа
A-Z, a-z, 0-9
А-я, а-я, !»№;%:?*()_-+=/\ SHIFT Caps Lock Backspace (<=) ENTER Ctrl 3- Группа АltСтрелки Вверх, Вниз, Влево, Вправо Tab Page Up Back Space Page Down Space (Пробел) Home 6- Группа
End Print Screen Insert Scroll Lock Delete Pause / Break -30480010159900
Карта взаимоопроса1- Группа 4-Группа
F1 Num Lock F2-F12 0-9, + - / Аlt + ASCII–код символа 2- Группа 5- Группа
A-Z, a-z, 0-9
А-я, а-я, !»№;%:?*()_-+=/\ SHIFT Caps Lock Backspace (<=) ENTER Ctrl 3- Группа АltСтрелки Вверх, Вниз, Влево, Вправо Tab Page Up Back Space Page Down Space (Пробел) Home 6- Группа
End Print Screen Insert Scroll Lock Delete Pause / Break 2) Тестирование на ПК по темам «Персональный компьютер» и «Операционная система»
Содержание теста:
Вопрос №1 «Когда была создана первая в мире электронно-вычислительная машина?»
а) в 1951 г.
б) в 1932 г.
в) в 1946 г.
г) 1981 г.
Вопрос №2 «Центральными устройствами ПК являются:»а) системная магистраль
б) процессор
в) принтер
г) оперативная память
д) контроллер
е) ПЗУ
Вопрос №3 «К периферийным устройствам ЭВМ не относятся:»а) винчестер
б) принтер
в) адаптер
г) сканер
д) процессор
е) оперативная память
Вопрос №4 «Перечислите энергонезависимые устройства хранения информации»
а) Flash-диск
б) Микросхема ОЗУ
в) жесткий диск
г) CMOS
Вопрос №5 «К устройствам ввода информации относятся:»а) клавиатура
б) сканер
в) принтер
г)монитор
д) жесткий диск
Вопрос №6 «Устройствами вывода информации являются:»а) монитор
б) проектор
в) CD-диск
г) принтер
е) трекбол
Вопрос №7 «Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека?»
а) системный блок
б) модем
в) монитор с ЭЛТ
г) принтер
д) все устройства
Вопрос №8 «Операционная система-это:»а) комплекс системных программ, обеспечивающий совместное функционирование всех устройств компьютера и поддерживающий работу всех его программ;
б) комплекс прикладных программ, обеспечивающий совместное функционирование основных устройств компьютера;
в) последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе хранения информации.
Вопрос №9 «Какой компонент операционной системы не является обязательным?»
а)командный процессор
б)драйверы устройств
в) графический интерфейс
г) справочная система
д) модуль управления файловой системой
е) сервисные программы
Вопрос №10 «Расположите этапы загрузки операционной системы в правильном порядке:»а)BIOS–загрузчик ОС- командный процессор–графический интерфейс
б) Загрузчик ОС- BIOS- командный процессор–графический интерфейс
в) Командный процессор– BIOS–загрузчик ОС- графический интерфейс
г) Графический интерфейс - командный процессор– загрузчик ОС -BIOS
Итак, ребята вспомним еще раз основные функции операционной системы (обращается особое внимание на такую функцию, как управление файловой системой).
Давайте также вспомним структуру дисков внешней памяти (дорожки, сектора, кластеры, форматирование) (выслушивается ответ).
IV. Изложение нового материала
Вступление
Несмотря на кажущуюся сложность и бессистемность организации жизни человека и окружающего его мира все явления и процессы человек всегда и всюду стремился и стремится систематизировать, «разложить по полочкам», или говорят -«структурировать».
Пример 1. Вспомните, например, из физики, как развивается эта наука:
(Наблюдение, эксперимент и вычислительный эксперимент образуют научную гипотезу.Научная гипотеза вместе с физическими законами, определениями и постулатами образуют физическую теорию.
Из физических теорий строятся разделы физической науки, а смелые научные гипотезы и эксперименты иногда рождают новые разделы физики или самостоятельные науки (биофизика, астрофизика и др.))На экране проецируется слайд:

Пример 2:
Вспомните, например, математику, в какой связи находятся все числа? Начните с натуральных чисел, т. е. чисел вида 1, 2, 3, и т. д.
(Натуральные числа вместе с нулем и отрицательными числами вида -1, -2, -3 и т. д. входят в группу «целые числа». Целые числа вместе с дробными вида m/n носят названия «рациональные числа»). На экране проецируется слайд:

Пример 3.Все многообразие веществ на планете Земля состоит из 100 с небольшим химических элементов, которые были объединены в общую таблицу великим русским химиков Д. И. Менделеевым.
Пример 4.Все разнообразие животного и растительного мира «разложено по полочкам» на виды, роды, семейства, классы, отряды, царства благодаря стараниям ученого Карла Линнея.
- Как вы считаете, для чего люди разделяют, классифицируют и структурируют всю информацию об окружающем мире?
Предполагаемый ответ: для облегчения восприятия, поиска и хранения информации.
-Вспомните, пожалуйста, основные типы информации?
(Звуковая, графическая, письменная).
-Назовите носители перечисленных типов информации? (звуковая- аудиокассета, графическая- картина, рисунок, видеокассета, письменная- газеты, журналы, книги).
-Есть ли какое-нибудь универсальное устройство для хранения всей перечисленной и многой другой информации?
Варианты ответов: ПК, компьютер, ЭВМ
-Уточните, где именно хранится информация на ПК?
Жесткие диски, флоппи-, СD-, DVD- и flash-диски.
-А с точки зрения архитектуры ЭВМ?
В ПЗУ (постоянной внутренней и внешней памяти) и в ОЗУ (оперативной памяти).
1. Основные термины и понятия
Как вы уже знаете, информация в компьютере хранится на дисках внешней и внутренней памяти. Объем внешней памяти достаточно большой, поэтому порядок в расположении информации на дисках очень важен.
Информация в ПК хранится в структурированном виде, обеспечивающем ее быстрый поиск.
-Благодаря чему возможно структурировать информацию на диске?
Предполагаемый ответ: Структурировать информацию на диске возможно благодаря форматированию диска, т.е. разбиению его на сектора и дорожки.
Такая структура поверхности диска очень напоминает структуру книги. А, как вам известно, информация в книге расположена не хаотически, а упорядочено.
-Ребята, возьмите в руки учебник информатики и покажите, где можно увидеть его структуру?
Обучающиеся открывают оглавление и перечисляют названия глав и параграфов учебника.
Поговорим, как информация хранится на дисках внешней памяти. Для этого представим диск в виде книги, как делали это раньше.
Первоначальное восприятие информации
У обучающихся на столе раздаточный материал- словари с основными понятиями урока
- Прочитайте термины словаря урока и их определения.
Содержимое словаря урока:
1. Файл — место на диске (группа байтов), у которого есть имя.
2. Файловая система — особый способ организации информации на жестком диске компьютера.
3. Логический диск — это физический диск, реальный диск или часть физического диска, которому присвоено имя. (C:D: и т. д.)
4. Имя файла — последовательность символов, позволяющая пользователю ориентироваться в файловой системе и различать файлы.
5. Тип (расширение) файла — последовательность символов, позволяющая компьютеру сопоставлять программное обеспечение содержимому файла.
6. Папка (каталог) — совокупность файлов по одной тематике.
7. Путь к файлу — последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл.
8. Полное имя файла — имя логического диска + путь к файлу + имя файла.
Вооружившись информацией, можем заполнить таблицу. На экране показано строение диска компьютера со всеми обозначениями.
Проведем аналогию между структурой книги-энциклопедии и диском компьютера.
Хранение информации в энциклопедии Хранение информации на диске
Энциклопедия - самостоятельный, целостный физический объект Логический диск — дискета, винчестер целиком или части, на которые его можно разбить, компакт-диск
Название энциклопедии Имя логического диска: А: (и B:) - имя дискеты С: или D: - имя винчестера Е:, F: - имена СD- дисков ... (по алфавиту)
Страницы Кластеры диска
Номера страниц Номера кластеров
Главы в энциклопедии — объекты, содержащие текстовую информацию, рисунки, графики и т.д. Файлы на диске - области, содержащие тот или иной вид информации
Название глав Имена файлов. Правила задания имен файлов:
1 . Длина - не более 255 символов.
2. Используемые символы — русский и латинский алфавит, цифры, знаки, специальные символы.
3. Не используемые символы: \ /* ?: « « <> Разделы энциклопедии - содержат тематически объединенные главы Каталоги (папки) - объекты, в которых собраны файлы с одинаковой тематикой. Имена папкам даются по тем же правилам, что и имена файлам. Внутри одной папки не могут хранится папки или файлы с одинаковыми именами
Содержание или оглавление энциклопедии - средство быстрого поиска нужной главы, т.е. указание, в каком разделе, в какой части, на какой странице находится глава Для пользователя: Путь к файлу — показывает, как нужно его искать, какие папки открывать. Для операционной системы: FАТ — таблица, содержащая информацию о том, в каких секторах диска (на каких страницах) расположен тот или иной файл
Расположение содержания в энциклопедии - либо в конце, либо в начале. Порча или отсутствие оглавления делает частично или полностью невозможным поиск нужных глав FАТ — таблица расположена в специальной (системной) области диска и ее порча также приводит к невозможности поиска нужных файлов. Поэтому FАТ — таблица имеет резервную копию, по которой можно восстановить оригинал
Пояснение: первоначально заполнен только первый столбец таблицы. Второй столбец заполняется обучающимися под руководством учителя.
На экране проецируется слайд:
Место,
занятое
файлом
Кластер
Сектор
Дорожка
Таблица размещения файлов FAT

Хранение информации в энциклопедии Хранение информации на диске
Энциклопедия – самостоятельный, целостный физический объект Название энциклопедии Страницы Номера страниц Главы в энциклопедии — объекты, содержащие текстовую информацию, рисунки, графики и т.д. Название глав Разделы энциклопедии - содержат тематически объединенные главы Содержание или оглавление .энциклопедии - средство быстрого поиска нужной главы, т.е. указание, в каком разделе, в какой части, на какой странице находится глава Расположение содержания в энциклопедии - либо в конце, либо в начале. Порча или отсутствие оглавления делает частично или полностью невозможным поиск нужных глав FAT
2. Файлы
Для операционной системы очень важно различать, что хранится внутри файла. Человек визуально различает в книге тексты и рисунки, графики и таблицы, инструкции и правила. На диске все виды информации представлены совершенно одинаково, а именно в виде последовательности нулей и единиц, т.к. любая информация в компьютере — текст, рисунки, программы, звук — кодируются в двоичном коде.
Что, например, может означать следующая последовательность — 01000110 01001111 01010010 01001101 01000001 01010100?
-Может это две цветные точки?
-Или шесть серых точек?
-Или закодированная дата и время запуска первого спутника Земли?
- Или музыкальная мелодия?
- Или, наконец, слово FORМАТ, закодированное по стандарту АSСII?
(Эти вопросы являются риторическими)
Так вот, для того, чтобы операционная система различала, что хранится внутри файла, и не пыталась рисовать текст на экране или печатать мелодию, или озвучивать программу у каждого файла, помимо имени, должен быть специальным образом присваивающийся формат, указывающий на тип хранимой в файле информации. На содержимое файла указывает расширение, записываемое после имени файла и отделяемое от него точкой.
Таблица некоторых форматов (расширений) файлов:
(проецируется на экране и в раздаточном материале у обучающихся с незаполненным столбцом «Значение»)
Тип Значение Примеры приложений, открывающих файлы с данными расширениями.
doc
txt
pptТекстовая информация MS Word
Word Pad,
Блокнот (Notepad)
bmp
jpg
gif
pptГрафическая информация Adobe Photoshop, ACDSeeAviMpegvobВидеоинформация Windows Media Player
Wav,
mp3,
mid Звуковая информация Winamp, Windows Media Player
bakФайл-копия Открывается программой, в которой был создан оригинал
htmhtml Web-страница Internet Explorer
arjrarzip Архив (сжатая информация) WinRar, WinZip
exe
com
bat Программа - исполняемый файл Открывает саму программу
Таким образом, делаем следующий вывод по всему вышесказанному.
1. Вся информация на дисках хранится в файлах.
2. На содержимое файла указывает расширение.
3. Файл открывается той программой, в которой был создан, или универсальной программой.
4. Файлы со схожим содержимым или одинаковым назначением можно «складывать» в папки (каталоги).
5. Каталоги (папки), в свою очередь также можно объединять в каталоги (папки).
190506350000Как же представить файловую систему?
Вы знаете, что более 80% информации человек воспринимает от зрения (а какие органы чувств есть у человека вообще?)
Для наглядности договорились представлять файловую систему в виде «дерева», роль ствола которого выполняет основной или корневой каталог (папка), роли ветвей – подкаталоги и (или) файлы.

Но рисовать папки и файлы утомительно, поэтому пользуются упрощенной схемой.
- На примере данного «дерева», или, говорят «древовидной структуры», проследите имя файла, путь к файлу и полное имя файла (на примере файла Зачет.doc):
(Имя:Зачет.doc
Путь:Корневой каталог / Каталог_3 / Каталог _3.2 /
Полное имя: C:/Корневой каталог / Каталог_3 / Каталог _3.2 /Зачет.doc)
V. Закрепление изученного материала.Индивидуальная работа
Задание №1
Предложите варианты имен и типов для файлов, содержащих следующую информацию:
(каждый обчающийся получает карточку с подобными нижеприведенным примерами по 3-м группам сложности)Карточка №1№1
1. Фотография вашей группы 2. Рецепт фруктового пирога 3. Запись концерта рок-группы 4. Реферат по физике 5. Сочинение по литературе №2
1. Фотоальбом 2. Личное дело 3. Сборник фонограмм и слов к ним 4. Книга с иллюстрациями 5. Рисунок в MS Paint №3
1. Сайт о себе 2. Игра 3. Диск c DVD-фильмами 4. Сжатый файл 5. Самораспаковывающийся архив Карточка №2
№1
1. Номер телефона 2. Алгоритм для Паркетчика 3. Запись концерта рок-группы 4. Реферат по физике 5. Заметка в газету №2
1. Песня о лете 2. Презентация 3. Копия восстановленного ПК текстового документа 4. Репродукция картины Леонарно да Винчи «Мона Лиза». 5. Рисунок в MS Word №3
1. Видеоряд 2. Вирус 3. Диск c DVD-играми 4. Упакованная папка с файлами 5.Коллекция рисунков в ПК Задание №2
Укажите полное имя, путь к файлу и полное имя следующих файлов:
------------------------------------------------------------------
1670685-63500Карточка №1
а) Masha.txt
б)Ivanov.doc
в)Pasha.doc
Карточка №2
(рисунок тот же)
а) Andreev.jpg
б) Sasha.txt
в)Pasha.doc
Задание №3
Найди ошибку в файловой системе (устно):

Групповая работа
Задание №4
(Для выполнения задания группа разбивается на несколько подгрупп).
Нарисуйте в тетради файловую структуру логического диска D: , так, чтобы поместить следующие объекты в файлы и объедините их в группы (каталоги) (названия файлам и папкам предложите самостоятельно):
(задание для 1-й группы)
К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня».
Здравствуйте, я ваши тетя!
К.Брюллов «Всадница».
Моя семья.
Кино «Звезда по имени Солнце».
Кино «Горячие головы».
ДДТ «Белая река».
(задание для 2-й группы)
Мои друзья.
«Матрица».
Ария «Возьми мое сердце».
«Ночной дозор».
Н. Васнецов «Аленушка».
«Властелин колец».
К.Малевич «Черный квадрат».
(задание для 3-й группы)
Мои увлечения.
«Ирония судьбы или с легким паром».
«Иван Васильевич меняет профессию».
В.Суриков «Утро стрелецкой казни».
Чайф «Аргентина Ямайка 5-0».
Мой класс.
Как я провел лето…
Задание 5
(проводится за ПК)
-Ребята, для выполнения этого задания вам потребуется компьютер.
Сядьте по одному, возьмите с собой ручку и тетрадь.
У на каждом из компьютеров на логическом диске C: находится папка АВТОМЕХАНИК. Этот каталог примем закорневой, на остальные папки диска D: обращать внимание не будем. Внутри папки АВТОМЕХАНИК находятся подпапки и файлы. Вы должны, просмотрев содержимое данного каталога и всех подкаталогов, нарисовать в тетради структуру корневой папки.
VI. Итоги урока
-Итак, ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Что же такое файл? (место на диске (группа байтов)), у которого есть имя)-Какие бывают файлы? (текстовые, графические звуковые и др.)
-Чем они отличаются друг от друга? (форматом-расширением и хранимой информацией?)
-С помощью чего организовано хранение всех папок и файлов на жестком диске компьютера? (С помощью файловой системы)
-Какая файловая система вам уже известна? (FAT)
-Почему ее можно назвать древовидной?
-Кстати, ребята, у таких файловых систем есть еще название – иерархическая файловая система.
- Что нужно знать, чтобы найти конкретный файл или папку (путь к ней или полное имя)
-Можете ли вы теперь сами изучить структуру файловой системы Вашего компьютера? (выслушиваются ответы).
-Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
-Чем бы вы хотели заняться на следующем уроке информатики?
(выслушивается ответ).
- Ребята, на следующем занятии мы будем работать с файлами. Далее вы научитесь проводить диагностику файловой системы (форматировать и дефрагментировать диски, определять количество свободного места на диске, записывать CD- и DVD-диски стандартными средствами Windows(Мастер записи CD-дисков) и специализированными программами Проверяются работы обучающихся, оцениваются, выставляются оценки в журнал. Отмечаются лучшие работы, разбираются недостатки.
VI. Домашнее задание
Для всех:
выучить словарь урока;
изобразите содержание любой известной книги в виде файловой структуры;
изобразите файловую систему вашего домашнего компьютера.
Для желающих: подготовьте проект «Защита информации на файловом уровне», учитывая недостатки построения вашей файловой системы.
VII. Заключительная часть

Уборка ученических мест.
Учебного помещения.