Программа краткосрочного курса Игры ума (5 — 6 класс).


Программа курса «ИГРЫ УМА»
для 5 – 6 классов
2013 – 2014 учебный год
Составитель: Быстрых Н.И., учитель 1 категории.
\
Пояснительная записка
Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся. Настольная игра заставляет думать, проверять и развивать свои способности, включает ребенка в соревновании с другими. Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества. В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность – удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному. С очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда учащийся может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого первого класса;
во-вторых, из задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
в-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», учащийся развивается наиболее успешно;
в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Цель программы: расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
 Основные задачи программы:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
- объективно оценивать свою работу и деятельность;
- научить ребенка оценивать ситуацию, просчитывать возможные хода партнера по игре,
- воспитывать усидчивость, умение проигрывать достойно.
Отличительные особенности программы: практическая игровая направленность, проектные технологии.
Организационные принципы: занятия предполагают групповые формы работы. Программа предназначена для учащихся 5- 6 - х классов, рассчитана на 1 час в неделю, на 8 – 10 занятий.
Особенности организации учебного процесса:
 во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания игры-ассоциации, логические и развивающие игры, домино различной тематики, шашки, шахматы.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.
Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются игры разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются игры, в которые они могут играть успешно).
   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Личностными результатами изучения программы   является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения данной программы являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с определённой игрой.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в правилах конкретной  игры.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы, таблицы, правила игр и другие источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать игруппировать предметы и объекты по классам, видам, предназначениям.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения программы   являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.  
Дидактический материал:
- домино,
- шахматы,
- парные картинки,
- шашки.
Содержание курса:
1 занятие: беседа о классификации игр, игры на основе шашек.
2 занятие: игры на основе шашек: уголки, шашки – поддавки, игры в парах.
3 занятие: «парные картинки», домино, игры на основе шашек: уголки, шашки – поддавки, игры в парах.4 занятие: «парные картинки», домино, совершенствование игр на основе шашек.
5 занятие: совершенствование игр в шахматы.
6 занятие: совершенствование игр в шахматы.
7 занятие: совершенствование игр в шахматы.
8 занятие: «парные картинки», домино, совершенствование игры в шахматы.
9 занятие: «парные картинки», домино, совершенствование игры в шахматы.
10 занятие: «парные картинки», домино, совершенствование игры в шахматы.
Литература: 
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — ISBN 978-5-09-019148-7.