Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы» 5 год обучения


Муниципальное образовательное казённое учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества г. Лузы Кировской области


УТВЕРЖДЕНО:
Приказом и.о. директора МОКУ ДОД
ДДТ г. Лузы Кировской области
______________Н.В.ПоповаПриказ № 01 – 013/126 от 13.09.2013г.
Рабочая программа
художественно – педагогической направленности
для обучающихся 1 – 9 классов
объединения «Народные промыслы»

Автор программы:
Росоха Наталья Ивановна,
педагог дополнительного образования
МОКУ ДОД Дома детского творчества г. Лузы

2014 – 2015 уч. год
Пояснительная записка
В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, тесно связан с творчеством, что важно для эстетического и трудового воспитания.
В эпоху технического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Частью такого культурного наследия является роспись доски, лепка и роспись глиняной игрушки, плетение.
В связи с небольшими финансовыми возможностями образовательного учреждения и недостатка средств у родителей используем на занятиях большое количество бросового материала, ненужного, а значит нетрадиционного. Но тем и ценен опыт, сделать из ничего – произведение художественного искусства.
Мастерская «Народные промыслы» позволяет познакомить детей с ремёслами, пришедшими из глубины веков, познакомить с историей возникновения, развития и обучить простейшим приёмам работы по каждому предложенному промыслу, даёт возможность научиться использовать в работе природный материал. Форма проведения занятий может быть различной: занятие, творческая мастерская, посещение и участие в выставках, посещение музеев.
В мастерскую приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические знания даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности.
Теоретическая часть занятия включает в себя:
- постановку целей и объяснение задач (анализ образцов, подбор материалов, инструментов, пособий);
- изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых технологических приемов);
- инструктаж о соблюдении правил техники безопасности.
 Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:
В зависимости от способностей ученика используются различные методы, в основе которых лежит деятельность ребенка: подражательная (репродуктивная), частично-подражательная, творческая.
 
Процесс обучения построен от простого к сложному.
На простых и малых формах отрабатываются приемы работы, что позволяет постепенно почувствовать материал, его теплоту, увидеть многообразие форм, цветов, оттенков, побуждает детей к творчеству, дает возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках: отчетных, городских, районных.
По каждой выполненной работе все члены мастерской высказывают свое мнение: разбираются достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки. Детям, выполнившим задание быстрее других, даются дополнительные задания. Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Большое внимание уделяется созданию работ, требующих коллективного участия.
Программа «Народные промыслы» имеет художественно-эстетическую направленность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии. Красота преображает и тех, кто ее создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее воздействием меняется и сам облик людей, нравственный мир, психология.
Данная рабочая программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.
 
Цели и задачи образовательной программы
Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из природного материала.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей народных промыслов, как частью национального наследия;
- познакомить с искусством обработки природного материала, его использование, замена на нетрадиционные;
- научить правильной и безопасной организации труда;
- обучить приемам и методам работы с природным и нетрадиционным материалом;
- познакомить с основными свойствами используемых материалов;
- обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать материал;
- познакомить с основными законами композиции;
- обучить технологическим приемам в изготовлении изделий декоративно – прикладного искусства.  
Развивающие:  
- развивать индивидуальные творческие способности детей;
- развивать воображение, пространственное мышление детей;
- способствовать развитию мелкой моторики;
 Воспитательные:  
- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
- развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
- воспитывать коммуникативные навыки;
- формировать чувство патриотизма и национальной гордости через знакомство с культурным прошлым России
 
Условия реализации образовательной рабочей программы
Рабочая программа адресована учащимся 6 -15 лет, желающим создавать изделия народных промыслов.
Учащиеся занимаются два раза в неделю по полтора академических часа, в форме творческой мастерской. Форма проведения занятий - групповая. Наполняемость групп – 15 человек в первый год обучения, 12 – во второй год обучения, 10- человек в третий год обучения.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:
 
К концу пятого года обучения учащийся должен:  
- освоить основные законы композиции;
- ориентироваться в цветоведение;
- освоить технологические приемы плетения, при плетении изделий с изменением формы дна, формы предмета;
- совершенствование умений работы с глиной;
- освоить простые приёмы росписи по доске;
- владеть теоретическими знаниями о промыслах, различать и называть виды росписи;
- владеть простыми приёмами бисероплетения из проволоки;
- владеть простыми приёмами работы по ткани – батик;
-владеть приёмами аппликации, а также декупажем;
- улучшится пространственное воображение и мышление.
- улучшится художественно-эстетический вкус;
- проявится уважительное отношение к трудовой
деятельности человека.
 - у учащихся улучшится художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма, через знакомство с культурным прошлым России.
К концу обучения по программе, у учащихся проявятся аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу.
Результативность освоения учащимися рабочей программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- самоконтроль.
Основными критериями оценки работ учащихся являются:
внешний вид изделия (аккуратность, плотность плетения),
правильность выполнения основных приемов плетения.
У обучающихся улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, дети становятся доброжелательными по отношению друг к другу и к педагогу, развивается их художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма через знакомство с культурным прошлым России. Появляется аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу. Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Очень важен в мастерской элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Разработана система поощрения. На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы: оценка педагога, совместная оценка учащегося и педагога, самооценка.
Учебно-тематический план
5-й год обучения

Занятия (часы) Тема занятия Элементы содержания Информационное
сопровождение Дата по плану Дата фактически
1-2 Вводное занятие. 1. Знакомство с основными видами работ объединения «Народные промыслы»
2. Инструктаж по технике безопасности Иллюстрации, демонстрационный материал. 15.09
15.09 3 -4 Плетение. 1.Расширить представление детей о традициях на Руси.
2. Символика.
Беседа. 18.09
16.09 5 - 6 Фенечка из мулине. Плетение косое из 4 нитей, 2 цветов. Показ, объяснение. 22.09
22.09 7 - 8 Фенечка из мулине. Плетение косое из 4 нитей, 2 цветов. 25.09
23.09 9 - 10 Фенечка из атласных лент. Круговое плетение из 4 лент. Показ, объяснение.
Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.
Иллюстрации, демонстрационный материал. 29.09
29.09 11 -12 Фенечка из атласных лент. Круговое плетение из 4 лент. Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.
Иллюстрации, демонстрационный материал 2.10
30.09 13 -14 Фенечка из атласных лент. Круговое плетение из 4 лент. Иллюстрации, демонстрационный материал 6.10
6.10 15 - 16 Кукла – берегиня узелковая. Подготовка основы. Иллюстрации, демонстрационный материал 9.10
7.10 17 - 18 Кукла – берегиня узелковая. Выполнение частей тела. Иллюстрации, демонстрационный материал 13.10
13.10 19 - 20 Кукла –берегиня узелковая. Одежда. Иллюстрации, демонстрационный материал 16.10
14.10 21-22 Сувенир. Подготовка материала Беседа. 20.10
20.10 23-24 Чашка с цветами. Изготовление сувенира для украшения интерьера. МК – Страна мастеров. 23.10
21.10 25-26 Чашка с цветами. Изготовление сувенира для украшения интерьера. МК – Страна мастеров. 27.10
27.10 27-28 Чашка с цветами. Изготовление сувенира для украшения интерьера. МК – Страна мастеров. 30.10
28.10 29-30 Цветы из ткани Изготовление цветка –ободка из шифона, атласа, креп – сатина.
Подготовка ткани.
Работа с шаблоном. Простой круговой. Ободки и заколки + МК (Страна мастеров) 3.11
3.11 31-32 Цветы из ткани Изготовление цветка –ободка из шифона, атласа, креп – сатина.
Инструктаж.
Обжиг.
Ободки и заколки + МК (Страна мастеров) 6.11
4.11 33-34 Цветы из ткани Изготовление цветка –ободка из шифона, атласа, креп – сатина.
Сборка. Ободки и заколки + МК (Страна мастеров) 10.11
10.11 35-36 Цветы из ткани Изготовление цветка –ободка из шифона, атласа, креп – сатина.
Сборка. Украшение бусинами, бисером. Ободки и заколки + МК (Страна мастеров) 13.11
11.11 37-38 Пион Изготовление цветов из бумажного шпагата.
Нарезка.
Расправление шпагата. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 17.11
17.11 39-40 Пион Изготовление цветов из бумажного шпагата.
Тычинки.
Сборка. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 20.11
18.11 41-42 Пион Изготовление цветов из бумажного шпагата.
Сборка.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 24.11
24.11 43-44 Овечка. Сувенир-магнит на холодильник. Подготовка к Новому году. МК – Страна мастеров. 27.11
25.11 45-46 Овечка. Сувенир-магнит на холодильник. Подготовка к Новому году. МК – Страна мастеров. 1.12
1.12 47-48 Дед Мороз – открытка. Изготовление открытки в новой технике – раздвижение. МК – Страна мастеров. 4.12
2.12 49-50 Ткани. Беседа о разнообразии тканей. 8.12
8.12 51-52 Картины из ткани. Зимняя сказка. Подбор тканей. К. Митителло Аппликация. Дом из ткани. 11.12
9.12 53-54 Картины из ткани. Зимняя сказка. Составление композиции. К. Митителло Аппликация. Дом из ткани. 15.12
15.12 55-56 Картины из ткани. Зимняя сказка. Составление композиции. К. Митителло Аппликация. Дом из ткани. 18.12
16.12 57-58 Работа с бисером и пайедками. Беседа.
Инструктаж.
Материалы, инструменты, приспособления, используемые в работе с бисером. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 22.12
22.12 59-60 Лилия. Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление лепестков. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 25.12
23.12 61-62 Лилия. Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление лепестков. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 29.12
29.12 63-64 Лилия. Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление лепестков. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 12.01
30.12 65-66 Лилия. Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление тычинок. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 15.01
12.01 67-68 Лилия. Технология плетения. Плетение на проволоке.
Монтаж изделия. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 19.01
13.01 69-70 Береста. Беседа.
Инструктаж.
Материалы, инструменты, приспособления, используемые в работе с берестой. Заготовка.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 22.01
19.01 71-72 Береста. Техника плетения из слоевой бересты. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 26.01
20.01 73-74 Коробок. Техника плетения из слоевой бересты. Нарезка. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 29.01
26.01 75-76 Коробок. Техника плетения из слоевой бересты. Плетение. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 2.02
27.01 77-78 Коробок. Техника плетения из слоевой бересты. Сборка. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 5.02
2.02 79-80 Сумка. Технология плетения с применением бросового материала.
Разметка и нарезка. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 9.02
3.02 81-82 Сумка. Складывание фантиков. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 12.02
9.02 83-84 Сумка. Складывание фантиков. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 16.02
10.02 85-86 Сумка. Технология изготовления.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 19.02
16.02 87-88 Сумка. Сборка. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 23.02
17.02 89-90 Сумка. Сборка. В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы. 26.02
23.02 91-92 Мешковина. Беседа. Материалы, инструменты. Изготовление, использование.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 2.03
24.02 93-94 Мешковина. Подготовка мешковины к работе.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 5.03
2.03 95-96 Аппликация из мешковины.
Деревенька. Разработка эскиза. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 9.03
3.03 97-98 Аппликация из мешковины.
Деревенька. Подготовка основы. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 12.02
10.03 99-100 Аппликация из мешковины.
Деревенька. Сборка аппликации. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 16.03
16.03 101-102 Аппликация из мешковины.
Деревенька. Сборка аппликации. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 19.03
17.03 103-104 Лесная скульптура. Работа с природным материалом.
Композиция из шишек.
Подбор материала. К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. 23.03
23.03 105-106 Лесная скульптура. Работа с природным материалом.
Композиция из шишек.
Эскиз. К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. 26.03
24.03 107-108 Лесная скульптура. Работа с природным материалом.
Сборка композиции. К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. 30.03
30.03 109-110 Лесная скульптура. Работа с природным материалом.
Панно на срезе дерева.
Подбор, подготовка материала. К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. 2.04
31.03 111-112 Лесная скульптура. Работа с природным материалом.
Панно на срезе дерева.
Эскиз. К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. 6.04
6.04 113-114 Лесная скульптура. Работа с природным материалом.
Панно на срезе дерева.
Составление, сборка композиции. К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. 9.04
7.04 115-116 Макраме. Беседа. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 13.04
13.04 117-118 Макраме. Подготовка к работе. Основные приёмы плетения узлов. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 16.04
14.04 119-120 Макраме. Подготовка к работе. Основные приёмы плетения узлов. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 20.04
20.04 121-122 Шамбола. Выполнение фенечки в технике Макраме. Подбор материала. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 23.04
21.04 123-124 Шамбола. Выполнение фенечки в технике Макраме. Технология плетения. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 27.04
27.04 125-126 Шамбола. Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 30.04
28.04 127-128 Шамбола. Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 4.05
4.05 129-130 Шамбола. Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 7.05
5.05 131-132 Крупы. Беседа. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 11.05
11.05 133-134 Крупы. Покраска. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 14.05
12.05 135-136 Крупы. Покраска. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 18.05
18.05 137-138 Крупы. Эскиз. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 21.05
19.05 139-140 Крупы. Аппликация композиции. О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество» 25.05
25.05 141-142 Выставка 28.05
26.05