Семинар-практикум «Методические основы построения учебного занятия в системе учреждения дополнительного образования. Современные требования к проведению занятия. Типы занятий. Приемы формирования учебной мотивации. Самоанализ занятия».


Учреждение дополнительного образования «Городская станция юных техников» города Тореза









СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
по теме:
«Методические основы построения учебного занятия в системе учреждения дополнительного образования. Современные требования к проведению занятия. Типы занятий. Приемы формирования учебной мотивации. Самоанализ занятия».



Выполнила: методист Леонович С.А.

























2016год

Тема: Методические основы построения учебного занятия в системе учреждения дополнительного образования. Современные требования к проведению занятия. Типы занятий. Приемы формирования учебной мотивации. Самоанализ занятия».

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой
формы работы

Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, ноутбук,
презентация

Цель: познакомить руководителей кружков с методическими основами
построения учебного занятия, типами и видами занятий, повысить
мотивацию педагогов применять современные технологии в
образовательном процессе, способствовать повышению эффективности
взаимодействия педагога и воспитанника в учебном процессе.




ПОВЕСТКА ДНЯ:


Теоретические вопросы совместно с работой в группах (Леонович С.А.):
Методические основы построения учебного занятия в системе учреждения дополнительного образования.
Типы и виды учебных занятий.
Этапы учебного занятия.
Подготовка к проведению учебного занятия
Основные требования к современному занятию.
Мотивация учебной деятельности и обеспечение условий для ее развития.
Самоанализ занятия.
Практическая часть:
Мастер-класс руководителя кружка Зори С.В.) по теме: «Путешествие в город «Скрапбукинг». Знакомство с техникой скрапбукинг. Изготовление миниальбома»
Рефлексия
Подведение итогов семинара.





«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора,
эрудиции»
Сухомлинский В.А.



Ход семинара:
Организационный момент. Создание ситуации успеха.
Методист. -Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории и очень надеюсь, что сегодня у нас получится интересный и плодотворный диалог.
-Послушайте внимательно притчу «Наберись смелости и сделай попытку».
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
- О, вы, поданные мои! У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет ее решить?- говорит царь.
Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал.
- Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его? – спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок. Однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна.
Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его. О, чудо - замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.
Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Методист. Нам, руководителям кружков, работающим в системе дополнительного образования, вооружившись глубокими знаниями, необходимо набраться смелости и сделать попытку к саморазвитию, самореализации и самоусовершенствованию своего творческого потенциала, используя современные педагогические технологии в образовательном процессе.
2.Актуализация знаний
Создание проблемной ситуации (Работа в группах).
Методист.- Коллеги, посмотрите на доску и по ключевым словам (учебное занятия, типы и виды, требования) определите тему нашего семинара.
3. Формулирование темы семинара. Постановка учебной задачи.
Таблица для слушателей.
Методист.- Заполните вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.

Понятие

Знаю
Хочу узнать
Узнал

Современное занятие
Типы занятий






- Об уроке написано много статей, книг, диссертаций. За последние годы существенно изменились приоритеты образования, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Эти изменения мы также ощутили на себе. В недавнем прошлом наша организация называлась внешкольным учреждением, а вскоре мы стали называться учреждением дополнительного образования.
Но какие бы не свершались реформы, урок (занятие) остается главной формой обучения воспитанников.
4. Методические основы построения учебного занятия в системе учреждения дополнительного образования

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования осуществляется через учебное занятие.
Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.
Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом.
Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.
Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования невозможно без грамотной, творческой организации занятия.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его обучающихся.
Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает.
Каждое занятие должно рассматриваться как органичная часть целостного образовательного процесса. Педагог должен четко представлять место конкретного занятия на пути достижения конечного результата, его связь с предыдущим и последующим занятиями.



Современное учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей
Занятие в учреждении дополнительного образования характеризуется двояко: и как организационная форма обучения, и как временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его особенности.
Как основная организационная форма, занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения. Как в целостном отрезке процесса обучения, в учебном занятии взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения, ожидаемые результаты и др.

Процесс обучения
Цель обучения
Деятельность преподавания
Содержание учебного материала Организационные формы обучения
Методы обучения Средства обучения
Деятельность обучения
Результат
Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.
    В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:
- собственно обучающие;
- общеразвивающие;
- воспитательные.
   Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели:  овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия:
- по передаче знаний;
- по осмыслению знаний и их закреплению;
- по закреплению знаний;
- по формированию умений и применения знаний на практике;
- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);
- по обобщению и систематизации знаний.
   Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.
   Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Конкурсы мастерства», «Дни именинников», «День добрых сюрпризов» и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что обучение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и и воспитательные задачи в комплексе.
Чем отличается занятие в системе дополнительного образования от урока в общеобразовательной школе?
В отличие от школьного урока оно менее регламентировано, более свободное в чередовании форм работы, насыщено различными видами деятельности, имеет другую систему оценивания результатов деятельности воспитанников. Прежде всего занятие в системе дополнительного образования направлено на развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, осознание ценностных ориентиров и т.п.). Для достижения обучающимися определенного уровня образованности Логинова Л.Г. видит предназначение педагога дополнительного образования в готовности прохождения познавательного процесса в сотворчестве с обучающимися. «Миссия педагога не в том, чтобы привести детей к заранее известным результатам, а в умении и готовности вместе с ними пройти «путь» познания, результаты которого не предопределены. В этом суть педагогики сотворчества». Главное в образовательном процессе – успешность (или неуспешность) как результат педагогической деятельности, а мера этой успешности определяется только относительно личностного роста каждого ребенка.

На основе каких принципов строится занятие?
(Работа в группах. Технология «Незаконченное предложение»)
Организация и содержание занятия в детском объединении интегрируется вокруг основных принципов обучения.
Принципы – это научная платформа теории обучения, обоснование педагогической значимости и общественного смысла процесса обучения.
Основные принципы были сформулированы еще Я.А.Каменским, и в дальнейшем усовершенствованы Е.Н.Медынским для внешкольного образования:
научности (все сообщаемые учебные сведения должны находиться в полном соответствии с современной наукой);
природосообразности – (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
последовательности и систематичности – (линейная логика процесса от частного к общему);
доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
прочности;
сознательности и активности;
наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
индивидуального подхода (учет индивидуальности в условиях коллективной работы);
заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
обеспечение необходимой информации.
Каковы условия эффективности учебного занятия?
( Технология «Микрофон». Педагоги по очереди называют условия эффективности учебного занятия, передавая друг другу «символический» микрофон)
Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:
комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);
четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
наличие благоприятной психологической атмосферы;
адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;
соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами;
учет государственных санитарно - гигиенических норм;
временной и здоровьесберегающий режим занятия для различных возрастных категорий детей.
Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.
   За основу учебного занятия мы берем модель по Н.Е. Щурковой (Приложение 1).
(Работа в группах. Образцы модели учебного занятия в каждой группе. Знакомство с таблицей. Разбор модели по этапам занятия.)

Приложение 1
Модель учебного занятия в учреждении
дополнительного образования детей
Блоки
Этапы
Этап учебного занятия
Задачи этапа
Содержание деятельности

Подготовительный
1
Организационный
Подготовка детей к работе на занятии
Организация начала занятия, создание
психологического настроя на учебную деятельность
и активизация внимания


2
Проверочный
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция
Проверка домашнего задания (творческого,
практического), проверка усвоения знаний
предыдущего занятия

Основной
3
Подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности
Сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей
(например, эвристический вопрос,
познавательная задача, проблемное задание детям)


4
Усвоение новых знаний и способов действий
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения
Использование заданий и вопросов,
которые активизируют познавательную
деятельность детей


5
Первичная проверка понимания изученного
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция
Применение пробных практических заданий,
которые сочетаются с объяснением
соответствующих правил или обоснованием


6
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение
Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения
Применение тренировочных упражнений,
заданий, которые выполняются самостоятельно
детьми




Обобщение и систематизация знаний
Формирование целостного представления знаний по теме
Использование бесед и практических заданий


8
Контрольный
Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий
Использование тестовых заданий, устного
(письменного) опроса, а также заданий
различного уровня сложности
(репродуктивного, творческого,
поисково-исследовательского)

Итоговый
9
Итоговый
Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы
Педагог совместно с детьми подводит итог занятия


10
Рефлексивный
Мобилизация детей на самооценку
Самооценка детьми своей работоспособности,
психологического состояния, причин
некачественной работы, результативности работы,
содержания и полезности учебной работы


11
Информационный
Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия
Информация о содержании и конечном
результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного
задания в системе последующих занятий

 
Что такое тип занятия?
Тип занятия определяется уровнем освоения темы (от познания до присвоения и применения).
(Работа в группах. Образцы таблицы в каждой группе. Знакомство с таблицей.)
Приложение 2


Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура
Тип учебного занятия
Дидактическая цель
Структура
Нетрадиционные формы проведения занятия

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
Орг. момент
Актуализация знаний и умений
Мотивация. Целеполагание
Организация восприятия
Организация осмысления
Первичная проверка понимания
Организация первичного закрепления
Анализ
Рефлексия
Лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности
Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников
Орг. момент
Мотивация
Актуализация знаний и способов действий
Конструирование образца применения знаний в
стандартной и измененной ситуациях
Самостоятельное применение знаний
Контроль и самоконтроль
Коррекция
Рефлексия
Семинар, экскурсия, консультация, игра-путешествие

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности
Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности
Орг. момент
Целеполагание. Мотивация
Актуализация комплекса знаний и способов
деятельности
Самостоятельное применение знаний (упражнений)
в сходных и новых ситуациях
Самоконтроль и контроль
Коррекция
Рефлексия
«Литературная гостиная», викторина «Что? Где? Когда?», «Занятие-путешествие», концерт

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности
Орг. момент
Целеполагание. Мотивация
Анализ содержания учебного материала
Выделение главного в учебном материале
Обобщение и систематизация
Рефлексия
Обобщение может осуществляться как по теме,
разделу, так и
по проблеме. Самое главное в методике
обобщения
– включение части в целое. Необходима
тщательная подготовка воспитанников
(сообщение заранее проблемы,
вопросов, обеспечение на занятии
дидактическим материалом)
Лекция, экскурсия

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности
1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие)
2.Организовать деятельность воспитанников по коррекции своих знаний и способов деятельности
Мотивация
Самостоятельное выполнение заданий
Самоконтроль
Контроль
Анализ
Оценка
Коррекция
Рефлексия
На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях







Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий
Как сформулировать тему занятия?
Тема должна соответствовать учебно-тематическому плану образовательной программы и отражать содержание конкретного занятия. Например: «Русский сувенир – как отражение культуры, быта и традиций народа».
Как правильно поставить цель занятия?
Общепринято в науке, что цель – это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом – уровень обученности, развитости и воспитанности личности ребенка. Поэтому цели занятия ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться только к передаче обучающимся готовых выводов науки и «целям организации» занятий – «изучить такой-то объем нового материала», «повторить такие-то разделы программы» и т.п. Такая постановка цели в современном образовании несостоятельна. Цель занятия должна отличаться конкретностью, содержать образовательный, развивающий и воспитательный компонент.
В настоящее время востребованным становится не столько объем конкретных знаний, сколько формирование общечеловеческих компетентностей – информационных, коммуникативных, социальных и др. Достичь за одно занятие личностных изменений не реально, в отличие от конкретной образовательной задачи, - следовательно, цели развития и воспитания могут иметь долгосрочный характер и ставиться на несколько занятий. Сложность заключается в объемном смысле, сформулированном в одной, двух фразах. Например: цель занятия – «Обобщить и систематизировать знания о народной игрушке, закрепить навыки ее изготовления, развивать аккуратность и целеустремленность». Цель занятия реализуется через решение задач, которые ставятся к занятию в целом или к каждому этапу конкретно.

Алгоритм действий педагога при разработке занятия
(Работа в группах. Технология «Мозговой штурм»)

При разработке занятия педагог дополнительного образования  внимательно  изучает:
учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
определяет взаимосвязь содержания  занятий с предыдущими и последующими;
определяет тип и структуру занятия;
формулирует тему, цели, задачи.
Целевые установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.  Для системы дополнительного образования характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому  на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных  творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением  итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

Что первично – цели и содержание или метод?

Метод – это способ достижения цели. В педагогике это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения. В методе находят отражение цели, содержание, принципы, формы обучения. Методы оказывают заметное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации. Именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы. Содержание обучения придает методу ту или иную направленность, характеризующую его сущность.
Содержание обучения выдвигает к методам определенные требования, которые должны обеспечивать:
- активность работы обучающихся, сохранение их учебной мотивации;
- глубокое понимание обучающимися изучаемого материала и прочное его усвоение;
- формирование умения оперировать новыми знаниями;
- предупреждение перегрузки воспитанников.

Как правильно выбрать метод?
Для того, чтобы правильно выбрать метод, необходимо ответить на следующие вопросы:
- Способствует ли метод решению поставленной задачи?
- Соответствует ли метод содержанию занятия?
- Позволяет ли метод обеспечить индивидуальный подход в обучении
- Соответствует ли метод реальной возможности его использования?
Что необходимо подготовить к занятию?
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс:
* раздаточный материал;
* аудио, видео, электронное и др. сопровождение занятия;
* продумывается методика наиболее продуктивного использования наглядного материала;
* продумывается деятельность детей;
* определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии;
* определяется объем и форма самостоятельной работы;
* продумываются физкульт паузы;
* разрабатывается конспект занятия

Основные требования к современному занятию
(Работа в группах. Технология «Мозговой штурм». Методист фиксирует ответы руководителей кружков на доске)
Постановка и комплексное решение на занятии (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса.
Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
Технология обучения. Приемы, методы, средства, формы, способы деятельности на занятии, наиболее эффективные для достижения цели.
Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.
При разработке занятия педагог внимательно изучает:
учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
определяет тип и структуру занятия;
формулирует тему, цели, задачи.

Целевые установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы дополнительного образования характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих технологий.









Формы учебных занятий
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.
(Работа в группах. Образцы таблицы в каждой группе. Знакомство с таблицей-презентацией.
Творческое задание в парах. -Прочитайте внимательно традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе. Дайте характеристику каждой форме занятия. Аналогично проводится работа со второй группой форм учебных занятий).

Лекция
Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.
Семинар
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.
Дискуссия
Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения
Конференция
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности
Экскурсия
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления
Экспедиция
Поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.
Туристический поход
Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.
Учебная игра
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.


Нетрадиционные формы организации деятельности детей
Презентация предмета, явления, события, факта.
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Социодрама
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
Защита проекта
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем
Философский стол
Например, коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п.
“Крепкий орешек”
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
День добрых сюрпризов, «День именинника»
Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость
Конверт вопросов
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке
Выпускной ринг
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.



Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития

Проблема мотивации обучения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности.
Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
Различают понятия «мотив» и «цель». Цель это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие.
Условия для внутреннего мотивирования процесса обучения
Предоставление свободы выбора
Максимально возможное снятие внешнего контроля
Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений обучающегося
Занятие следует организовывать так, чтобы ребенку было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с педагогом.
Важна ориентация педагога на индивидуальные стандарты достижений обучающихся
Личность педагога и характер его отношения к обучающемуся
Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации.
Причина спада учебной мотивации
(Технология «Микрофон». Педагоги по очереди называют условия эффективности учебного занятия, передавая друг другу «символический» микрофон)

У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
Отношение обучающего к педагогу и наоборот.
У девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
Личная значимость творческой деятельности по выбору.
Умственное развитие обучающегося.
Продуктивность внеучебной деятельности.
Непонимание цели обучения.
Страх перед педагогом.

Развитие мотивов обучения
Через усвоение обучающимися общественного смысла обучения
Через саму деятельность обучения воспитанника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Условия, вызывающие интерес обучающегося к учебной деятельности
1. Способ раскрытия учебного материала.
2. Организация работы над предметом малыми группами.
3. Отношение между мотивом и целью.
4. Проблемность обучения.
5. Содержание обучения.
Формирование мотивов учебной деятельности
Словесные
Наглядные и практические методы
Репродуктивные и поисковые методы
Индуктивные и дедуктивные методы
Методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством педагога.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Как изучить мотивацию обучающихся? Методы изучения.
- Наблюдение за поведением воспитанников (во время занятий, в различных видах деятельности).
- Специально-подобранные ситуации (экспериментально-подобранные ситуации): включаются в естественный ход учебного процесса в виде творческого отчета, выставки и т.д.
- Индивидуальная беседа с воспитанниками (прямые и косвенные вопросы педагога о мотивах, смысле, целях обучения для данного обучающегося).
- Анкетирование (массовый сбор материалов в нескольких детских объединениях об отношении воспитанников к обучению).

Самоанализ занятия. Как анализировать свое собственное занятие?
Работа в группах. Карточки с заданиями.
1группа: Проанализируйте организационную сторону занятия, воспитывающую роль занятия. 
2 группа:Проанализируйте содержание занятия.
3 группа: Проанализируйте методическую сторону занятия.

Мастерство педагога во многом определяется умением анализировать собственную деятельность. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма – занятие, то каждому необходимо владеть мастерством его анализа.
Прежде, чем идти на занятие, педагогу необходимо ответить на следующие вопросы:
1.Как запланирована мотивация мыслительной деятельности           обучающихся? Каким путем планируется изложение нового материала?
2. Какова связь ранее усвоенных знаний, как их углубить и развивать в процессе изучения нового? Как организуется деятельность обучающихся?
3. Где и как будут формироваться умения, специальные знания для данного предмета? Какова связь теоретического материала с самостоятельными, лабораторными работами, экспериментами, опытами?
4. Какие дидактические материалы подготовлены к занятию? Роль и место наглядных пособий на всех этапах занятия.
Самоанализ будет конструктивным и качественным, если педагог ответит на вопросы памятки.


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Более детально наблюдение за занятием должно охватывать:
1)       Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в группу, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли обучающиеся к занятию, каковы санитарное состояние кабинета;
2)   Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень  самостоятельности, культура речи;
3)       Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система требований педагога. Приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;
4)       Методическую сторону занятия:
а)  руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;
б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;
в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организована практическая работа;
г)  способы закрепления знаний, выполнения самостоятельных работ;
д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;
5)  Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на занятии как организатора, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающими.
Приложение 3
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ В КРУЖКЕ

1.Общие сведения :
1. Наименование кружка _____________________________________
2. Число воспитанников по списку ________________ присутствовало ____
3. Дата проведения занятия ________________________________________
4. Место проведения занятия ______________________________________
5. Цель посещения занятия ________________________________________

6. Фамилия, имя, отчество руководителя кружка _______________________


2. Конспект занятия :
7. Тема занятия ___________________________________________________
8. Цель занятия ___________________________________________________
9. Наличие конспекта занятия ______________________________________
10. Соответствие содержание занятия рабочему плану ___________________
11. Структура занятия: четкость поставленной цели, подготовка учащихся к занятию, мотивация учебной деятельности ___________________________________


3. Проведение занятия :
12. Оборудование и освещение рабочей комнаты _________________________
13. Технологии, методы, приемы учебной и воспитательной деятельности ____
14. Качество словесного метода руководства ( содержательность объяснений, последовательность в изложении материала, культура речи педагога, использование профессиональной терминологии) ______________________________________
15. Предупреждение и исправление ошибок _____________________________
16. Психолого-педагогические условия занятия (культура общения, санитарно - гигиенические условия, соблюдение ТБ и БЖ)________________________
17. Соблюдение педагогических принципов (преобладающие подчеркнуть) : активности, сознательности, наглядности, доступности, индивидуальности, системности, прочности знаний .

4. Решение воспитательных и учебных задач :
18. Достижение воспитательных целей _____________________________________________________________________________
19. Чему научились воспитанники на занятии ____________________________________
20. Активность воспитанников во время занятия ( в начале, в ходе изучения нового
материала, во время обобщения изученного, при решении проблем) ___________________________________________________________________________
21. Форма подведения итогов занятия ___________________________________________

5. Выводы и рекомендации :
22. Соответствие содержания занятия теме ___________________________________________________________________________
23. Ценность занятия для здоровья, физического и умственного развития, логического мышления, совершенствования знаний, умений, навыков, технических способностей _
24. Уровень занятия: творческий, хороший, посредственный, низкий ______________


25. Рекомендации руководителю кружка ______________________________________





Ознакомлен:
_____________ / ______________________________________________________
подпись Ф.И.О.



Занятия посетили :

__________________ / _____________________________________________________________________
подпись Ф.И.О.
______ / _______________________________________________________________
_____ /________________________________________________________________












Практическая часть: проведение занятия игры – путешествия по теме: «Путешествие в город «Скрапбукинг». Знакомство с техникой скрапбукинг. Изготовление миниальбома». Руководитель кружка Зоря С.В.(План-конспект прилагается)

Итог семинара. (Технология «Микрофон»).
- Вы сегодня узнали много интересного и полезного об уроке ( занятии). Так что же для вас современный урок (занятие)?
(Современный урок (занятие) – это открытие, познание, мотивация,
интерес, профессионализм, рост, ступенька к знаниям, самореализация)
- Каждый педагог имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение.
Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим воспитанников сразу с появлением педагога. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок (занятие). И приходишь к выводу, что неоспоримым является то, что урок должен быть одушевленным личностью педагога. Давайте вспомним нашу притчу. За что визирю дали место при дворе?
- Кто из вас готов набраться смелости и что-то поменять в себе.
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение об учителе. Очень хотелось, чтобы оно сподвигло вас на новые открытия.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Дает корова молоко».
Век 21 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны.

Рефлексия. Заполнение таблицы.

Понятие

Знаю
Хочу узнать
Узнал

Современное занятие
Типы занятий



























Учреждение дополнительного образования
«Городская станция юных техников»
города Тореза










П Л А Н – К О Н С П Е К Т
занятия на тему:
«Путешествие в город «Скрапбукинг». Знакомство с техникой скрапбукинг. Изготовление миниальбома»

Выполнила: руководитель кружка Зоря С.В.














2016год

Цель занятия: познакомить воспитанников с техникой «скрапбукинг», изготовить миниатюрный альбом из одного листа в данной технике,  содействовать развитию у обучающихся познавательной активности, мотивации к занятиям декоративно-прикладным творчеством, самостоятельности, воспитывать аккуратность, уважение друг к другу, интерес к занимательным играм.
Тип урока: изучение нового материала, занятие – путешествие.
Форма организации: групповое практико-ориентированное занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
* словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);
* наглядный метод (показ);
* практический метод (игра – путешествие, выполнение работы).
Наглядное пособие: аппликация поезда, таблички с надписями «Кроссвордово», «Инструментово», «Мастерилкино».
Музыкальное оформление: песня В.Шаинского «Голубой вагон», мелодия «Звук поезда».
Материально-техническое обеспечение учебного занятия:
для педагога:
компьютер (ноутбук);
магнитная доска, магниты;
карточки с изображениями элементов техники «Скрапбукинг»;
инструкционная карта по изготовлению миниальбома;
карточки по технике безопасности;
образец работы.
для обучающихся:
цветная бумага;
клей - карандаш;
салфетки;
ножницы;
картон


Структура занятия:
Организационный этап
Приветствие.
Основной этап
2.1. Игра – мотивация - ознакомление с понятием «Скрапбукинг».
2.2. Инструменты и правила техники безопасности (работа с текстом в группах).
2.3. Выполнение практической части занятия.
3. Заключительный этап.
3.1. Выставка детских работ. Анализ детских работ.
3.2 Рефлексия.
3.3 Подведение итогов занятия педагогом.
3.4 Уборка рабочих мест.

Ход занятия
1. Организационный момент
Руководитель.
-Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в необычный город, название которого вы узнаете чуть позже. Этот город есть только на нашей карте, созданной воображением и фантазией. Предлагаю оправиться в путешествие на весёлом паровозике. На пути к городу вы посетите несколько станций, где будут предложены разные задания и вопросы. Спешите приобрести билеты, поезд уже ждет вас! (На слайде- изображение поезда, вагоны все разных цветов. Дети выбирают билеты и согласно их цвету рассаживаются за столы).
- Пассажиры каждого вагона - это команда. Любая команда должна соблюдать правила, познакомьтесь с ними. (У каждой команды на столе лежат памятки – Приложение 1).

2.Основной этап
Руководитель.
2.1 1станция «Кроссвордово».( Работа в группах)
-  Отправляемся в путешествие! (Звучит звук паровоза и появляется табличка «Кроссвордово».) На пути первая станция «Кроссвордово». Жители этой станции приготовили для вас кроссворд в картинках (приложение № 2).
- Ребята, название предметов помогут вам разгадать кроссворд. И в выделенном столбце вы прочитаете название города, в который мы отправились. Какое слово получилось?
Дети. Скрапбукинг.
Руководитель: Ребята, может кто-то слышал, что обозначает это слово? Ходите узнать, что такое скрапбукинг?(Ответы детей)
-Познакомиться с новым словом нам поможет информация на карточках, которые лежат у вас на столе. Найдите определение слову скрапбукинг. 
(Скрапбукинг – это искусство по изготовлению и оформлению фотоальбомов, рамок для фотографий и картин, буклетов, открыток, подарочных упаковок. Руководитель демонстрирует изделия в технике скрапбукинг). (Приложение № 3).
- Ребята, теперь мы сможем приступить к выполнению работы в технике скрапбукинг?
Дети. Нет.
Руководитель. В чем затруднение? У вас возникла проблема? Какая?
Дети. Мы не знаем технику скрапбукинг!
Руководитель. Молодцы! Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем занятии.
(На экране высвечивается проблема «Как выполнить работу в технике скрапбукинг?»
-Мы прибыли на станцию « Инструментово».
2.2 Физкультминутка «Семья»
(Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику) -Этот пальчик – бабушка. -Этот пальчик – дедушка. -Этот пальчик – папа. -Этот пальчик – мама. -Этот пальчик – я. -Вот и вся моя семья.
2.3 2 станция «Инструментово». Работа в группах, взаимопроверка
Руководитель: Уважаемые пассажиры, чтобы отправиться дальше, необходимо узнать, какие инструменты и материалы необходимы для работы в технике скрапбукинг? Ваша задача - найти в памятке про скапбукинг информацию об инструментах и материалах. Обведите карандашом только те материалы и инструменты, которые необходимы (приложение № 4).
- Молодцы, справились с заданием.
Руководитель: Наш паровозик прибыл на последнюю станцию «Мастерилкино», и мы оказались в городе «Скрапбукинг».
3 станция «Мастерилкино.( Взаимопроверка между группами)
Руководитель: В городе «Скрапбукинг» можно мастерить интересные фотоальбомы, рамочки, пригласительные билеты и много замечательных изделий, напоминающих о каком-либо событии. Сейчас мы посетим выставку, где будут представлены работы в данной технике. (Дети рассматривают образцы изделий в технике скрапбукинг).
- Жители этого города приготовили для вас, ребята, коробочки с разными материалами и инструментами, которые пригодятся вам для изготовления миниальбома. Но вот беда, жители этого города перепутали все таблички с правилами по технике безопасности, помогите им.
- Перед вами карточки с правильным и неправильным применением правил техники безопасности. Выберите только верные таблички и наклейте их в столбик на листочек. (Приложение № 5).
Руководитель:  Молодцы, ребята, вы правильно всё сделали.
2.4 Работа над темой занятия. Демонстрация образца мини-альбома. Подбор материалов.
Руководитель: А теперь мы с вами узнаем, как изготовить миниатюрный альбом всего лишь из одного листа.
-Из каких деталей состоит наш маленький альбом? (Альбом состоит из основы-гармошки для фотографий и украшений и обложки с ленточкой). Сколько понадобится листов для его изготовления? (Всего лишь один лист и украшения). - Куда можно использовать маленький альбом? (Красочная книга будет отличным подарком или карманной записной книжкой).
- Сейчас приступим к изготовлению мини- альбома.
(Руководитель объясняет детям изготовление мини-альбома).
Инструкционная карта по
созданию миниатюрного альбома из одного листа
1. Лист необходимо поделить на 16 одинаковых прямоугольников и сложить гармошкой. Это будет основа. Для этого сложите лист пополам. Используйте специальную палочку, чтобы проводить ею по сгибу для лучшего эффекта. Сложите каждый свободный край пополам по направлению к уже существующему сгибу. Раскройте лист. Он теперь похож на гармошку.

2. Повторите шаг 1, но уже так, чтобы новые сгибы были перпендикулярны уже существующим. Раскройте лист. Теперь он сгибами поделен на шестнадцать одинаковых прямоугольников.

3. Прижмите плоской линейкой лист по одной из линии сгибов. Канцелярским ножом проведите вдоль линейки точно по сгибу, разрезая лист, но не до конца, а до начала последнего прямоугольника. Таким образом сделайте три разреза так, чтобы в результате получилась буква «М». (За неимением такого ножа можно разрезать обычными ножницами).

4.Теперь вспомните принцип лабиринта, чтобы получить книжные странички. Начните складывать гармошкой левую ножку «М» (она должна лежать «ножками» к вам, а не от вас). Дойдя до самого верхнего, последнего в этом ряду прямоугольника, переложите кипу на следующий ряд и складывайте гармошку уже вниз, до нижнего среднего прямоугольника. Таким образом, у вас получится основа странички для мини-альбома. Отложите пока основу в сторону.


5. Сейчас вы сделаете части обложки. Вырежьте кусок картона для твердой подложки обложки. Также вырежьте кусок декоративного картона, которым будете оборачивать твердую подложку обложки. Намажьте клеем картон-подложку и приклейте в центр декоративного картона-обложки.

6. Чтобы получить полноценную обложку, нужно срезать углы. Срезайте углы так, чтобы от уголка картона-подложки до линии среза было 0,2 см. Используя линейку и специальную палочку, продавите неглубокие бороздки вдоль сторон подложки. Затем согните «крылья» вокруг подложки, подготавливая их к следующему этапу.

7. Намажьте «крылья» клеем. Начинайте приклеивать их следующим образом: согните одно «крыло» и прижмите к подложке плавным движением сверху вниз. Подержите прижатым несколько секунд для лучшего схватывания клея. Таким образом приклейте все четыре крыла. Пока клей еще мокрый, пробежитесь специальной палочкой по ребрам обложки для лучшего эффекта.

8. Начинайте собирать книгу. Положите две части обложки бок о бок лицевой стороной вниз – между ними должно быть 1,3 см. Проведите клеем в середине обложек. Приклейте тесьму (для завязочек) длиной 30 см так, чтобы с каждой стороны была одинаковая длина завязок. Обложка готова.

9. Теперь снова возьмите основу-гармошку. Чтобы сделать полноценную книжку, теперь достаточно приклеить две внешние странички основы к обеим частям обложки. Не перепутайте! На обложки клеится только одна страничка, проследите, чтобы было правильное направление сгибов внешних страничек основы – от себя. В результате должны получиться семь сдвоенных страниц.
10. Альбом готов.


Ребята, с помощью украшений оформите красочно его обложку. Фантазия и творчество приветствуются.
2.5 Практическая работа. (Музыкальное оформление)
Самостоятельное выполнение детьми мини-альбома. (На столах лежит инструкционная карта. Руководитель кружка следит за правильностью изготовления работ. Оказывает помощь.)
2.6 Физкультминутка
2.7 Заключительный этап
Выставка детских работ. Анализ работ детского творчества.
2.8 Рефлексия
Руководитель: Дайте оценку своей деятельности на занятии, продолжите предложения (Выслушиваются ответы детей).
Легче всего мне было
Для меня было особенно трудно.
Дома я расскажу, что на сегодняшнем занятии
Моя работа в группе заключалась в .
2.9 Итог занятия.
Руководитель: Вот и закончилось удивительное путешествие в город Скрапбукинг. Что нового вы узнали во время путешествия? Думаю, оно было увлекательным и запомнится вам надолго. Жители города «Скрапбукинг» желают вам больших успехов, и с нетерпением будут ждать новых встреч с вами. Всем спасибо за работу.
3.0 Уборка рабочих мест.

































Приложение № 1

Правила работы в группе
Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
Предлагая способ решения, говори спокойно и чётко, только по делу.
Умей внимательно слушать других, уважай мнение собеседника.
Называй собеседника по имени.
Если не согласен с мнением других, не перебивай и не кричи. Пользуйся вежливыми фразами.
В группе согласуется общее решение. Представитель группы защищает согласованное решение перед другими ребятами.



















Приложение № 2

Кроссворд



с










к





р










а






п








б








у










к








и







н







г

















Приложение № 3
Скрапбукинг – это искусство по изготовлению и оформлению фотоальбомов, рамок для фотографий и картин, буклетов, открыток, подарочных упаковок, личных дневников, пригласительных билетов.
Само слово «скрапбукинг» в переводе с английского означает «альбом из вырезок», «книга из вырезок» от английского слова «scrapbooking» (scrap – вырезка, book книга).
Скрапбукинг для начинающих является разновидностью ручного творчества. Он подарит каждому шанс научиться создавать собственными руками оригинальные вещи.
Данный вид искусства появился относительно недавно и сразу обрел большую популярность во всем мире. Поэтому, чтобы красиво и стильно все оформить, необходимо знать некоторые особенности и правила скрапбукинга.
Особенность техники скрапбукинга – сочетание различных материалов: специальной бумаги для скрапбукинга, лент, кружева, завязок, ажурной бумаги, фотографий, газетных вырезок, фрагментов из книг. Вторая особенность скрапбукинга – это то, что это всегда авторская, ручная работа.

Приложение 4
Инструменты и материалы для скрапбукинга
Альбомные листы
Клей
Бумага цветная и гофрированная
Картон
Различные ленточки, бантики и шнурки для декорирования
Мелкие памятные вещи, например билеты в кино, валентинки, мелкие ракушки
Ножницы для резки бумаги, обычные и с режущими фактурными краями
Линейка
Вырезки из журналов, кусочки ткани и самоклеящиеся листочки
Фигурные дыроколы



Приложение № 5
Держи ножницы концами вверх.
Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
Не режь ножницами на ходу.
Ножницы во время работы держать лезвием к себе.
Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед.
Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению.
С клеем обращаться аккуратно, следи, чтобы он не попадал в глаза;
Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть разомкнуты;
Навести порядок на рабочем столе после окончания занятия;
После окончания работы руки и кисточку промыть водой.
Передавать ножницы разомкнутыми лезвиями вперёд;
Передавать ножницы нужно кольцами вперед.

























Список литературы:
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.
Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 1997. - №1. – С. 30-32.
Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М.: Ладога - 100, 2002.
Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю.Н. Кулюткин – М.: Просвещение, 1989 . – 128 с.
Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.
Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А.П. Ситник – М.:  Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.
Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65
.          





Рисунок 2Рисунок 4Рисунок 8Рисунок 9Рисунок 11Рисунок 9