Статья Гражданско — патриотическое воспитание на уроках истории и обществоведения


Гражданско – патриотическое воспитание
на уроках истории и обществоведения
Из опыта работы учителя Т.Г.МуравскойПатриотические чувства можно формировать не только на примере героического прошлого всей страны. Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история города, района, в котором проживают дети и их родственники. Не случайно в школьную программу внедряются краеведческие учебные курсы. С 2009 года в нашей школе проводится факультативный курс «Страницы истории Полоцка и Новополоцка» для учащихся 8 – 10 классов.
Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников. Ежегодно мои ученики принимают участие в работе Школьного научного общества и городской конференции исследовательских работ учащихся «Под знаком XXI века» в рамках секции краеведения. Так, в 2013 году Полетай Христина с работой «Культурная жизнь современного Полоцка» завоевала диплом II степени. Непременным компонентом патриотического воспитания историей наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества и истории родного края должно стать изучение учащимися истории своей семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Ещё один участник школьного научного общества Когаленок Константин в 2014 году с работой «Свет негасимый писем фронтовых» завоевал призовые места на городских и межрегиональных конкурсах.
С 2011 года в школе ведется работа в рамках республиканской программы «Без вести павшие…» по увековечиванию памяти воинов – земляков, погибших во время Великой Отечественной войны. За истекший период составлен банк данных на 112 человек, многие из которых не числятся в Книге памяти Полоцкого района. После передачи этих сведений в городской исполнительный комитет, будет принято решение о внесении этих имен на памятники и в Книги памяти для дальнейшего увековечивания.
В программе изучения истории Беларуси для 10 класса особое место занимает факультативный курс «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)». Патриотическое воспитание осуществляется путем показа героической борьбы, подвигов, талантов белорусских граждан - примеров для подражания. Причем, раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и полководец Петр Багратион, летчик Николай Гастелло и разведчица Лилия Костецкая, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны. Не хотели, тем не менее, на смерть шли. Известный педагог В. А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну-студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя»
Гражданско-патриотическое воспитание включает формирование высоких нравственных качеств учащихся. В учебниках истории редко просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта и т. д. И если учащиеся даже хорошо знают заслуги перед Отечеством К. Калиновского, Т. Костюшко, А. Полоцкого, О. Шмидта, П. Машерова, В. Карвата, Ж. Алферова и других достойных сынов Отечества, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности. Чтобы показать мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших город с ополченцами, включаются в рассказ слова генерала Н. П. Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». Учащимся предлагается назвать нравственные черты, характеризующие этот подвиг.
Патриотическое воспитание историей не должно сводиться к военно -патриотической пропаганде. Его, прежде всего, необходимо направить на формирование у учащихся чувства гордости за достижения отечественной культуры. В 6 – 7 классе перед глазами детей встает целая галерея знаменитостей: Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Всеслав Чародей, Яков Полочанин, Вячко, Витовт. Изучая борьбу Полоцкого княжества с крестоносцами, вместе с детьми мы рассуждаем про истоки подвига белорусских защитников Кукенойса Якова Полочанина и Давыда Городенского, оцениваем жизненный подвиг великой заступницы Евфросинии и глубокий патриотизм Франциска Скорины.
Одним из главных компонентов патриотического воспитания является национальная культура. Поэтому традиционно в январе проводится Неделя белорусской культуры, которая содействует осознанию детьми своей этнической принадлежности, воспитанию уважительного отношения к своей истории, традициям, родному языку.
Одной из наиболее важных задач гражданско –патриотического воспитания является формирование у учащихся позитивного правосознания. Моя главная задача - сформировать у учащихся отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод, а также сформировать понимание учащимися таких категорий как "справедливость", "равенство", "свобода", "достоинство", "права и обязанности человека", "демократия" и выработать навыки их реализации в повседневной жизни. В этом направлении особое место занимает курс обществоведения в 10 – 11 классе. Содержание патриотического воспитания невозможно без усвоения гражданской культуры, которая включает в себя правовую, политическую, трудовую, природоохранную, экономическую и миротворческую культуры. Работа по формированию у учеников гражданской культуры включает воспитание ответственности за свой дом, развитие национального самосознания, знания своих прав и обязанностей, уважение к законам страны, готовность выполнять их.
Таким образом, именно на уроках истории ученики знакомятся с важнейшими событиями и фактами в истории человечества, в них вырабатываются умения самостоятельно ориентироваться в событиях и оценивать их. Изучение истории Беларуси в контексте с всемирной историей создаёт особо благоприятные условия для патриотического воспитания, патриотического мировоззрения, которое формируется на исторической памяти , на воспоминаниях про наиболее яркие события прошлого народов разных стран и прежде всего своей Родины.