План самообразования учителя истории и обществоведения высшей категории Подройкиной Л.В.


Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г.Новочеркасска.
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя истории и обществознания
высшей категории
Подройкиной Лидии Владимировны

Новочеркасск - 2015
Две-три мысли, два-три впечатления
поглубже выжитые в детстве, собственным
усилием (а если хотите, так и
страданием),
проведут ребенка гораздо глубже в
жизнь,
чем самая облегченная школа…
Ф.М. Достоевский.
Сведения об учителе:
ФИО: Подройкина Лидия Владимировна
Год, число и месяц рождения:  1948 год, 27 декабря.
Образование: высшее, 1981 год – Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт, специальность «История и обществоведение», квалификация «учитель истории и обществоведения».
Сведения о дополнительном профессиональном образовании:
2015 год (с 12.01.15 по 24.01.15) – Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», по проблеме: «Формирование социальных компетенций у обучающихся с ОВЗ в контексте основных направлений ФГОС», в объёме 72 часа.
Должность: учитель истории и обществоведения ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №1 г.Новочеркасска.
Квалификационная категория на момент аттестации: высшая;
общий стаж: 47 лет;
педагогический стаж: 47 лет;
в аттестуемой должности: 26 лет;
в данном учреждении: 21 год (№ 1, дата 31.08.94 г. распорядительного документа о назначении на аттестуемую должность)
План самообразования
по теме
«Информационные технологии
на уроках истории»
Условия возникновения данной проблемы. 
С появлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности «информационного общества».2.    Актуальность проблемы.
Нельзя представить себе образованного, культурного человека, незнающего основ истории и общества.   Одна из задач коррекционной школы на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья основные базовые понятия по истории и обществоведению, но и научить работать с разнообразными носителями информации. Сегодня одним из направлений модернизации системы исторического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память обучающихся воспитанников с нарушением интеллекта.   Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять-семь лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого воспитанника с ОВЗ осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы дети с нарушением интеллекта активно, с интересом и увлечением работали на уроке, видели плоды своего труда и могли их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Цели:
1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
4) совершенствование методики обучения истории и обществоведения детей с нарушением интеллекта на основе повышения уровня культуры субъектов-участников образовательного процесса.
Задачи:
Поддерживать мотивацию обучающихся, стимулировать участие в конкурсах и викторинах, творческой авторской деятельности.
Совершенствовать современные педагогические технологии в курсе изучения предметов истории, обществознания, права.
Улучшить качество нравственно-духовного, морального воспитания личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Основные формы работы с информационными технологиями на уроках:  Непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.  Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса историческими картами, то с использованием интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять. 
Несколько вариантов презентаций:     - лекционная презентация,       - «плакаты»,       - «тройное действие»,       - интерактивные презентации.  
Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций,  докладов, выступлений учителя или обучающихся.  Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый стиль (шаблон) оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму. На слайды помещаются только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции раскрываются и развиваются. Следует помнить, что человеческому сознанию требуется некоторое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед ним появилась. Поэтому обычно слайд демонстрируется на экране не менее 10 - 15 секунд.   «Плакаты» - это  демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть хорошего качества и крупного размера. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на учителе, который комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы учеников. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия.  «Тройное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. В результате – при правильном распределении внимания обучающихся, мы задействуем три механизма восприятия: зрительно-образное, связанное с фотографиями, слуховое, связанное с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительное зрительное, связанное с одновременным чтением предлагаемого материала.  Интерактивные презентации. Подобного типа презентации наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке во время факультативных занятий и практикумов. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему.
Ряд преимуществ:    1. Потери рабочего времени на уроке сведены к минимуму, так как деятельность ученика запрограммирована. Кроме того, при минимальных затратах времени можно проверить знания всех учащихся класса, например, при помощи МИНИ – ТЕСТА,  осуществить самопроверку или взаимопроверку (выставление правильных ответов на слайде), при этом, учащиеся могут сами дать оценку своей работе или работе одноклассника (ученики знакомы с критериями оценок).  Таким образом, на уроке появилась возможность организовать и оценить работу каждого ребенка, причем оценить немедленно, что очень важно для поддержки  мотивации ученика.   2. Без дополнительных затрат времени учитель может включить в урок – презентацию видеофрагмент, вопросы к нему, организовать работу учащихся с видеофрагментом.   3. С помощью системы вопросов и заданий, выставленных на слайде, организуется работа с текстом учебника, документа, рисунка.    4.  С помощью логических схем (на слайде) можно сравнивать содержание различных источников. Это позволяет развивать критическое мышление учащихся.   5. Слайд может содержать таблицу и инструкцию по ее заполнению с обязательной проверкой таблицы.    6. Затраты времени учителя при создании презентации значительные. Но в последующем затраты сводятся к незначительным изменениям в слайдах, это экономит время педагога и направляет его усилия на совершенствование урока – презентации. 
Содержание задания на слайде предлагаются в различных формах: - прослушай, фрагмент лекции и ответь на вопросы...,  - по рисунку на слайде, опиши…, - в тексте документа (на слайде), найди «...» , сравни, как это описано в твоем учебнике,- продолжи в своей тетради логическую цепочку рассуждений «...» (логическая цепочка на  слайде),- просмотри и прослушай, как происходило сражение, используя план сражения на слайде, расскажи о сражении (или отдельном этапе сражения),- на основе фрагмента из фильма, рисунка на слайде и текста учебника  составь план сражения.
Возможны и другие формы организации деятельности учащихся. С помощью  заданий на слайде можно активизировать познавательную  деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Используются  следующие компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. 
Текстовый редактор Word используется для создания простых дидактических материалов, которые  предлагаются обучающимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, иллюстрациями и контрольными вопросами. При подготовке к урокам и во внеурочной деятельности используются программы: Электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных.. Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.  
Вторая форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории и обществознанию;
повышения мотивации к занятиям историей и обществознанием.
внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на заседании МО учителей – предметников.
 Форма самообразования: индивидуальная.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Основные направления Действия и мероприятия Сроки
реализации
Профессиональное 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории (+ ФГОС). регулярно
Психолого-педагогические 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  регулярно
Методические 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания
3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района
10. Выступать с докладами по теме самообразования.
11.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории.  
регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
 
регулярно
регулярно
 
 
 
 
Информационно-технологические технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии.
3. Мастер-класс «Использование дидактических игр на уроках истории».
4. Зарегистрироваться на сайте «Про. школу», обмен методикой
5. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. регулярно
регулярно
Охрана здоровья 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни. регулярно
регулярно
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 2011-
2012 1.Курсы повышения квалификации учителей.
2.Выступление на заседании школьного МО учителей предметников.
3.Изучение литературы.
Прогностический 1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 2012-
2013 1.Выступление на заседании школьного МО учителей по темам:

Практический 1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
4. ЕГЭ.
-Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ЕГЭ.
- Разработка памятки для учащихся средней школы «Как писать эссе по истории » 2013-2014 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:
«Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках истории для учебного успеха».
2.Открытые уроки на школьном уровне.
3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками  
Обобщающий 1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 2014-
2015 1.Выступление на заседании районного МО учителей по теме «Обновление исторического образования в контексте перехода на новый учебный план».
2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках истории»
4.Консультативная помощь учителям и учащимся.
5.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
 
Внедренческий Распространение опыта работы. 2015-
2016 1.Принять участие в открытом форуме учителей истории по проблеме.
2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте
План работы на 2015-2016 учебный год.
Информационное обеспечение. Работа с документами.
№ Содержание деятельности Сроки проведения
1. Планирование работы на новый учебный год. Август
2. Тема самообразования: Информационные технологии на уроках истории ноябрь
3. Изучение методических рекомендаций учителями на 2015-2016 учебный год. в течение года
4. Утверждение календарно-тематического планирования в соответствии с программно-методическим обеспечением август
5. Работа над портфолио профессиональных достижений. в течение года
6. Отчёт об участии учащихся в школьном этапе олимпиад. Октябрь - ноябрь
7. Знакомство с новой учебно-методической литературой по предметам. в течение года
8. Составление материалов для промежуточного и итогового контроля. в течение года
9. Повышение квалификации на курсах для учителей истории.
По графику
10. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. регулярно
Научно-методическая.
№ Содержание деятельности Сроки проведения
1. Продолжить изучение основных направлений ФГОС второго поколения. В течение года
2. Взаимное посещение уроков. В течение года
3. Проведение открытых уроков. В течение года
4. Участие в заседаниях метод советов. В течение года
Работа с учащимися.
№ Содержание деятельности Сроки проведения
1. Создание программы работы сентябрь
2. Подготовка учащихся к конкурсам, викторинам и олимпиадам. Октябрь-декабрь
3. Подготовка учащихся к историческому диспуту, посвящённому Дню Независимости России Сентябрь, октябрь
4. Подготовка учащихся к Викторине, посвященной ВОВ март
5. Оформление стенда «Бессмертный полк» сентябрь
6. Подготовка учащихся к мероприятию посвящённому дню Конституции. декабрь
7. Подготовка и проведение школьной предметной недели по истории. март
8. Подготовка и проведение мероприятий посвящённых ВОВ май
Предполагаемые результаты самообразования:
Повысить качество преподавания предмета
Научить детей работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
создать комплекты педагогических разработок.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие улучшению качества обучения в изучении предмета.

Необходимая литература:
Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004г.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004г.
 Борисюк В.И. Основные идеи и идеологии постиндустриального общества: особенности эволюции в информационном мире.// Преподавание истории в школе №4 2004г. 
 Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М., Просвещение, 2008г.
http://prepod.km.ru/ - Педагогика школьного творчества. Проект по обмену опытом учителей гуманитарного цикла (история и право), методика преподавания, школьные праздники, источники по истории и праву.
http:// www.openclass.ru