Программа кружка художественно-творческой направленности «Палитра» для обучающихся средних классов


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дивногорская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №
от «____»_____________2014г.
Руководитель ШМО

____________ /Симутина В.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
___________/ Коробкина Е.Ю..

«____»_________________2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________/ Ульянова Е.В.
«____»________________2014г.


Программа кружка
художественно-творческой направленности
«Палитра»
для обучающихся средних классов
Составил: Симутина В.В. учитель изобразительного искусства

С.Селявное
2014
Пояснительная записка
Направленность программы «Палитра » является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации –кратковременный (1 год).
Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также знакомятся с новыми изобразительными техниками.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы, активизируется участие детей в различных художественных конкурсах., олимпиадах.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи:
воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основа приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления;
техническая – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания, формируют коммуникативные навыки.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-14 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства, осваивать различные техники.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, 34 часа в год.
Предполагается работа с одарёнными детьми. Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам, участие в художественных конкурсах.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Тематическое планирование занятий
Теоретическая часть.
Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
Календарно-тематический план

занятия Тема Количество часов Дата проведения занятия
По плану Фактичеки1. «Вкусная сказка». Рисуем кофе. Условия безопасной работы. Введение в образовательную программу. 1 2-3. «Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. 2 4. Рисуем пятном. Знакомство с японской живописью. 1 5. Техника «Сухая кисть» 1 6. «Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. 1 7. «Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. 1 8. Анималистический жанр. 1 9. «Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. 1 10. Пластилинография. 1 11-12 «Красоту нужно уметь замечать». Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой монотипии. 2 13. Рисуем птицу. Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. 1 14. «Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. 1 15. «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.
1 16. «К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. 1 17-18. «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция. 2 19 Знакомство с пастелью. Мастер классы работы с пастелью. 1 20-21. Выполнение творческой работы в технике пастели. 2 22. «Кто живёт под снегом». Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). 1 23. «Красивые рыбы». Гуашь. Беседа с показом иллюстративного и природного материала. 1 24-25. Экскурсия в картинную галерею г.Лиски. посещение выставки живописных и графических работ местных художников. 2 26. «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. 1 27. «Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ 1 28-29. «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: красок , мелков. Ритм пятен и линий. 2 30-31. «Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Гуашь. 2 32-33. «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. 2 34. Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев 1 Всего часов: 34