Конспект урока на тему Графический портретный рисунок (6 класс)




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Чехова Московской области




План – конспект урока
в 6 классе
по теме
«Графический портретный рисунок
и выразительность
образа человека»











Составитель учитель искусства
Чаврина Мария Алиевна






г. Чехов. 2014г.



Тема урока: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека»
Тип урока: комбинированный
Цели:
Закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека. Познакомить учащихся с особенностями графического портрета.
Систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.
Задачи:
Изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.
Развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.
Воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Педагогические технологии, применяемые на уроке:
- личностно - ориентированные технологии;
- компьютерные (информационно – коммуникативные) технологии;
- игровые технологии.

Ход урока

Организационный момент
Слайд №1.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Девизом многих русских художников могли бы стать слова Ф. М. Достоевского о том, что красота спасёт мир. Многие из них сознательно ставили себе целью преобразовать с помощью искусства внутренний мир человека, сделать его гуманнее, значительнее, масштабней. Давайте окунёмся в мир портретной живописи великих мастеров.








Поисковый этап урока
Слайд №2.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно задачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живописное пересоздание» образа человека. Не случайно возникает желание не просто узнать в портрете себя, а может быть, даже открыть что-то новое в себе.
Я не случайно закончила этот видеоряд отрывком из художественного фильма «Портрет Дориана Грея», вы его сейчас изучаете по литературе. В этом романе главный герой меняется после того как написали его портрет. Мы сейчас не будем вдаваться в литературный анализ произведения. А вот проанализировать увиденные картины вам необходимо, что бы ответить на вопрос -
Слайд №3.
Портрет должен передавать индивидуальные особенности человека, передавать характер и настроение или достаточно внешнего сходства с потретируемым?

Слайд №4.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Н. Гоголь был дружен с художником А. Ивановым, создателем великого полотна «Явление Христа народу» и есть мнение, что в повести «Портрет» строки, описывающие молодого художника, приехавшего из Италии, посвящены одному из просмотров его картин:
«..Всё тут казалось соединилось вместе: дышавшее в окончательном совершенстве кисти. Но властительней всего видна была сила созданья, уже заключенная в душе самого художника. Последний предмет в картине был им проникнут; во всем постигнут закон и внутренняя сила. Везде уловлена была эта плывучая округлость линий, заключенная в природе, которую видит только один глаз художникасоздателя и которая выходит углами у кописта. Видно было, как всё, извлеченное из внешнего мира, художник
заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью. И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданьем и простой копией с природы».



В этих словах, как раз и кроется смысл назначения творческого поиска художника. Не просто копировать природу, то есть передавать сходство с натурой, а выражать своё отношение к тому, что изображает.


III. Систематизация и закрепление знаний

Вспомним, что мы с вами знаем о жанре портрета. С этой целью решим кроссворд, что поможет нам обобщить знания о портрете.

Слайд №5
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Вопросы кроссворда:
Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)
Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)
То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)
Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)
Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)
Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)
Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

Игра «Угадай настроение».
Учитель раздаёт карточки (8 штук), по желанию, с изображением схемы работы мимических мышц. Стоя у доски, каждый участник, показывает работу этих мышц на своём лице, остальные дети угадывают передаваемое настроение.






Слайд №6 – 8

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рассмотрим репродукции на этих слайдах:

- Какие особенности графики позволяют художнику выявить самое главное в индивидуальности человека? (Условность и лаконичность графического языка)
- Какими материалами работают в графике? (сангина, пастель, карандаш и уголь, а так же восковые мелки и тушь)
- Что является основными средствами выражения в графике? (линия и пятно, в том числе штриховое.)


Физкультминутка:

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Все у нас пойдёт на лад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.


IV. Постановка, художественной задачи.

Слайд №9
Цель:
Развивать понимание того, что в портрете должен выражаться характер и внутренний мир человека.
Задача:
Выполнить рисунок в технике графика.
Написать вывод о проделанной работе по плану.
(план синквейна лежит у вас на столе)
Один из вопросов кроссворда определил конкретную тему нашего урока, вам осталось определить её.








Слайд №10

На прошлом уроке вы принесли мне свои фотографии, я выбрала некоторые из них, давайте мы на них посмотрим.
- что вы можете о них сказать? Вы узнали родителей своих одноклассников? По каким признакам вы это определили?
- так вот сегодня на уроке вы должны будете в технике графика создать портреты своих близких. Это может быть семейный портрет, лирический или камерный портрет мамы или папы. Главное, он должен отражать настроение. Представьте, каким он будет лирическим, героическим, задумчивым и т.д. Делая зарисовки, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица (вывешивается таблица пропорций).


С .. числа открывается Всероссийский конкурс «Моя семья», я предлагаю вам принять в нём участие, а сегодняшняя работа станет подготовительным этапов вашей композиции на эту тему.


Практическая работа

(Звучит музыка.)
Во время практической работы учитель делает целевые обходы.
Контроль организации рабочего места.
Контроль правильности выполнения приемов работы.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Контроль объема и качества выполняемой работы.



VI. Итог урока

Проводится выставка работ учащихся. В написанных синквейнах, дети выражают своё позитивное отношение к родителям.
– Сегодня мы с вами на практике убедились, и этому пример, замечательная выставка из ваших работ, что жанр портрет по праву может считаться “зеркалом” человеческой души. А созданный графическими средствами портрет дает нам возможность передать характерные черты человека и его индивидуальность более быстрыми в исполнении средствами.

VII. Домашнее задание.



Заголовок 315