Открытый урок по музыке в 6 классе на тему: : Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена.


Открытый урок музыки в 6 классе
Тема: Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена.
Раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки.
Дата проведения урока ______________
__________________________________
__________________________________
Цель урока: осознание стилистических особенностей музыки Ф. Шопена, знакомство с жанрами камерной музыки инструментальной миниатюры музыки Ф. Шопена.
Задачи урока.
Обучающие: помочь обучающимся почувствовать удивительное своеобразие, тончайшую поэтичность музыки Ф. Шопена, ее связь с национальными особенностями польской музыки, исторической обстановкой того времени; познакомить обучающихся с произведениями Ф. Шопена, выяснить музыкальное содержание музыкальных произведений.
Развивающие: развивать наглядно – образное, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать, аргументировать, музыкальную память, ладо – гармонический слух, певческие навыки.
Воспитательные: воспитание чувства гражданственности, любви к Родине.
Тип урока: комбинированный, углубления знаний.
Форма проведения: урок- презентация.
Слушание музыки: Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор. Ноктюрн (си мажор).
Скерцо (си бемоль-минор).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, инструмент фортепиано, кроссворд, учебник Сергеева Г.П., Критская Е.Д.. Музыка. 6 класс. М.: Просвещение, 2014г.
 
Ход урока:
Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок.
Звучит фрагмент «Баллады g – moll». Приветствие!
Актуализация опорных знаний:
Мотивация учебной деятельности. (Сообщение темы и цели урока).
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством этого композитора. Тема нашего урока называется: «Могучее царство Ф. Шопена». Его цель – проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.
Изучение нового материала.
Послушайте музыку и определите стиль композитора, к какому композитору ее можно отнести?
Слушание Вальса и Полонеза.
Догадались?
Узнайте по описанию, о музыке какого композитора, пианиста - виртуозе мы сегодня будем говорить.
- Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы
- Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки.
- Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как  (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
- Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств – вот что главное!
Сообщение биографических данных.
Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?
Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.
Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора, его аристократические руки. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.
Исполнение «Ноктюрн Шопена» музыка С. Савенкова, слова Т. Тарасовой.
Музыку Шопена пронизывает, с одной стороны, лиризм, тонкость передачи различного настроения, с другой – трагизм и героика. (стр. 98, 2 абзац).
Шопен возродил на романтической основе прелюдию, которая является смысловым центром, отражающим определенное “движение и жизнь души”. 
Слушание Прелюдии № 7 и прелюдии № 20. Обсуждение музыки.
Какой образ создают прелюдии? О чем нам хочет поведать, рассказать Ф. Шопен? Что изображает музыка, какие чувства передает?
-- Живя вдалеке от родины, он всегда думал о ней, все мои мысли, чувства, переживания – это его музыка. В ней слышится и боль, и страдание, и порыв, и горечь утрат, и любовь, и вера, и глубокая печаль. Трагедия польского народа стала моей личной трагедией. Бывают в жизни обстоятельства, когда не возможно ничего изменить. В чужой мне стране он познал славу, уважение, признание, успех, его окружали творческие люди, нашел любовь – не это ли вы скажите счастье?! Для изгнанника нет счастья выше, чем быть с Родиной и жить для неё!
Давайте Послушаем в Исполнении выдающегося пианиста Святослава Рихтера
Этюд № 12 и Прелюдию № 24, Что объединяет эти два разных жанра, что до нас хочет донести композитор, что можно сказать о музыке?
Мечтатель пылкий, благородный,Властитель фортепьянных сцен,Поэт мелодии народной -Все это Фредерик Шопен.Кудрявой музыке внимая,Я слышу волн бурлящий плеск,И брызги солнечного мая,И октября стеклянный блеск,И зов Отечества суровый,И революции простор.Вот пианист насупил брови,Вступая в "Си-бемоль-минор".Звеня аккордом фортепьянным,Играет пенная волна.Наплывом колдовским и страннымВ себя вбирает зал она.Расправив, словно крылья, плечи,Как ангел, невесом и чист,Парит весь фортепьянный вечерНад залом хрупкий пианист. 
Владимир Ефремович Шостак

-Что хотел подчеркнуть автор стихотворения? Какое отношение к музыке Ф.Шопена передал Владимир Ефремович Шостак?
- Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф.Шопен?
Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему?
Действительно ли Ф.Шопен уехал из страны, когда узнал о польском восстании?
Какие жанры миниатюры были близки Ф.Шопену? (Прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки).
Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальность).
Что отличает музыку Фридерика Шопена, с чем связана его музыка?
Что же отличает музыку Ф. Шопена? Конечно, Родина, к которой был очень привязан Шопен, и его судьба тесно переплеталась с судьбой Родины. 
Какое на родине утро!
Какие луга и леса,
Сверкает роса перламутром.
Родная земля...Эх! Краса!
Здесь пахнет полынью, травою,
Молодою зелёной листвой
Ах, родина , только с тобой
Я связан навек судьбой!
-- Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами. Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 – х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. В этом смысле в высшей степени характерна его «Баллада соль минор».
Слушание – кода «Баллады g – moll».
Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней?
Ученики: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе.
Учитель: В ней нашли отражение чувства поляка – аристократа и революционера – романтика. Сам Фридерик Шопен вынужден был уехать и жить за границей вдали от горячо любимой им родины, Польши, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение.
Итог урока.
Кроссворд: “Шопен” - по вертикали. (Вопросы для закрепления материала).
Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”.
Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?
Любимый инструмент Шопена.
О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”?
Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?

 Вокально – интонационная работа.
Дидактическая задача – развитие навыков вокального интонирования
- дыхание;
- распевка;
-пение главной мелодии Ноктюрна (вокализ).
Родина, вот о чем каждый должен гражданин думать. Задумайте, а что для вас Родина…
Исполнение песни «Зима» музыка и слова А.Осировского.
Рефлексия.
Учитель: Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена?
Вопрос: Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?
Сформулируйте и задайте друг другу вопросы (работа в парах). Оцените. Поставьте баллы. Подсчитайте общий балл – поставьте оценку.
Примерные вопросы:
Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф. Шопен.
Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему.
Действительно ли Ф. Шопен уехал из страны, когда узнал о польском восстании?
Какие жанры миниатюры были близки Ф. Шопену (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки).
Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (Танцевальная)
Что отличает музыку Фредерика Шопена, с чем связана его музыка?
Что же отличает музыку Ф. Шопена? Конечно, Родина, к которой был очень привязан Шопен, и его судьба  тесно переплеталась с судьбой Родины. 
 
Урок проводился в МБОУ "СОШ№3" города Череповца  Воогодской области.
Положительные отзывы:
1. Есть наглядность и хорошая презентация.
2.Замечательный контакт с учениками.
3.Выдержаны этапы урока.
4 .Показаны различные формы деятельности.
5 Вообщем урок понравился.
Отрицательные:
1.Вообще не понравилась тема и сочетание художественных и музыкальных образов.(это не я придумала ,всё из учебника и программы)
2.Учитель малоэмоционален.
3.Ученики не активны (испугались большого количества учителей.
4.Времени не хватило на рефлексию( хотя  я торопилась)
5.Работа вгруппах вообще ,по мнению коллег ,не должна быть такой ,её не было!
6.Не такая была песня( не понравилась коллегам)