Конспект урока в 3 классе Образы природы в музыке


Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 3-м классе по теме: "Образы природы в музыке и живописи"
Учитель музыки Мельниченко Н. В.
Краснодарский край,
город Курганинск,
МАОУ СОШ №4
Тема: Образы природы в музыке и живописи.
Цель:
- учить видеть и использовать краски состояния утренней и вечерней природы;- учить слышать и передавать в собственном исполнении настроение утра и вечера.
Оборудование: портрет Эдварда Грига, аудиозапись, картины художников с изображением утреннего и вечернего пейзажа, 2 палитры (с теплыми и холодными красками), карточки со словами: флейта, силуэт, храм природы, Эдвард Григ; образцы пейзажей: утро и вечер; изображение флейты.Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
Есть просто храм,Есть храм науки.А есть природы храм – С лесами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам.С.Смирнов.
- Как вы думаете, какому храму будет посвящен наш урок?
(На доску помещается карточка «ХРАМ ПРИРОДЫ».)
- Чтобы увидеть и услышать красоту природы, мы совершим экскурсию в картинную галерею.
- Природа бывает разная: спокойная, шумная, ветреная, дождливая и т.д.
- Поиграем в игру «Палиндром» или «Бегущий назад», чтобы узнать, о какой природе пойдет речь на уроке.
(На доску помещаются карточки с надписями: орту и речев, а на обратной стороне изображены образцы пейзажей: утро и вечер. Дети прочитывают слова, а учитель переворачивает эти карточки.)3. «Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт».
- Послушайте, о каком времени суток я прочту?
Ясно утро. Тихо веетТеплый ветерок;Луг, как бархат зеленеет,В зареве восток.И.Никитин.
- В каком состоянии природа? (Спокойная, тихая, теплая.)
- Послушайте музыкальную загадку и скажите, созвучны ли стихотворение и музыка?
(Учитель предлагает послушать «Утро» Э.Грига.)
- Расскажите об этой музыке по плану:
названиекомпозиторисполнителиладформадинамикатемпхарактернастроение
(План ответа помещается на доске.)
- «Утро» - маленькая музыкальная картина. Пер Гюнт встречает восход солнца в Египте, но перед его глазами – родная Норвегия. Он представляет себе, как чуть шелестит ветерок в листве, как просыпаются с пением птицы, как солнце поднимается все выше и освещает горы. Мелодия звучит спокойная, прозрачная, как родниковая вода. Начало ее похоже на пастушечьи наигрыши. Сходство в том, что главную мелодию играет флейта.
- Флейта – деревянный духовой инструмент, один из самых древних по происхождению.
- Сядьте как исполнители. Показывая руками, как восходит солнце, исполним главную мелодию.
- Посмотрите на картины.
- Какие краски используют художники: теплые или холодные?
- Правильно, холодные. Солнце низко, кругом туман, лучи рассеяны, скользят по земле, утром воздух прохладный.
4. «Заход солнца» Э.Грига.
- Какое время суток спряталось в этом стихотворении?
Летний вечер тих и ясен,Посмотри, как дремлют ивы,Запад неба бледно красен,И реки блестят извивы…А.Фет.
- Послушайте музыкальную загадку.
(Учитель предлагает послушать «Заход солнца» Э.Грига.)
- Можно ли объединить стихотворение и песню?
- Что их роднит?
- Расскажите о музыке, которую вы услышали?
(Ученики отвечают по плану.)
- Песня заканчивается словами «Скоро солнце пропадет за алой полосою», а инструментальное заключение дополняет и завершает поэтическую картину.
Вокально-хоровая работа:
- точное исполнение распевов;
- работа над динамикой.
- Посмотрите на картины.
- Какие краски используют художники?
- Солнышко днем все вокруг согревало своими лучами, воздух теплый, все замирает, засыпает.
- Поиграем в «Волшебные краски». У вас на столах лежат краски с палитры. Первый вариант показывает краски утра, холодные, а второй вариант – краски захода солнца, теплые.
(На каждой парте лежат по 2 кружка разного цвета: холодный и теплый.)
5. Объяснение, показ последовательности рисунка.
Практическая работа детей.
- Мы пополним картинную галерею новыми работами. Создадим свои картины природы.
- Деревья изобразим силуэтами.
Силуэт – очертание предмета, похожее на его тень.
- Работать будем «по сырому».
1. Линия горизонта ниже середины или посередине листа. Берем синюю краску.2. Смачиваем лист слева направо губкой или широкой кистью.3. Верхняя часть неба темнее и холоднее:
фиолетовый + синий (2-3 мазка);фиолетовый + бордовый или малиновый (1 мазок);бордовый (1 мазок);бордовый + красный (1 мазок);
Ниже, теплее:
красный (1 мазок);желтый (1 мазок).
4. Работу можно повращать, чтобы мазки немного слились.
Можно сделать отмывку и изобразить диск солнца желтым цветом. Лучей много, их не рисуем.
5. Земля утром и вечером темная.
Рисуем с черным цветом:
зеленый + черный;коричневый + черный;синий + черный.
6. Лес вдали изображаем примакиванием.
- Выберите то время суток, которое соответствует вашему настроению.
(Дети выполняют подмалевок. Звучит музыка Э.Грига.)7. Листву на деревьях можно изобразить по-разному: тычками, облачками, примакиванием. Деревья могут быть ближе и дальше, крупнее и меньше.
(Дети изображают пейзаж утра, вечера.)
6. Итог урока.
- Молодцы!
- Вы передали свое настроение в картинах природы.