Методическая разработка Садко-герой новгородских былин


Тема урока: Садко-герой новгородских былин.
Цель урока: познакомить учащихся с эпическим жанром русского народа на основе «Былины о Садко».
Задачи:
-знать содержание «Былины о Садко», сформировать у учащихся представление о синтезе искусств в оперном жанре.
- развитие слуховых и музыкально-аналитических навыков; интереса к устному народному творчеству, вокально-хоровых навыков учащихся.
- воспитание музыкальной культуры, музыкально-эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный урок.Ресурсы:
Видео: «Былина о Садко», «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» Н.А. Римского- Корсакова, песня Садко «Заиграйте, мои гусельки».
Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова.
Репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Гусляры».
Шумовые инструменты
Ход урока.
Организационный момент
Музыкальное приветствие на русском и казахском языках.
3. На экране репродукция картины В, Васнецова «Богатыри»
4.Учащиеся составляют слово из букв: О С Э П (Эпос), дают определение понятия.
У: Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с эпическими произведениями разных народов.
Кого вы видите на картине художника В.Васнецова?( богатырей)
Героями какого народа они являются? (русского)
Как слово ЭПОС связано с героями на картине? ( Богатыри-это герои эпических произведений русского народа)
Значит на уроке мы будем знакомиться с эпическими произведениями русского народа.
Сегодня мы познакомимся с героем русского эпоса – Садко.
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Произведения русского эпоса называются БЫЛИНАМИ. (записываем определение в тетрадь).
О подвигах героев-богатырей рассказывали старцы-сказители под аккомпанемент гуслей.( картина В.Васнецова «Гусляры»)
Одним из самых любимых былинных героев являлся новгородский гусляр Садко.
- О чем повествует эта былина? ( учащиеся вспоминают содержание былины (опережающее задание на дом)).
5. Слушание «Былина о Садко» в сопровождении гуслей (отрывок)
Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу «Садко». (портрет композитора)
6. Слушание «Песня индийского гостя» из оперы.
- О чем поет индийский гость?
Охарактеризуйте музыку арии. (спокойная, загадочная, таинственная).
7. Слушание Песни Садко «Заиграйте, мои гусельки»
-Охарактеризуйте музыку песни (задорная, плясовая, веселая)
- Как изменилось ваше настроение, слушая эту песню?
8. Дыхательная гимнастика. Распевка.
9. Разучивание «Заиграйте, мои гусельки»
Исполнение с аккомпанементом шумовых инструментов.
10.Закрепление темы ЭПОС: учащиеся составляют кластер из отдельных слов, поясняют.
ЖЫР, ЖЫРАУ, БАТЫРЫ, ДОМБРА.
ОЛОНХО, ОЛОНХОСУТ, БОГАТЫРИ.
БЫЛИНА, СКАЗИТЕЛЬ, БОГАТЫРИ, ГУСЛИ.
11. Итог урока. Оцениваю работу учащихся на уроке. Музыкальное прощание.