Конспект урока по музыке для 5 класса Музыкальная живопись сказок



МКОУ «Вихоревская СОШ» №2
«Музыкальная живопись» сказок.
Конспект открытого урока музыки
для 5 класса.
Составитель:
учитель музыки
Толмачёва
Татьяна Николаевна
г. Вихоревка, 2014
Цель урока:
Показать, что музыка может изображать сказочных персонажей, сказочные картины, что у нее есть свои краски, тембр. Задачи
- раскрыть особенности понятия «музыкальная живопись»;
- показать связь музыки, литературы и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;
- размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее.
- способствовать развитию детского воображения, развитию эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков.
- воспитывать любовь к искусству.
ХОД УРОКА. Звучит музыка. В гостях у сказки.
Ребята, слушая эту музыке, как вы думаете, о чем будет наш урок?
Тема: «Музыкальная живопись» сказок.
Какие виды искусства объединены в названии урока?
Давайте вспомним, какими словами начинает поэт А.С.Пушкин поэму «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
Вот так подчеркнул поэт близость песни (музыки) и сказки (литературы),их нерасторжимую связь.
сказочной тематике обращались и художники, в частности Васнецов, Врубель.
-Рисуя сказку, они пользуются своим « художественным» языком. С помощью чего художник рисует сказку? (Кисти, краски, полотна и т.д.)
-А композиторы, каким языком пользуются? С помощью чего композиторы могут изобразить сказку?
- У композиторов есть свои звуковые краски, которые называются - средства музыкальной выразительности. Давайте, мы их с вами перечислим:
Мелодия, гармония, темп, ритм, динамика тембр, регистр.
- Одна из известных сказок А.С. Пушкина, (иллюстрации на слайде) - Назовите, какая это сказка? «Сказка о Царе Салтане».
- Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение не только в литературе, но и в музыке. Замечательный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А.С. Пушкина, что даже сочинил оперу «Сказка о царе Салтане».
Сообщение о композиторе (рассказывает ученик):
Николай Андреевич Римский – Корсаков родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале по настоянию родителей избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил. Знакомство в 1861 г. с М. А. Балакиревым и его кружком имело огромное значение для дальнейшего развития таланта композитора. Однако в 1862 г. по окончании Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз». В этот период времени он много читал, изучал культуру разных стран, делал кое-какие попытки сочинения музыки. По возвращении Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы на флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева. Многие произведения композитора посвящены морю. Успех сочинений был велик.
В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин. Римский – Корсаков придумал удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. В каждой сказке есть какое- то чудо, в «Сказке о царе Салтане» 3 чуда. Какие? (Дать ответ после слушания произведения)
Слушание: симфоническая картина «Три чуда».
- Какая русская народная песня в основе темы «Белки»?
Великий русский художник М.А.Врубель(1856-1910) специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь”.
Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых? Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения.
- Ребята, угадайте, какой сейчас появится персонаж, из какой сказки? Полет шмеля
-А что же нам может изобразить песня, давайте вспомним песню «Продавец зонтиков».
- Сказки не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей приключения Синдбада – морехода, Алладина, Али-бабы… Это герои арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Николая Андреевича Римского - Корсакова они тоже не оставили равнодушным, и он написал симфоническую сюиту «Шехеразада» на сюжет этих сказок, состоящую из 4-х частей.
Что же такое сюита. Сюита – инструментальное произведение, состоящее из контрастных частей.
Контраст – противоположность.
А почему сюита называется симфоническая? (Написана для инструментов симфонического оркестра)
Свое сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением. Сообщение ученика
Сообщение:Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Сегодня мы познакомимся с фрагментом 1-й части. Здесь музыка изображает главных героев: султана Шахриара и красавицу Шехеразаду.
Определите характеры героев. Дайте им характеристику. Слушание: Шахерезада Р.-К. 1 часть
Шахриар (Деспотичный, Злой, Жестокий, Коварный).
Шехеразада (Умная, Добрая, Мягкая, Сердечная)
Похожи ли их характеры? (Нет. Они контрастны)
В чем заключается сила главных героев? (Шахриар – грубая сила; Шехеразада – ум и фантазия)
Какие инструменты исполняют темы главных героев? (Шехеразада – скрипка и аккомпанемент арфы; Шахриар – струнные и медные духовые инструменты в низком регистре)
- Чтобы познакомиться со следущим персонажем, отгадаем небольшой кроссворд. (Чайковский , вокализ, до,Глинка, Сопрано)
(Садко и копозитор Римский-Корсаков оба из новгородской земли, музыканты и мореплаватели)
На былинный сюжет была написана опера.
Опера – музыкальный спектакль, где главные действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.
Какова же главная идея этого произведения? Сообщение
В основу оперы композитор положил северорусскую новгородскую былину про бесстрашного мореплавателя и талантливого музыканта Садко, про волшебную силу его искусства. Молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни Садко покорили силы природы, подводное царство, принесли славу великому Новгороду. И царевна Волхова, дочь царя морского, очарована музыкой Садко.
Сейчас мы увидим видео фрагмент оперы «Садко», песня «Заиграйте, мои гусельки».
- В каком характере исполнялась песня?
- Есть ли в музыке волшебные интонации? Где их лучше слышно – в мелодии или аккомпанементе?
- В чем заключается главная сила Садко? (В музыке, умении воздействовать на чувства)
И сейчас мы послушаем вступление к опере (Как оно называется? увертюра) Океан-море синее
- Вступление рисует образ моря, который проходит через всё произведение, каждый раз, когда в опере по ходу действия возникает картина моря, в оркестре звучит эта музыкальная тема.- Какое море нам изобразил композитор?
Слушание: «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок». Во время слушания дети рисуют в тетради рыбок, после слушания отвечают на вопрос: Какие средства музыкальной выразительности помогли композитору передать пляску рыбок.
Красивые, ребята, у вас получились рыбки. Богата наша страна красотой природы, о ней и исполним мы следующую песню «Родина моя» Исполнение
Кроссворд Слайды…
Балет. – Через что передается содержание в балете?
Сейчас мы посмотрим как тонко и изящно танцуют балерины «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского…
И еще один видео фрагмент, но как он называется и из какого балета, подумайте и скажите, ребята. «Танец маленьких лебедей»
- Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Давайте в этом убедимся.
Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет… А вот чей, вам нужно узнать.
СЛУШАНИЕ: пьеса «Баба-Яга» М.Мусоргский
- Чей же портрет рисует нам эта музыка? Ответ: Портрет Бабы Яги.
- Действительно, это Баба яга. Посмотрите как её изобразил Известный художник Иван Билибин. В образе Бабы-Яги — ужасной старухи с костяной ногой, запечатлелось отношение человека к миру иному. Этот образ пугает, отталкивает
- Куда нас приведет и что нарисует эта музыка. «Золушка» Балет С. Прокофьев «Полночь»(тикают часы)
- Среди музыкальных сказочников можно отметить и норвежского сказочника Э.Грига, который с помощью музыки сочинял сказки, где сказочными персонажами были эльфы, феи, гномы, тролли. Многие поэты, художники, слушая эти музыкальные сказки сочиняли литературные сюжеты и иллюстрации к ним. «В пещере горного короля». Что необычного в музыке? Где вы слышали эту музыку? Именно в мультфильме «Незнайка на луне» звучит песня «Всё так и было» Давайте ее исполним.
- Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.
Искусство - это сказка и яркая мечта, А звуки это краски для сердца и ума. И для души, что рвется в неведомый полет, Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет.
Так хочется, чтобы наши мечты сбывались, давайте споем песню «Всё сбывается на свете»
_Что узнали нового?
- Что понравилось?