Конспект по ИЗО на тему Лепка.Борцы (3 класс)


Тема: Лепка «Борцы»
Цель: - сформировать представление о взаимодействии фигур в скульптурной композиции.
Задачи: - актуализация представлений об особенностях передачи движения при лепке человека;
-формирование умений составлять небольшие скульптурные группы из вылепленных фигур;
-развитие пространственного мышления, воображения.
Оборудование: иллюстрации с изображением разных видов скульптур; ТСО; пластилин, инструменты для работы с пластилином.
Литература: Методика ИЗО в начальных классах (Москва 1984 г.) В.С.Кузин
Ход урока
1.Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
2.Вступительная беседа
-Ребята, сегодняшний наш урок посвящён лепке. Какое же удовольствие лепить! Видеть как пластилиновая или глиняная масса превращается в колобка, змею, рожицу, зверюшек, человечка.
Многие взрослые делают то же самое, что и дети, вот только материала у них больше и лепят они лучше. Эти художники называются скульпторами, а их произведения скульптурами. Скульптура – объёмное изображение.
-Ребята, а где в жизни можно увидеть скульптуры?
Множество скульптур украшают улицы города, парки. Среди них встречаются фигуры стоящих, сидящих людей, животных.
Наши дома украшают маленькие скульптуры – статуэтки.
-Ребята, как вы думаете, с какого времени люди стали заниматься скульптурой?
Скульптурой люди занимаются с давних пор.
-Как вы думаете, с чего лепили первобытные скульпторы?
Из глины, выдалбливали из камня, вырезали из дерева или из кости. Они были очень примитивными, так как не было ни удобных инструментов, ни удобных материалов, таких как мрамор, воск, глина, металлы и сплавы.
-Но шло время, и люди осваивали этот вид искусства.
Так появилось «ваяние» - это способ работы, когда скульптор высекает или вырезает своё произведение из твёрдого материала и удаляет лишнее. Под умелыми руками мастера мёртвая толща чудесно оживает.
Впервые эту технику освоили древнегреческие скульпторы. Одним из них был Пигмалион. Он создал скульптуру девушки, и настолько она была красива, что сам скульптор в неё влюбился. Тогда он попросил Афродиту, оживить её и женился на ней.
-Другой способ создания скульптуры – лепка. Лепят из мягкого материала – он послушен, но не прочен.
-Что это за материал? (пластилин)
-Ребята, вы на прошлых уроках уже работали с пластилином. Вам известно, что фигуры из пластилина быстро ломаются, но чтобы сохранить работу, скульпторы придумали «отливку». При её помощи произведение переводится в твёрдый материал или гипс и при этом очертания становятся лёгкими и мягкими.
-Существует 3 вида скульптур.
Монументальная – больших размеров.
Станковая – не превышает изображаемый предмет.
Малых форм – миниатюрная пластика – из стекла, фарфора, камня, бронзы, мрамора, дерева, керамики, метала. Её место на полке в шкафу.
-Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора, но для начала давайте вспомним, чему вы учились на прошлом уроке.
-Кто расскажет, как правильно из пластилина выполнить фигуру человека?
3.Объяснение нового материала
(рассматриваем готовую скульптуру)
-Из каких частей состоит фигура?
-Каким образом голова соединена с туловищем?
-Насколько в фигуре человека длинные руки?
-Какую форму имеет туловище? (цилиндр)
-Каким способом мы его получаем? (раскатывание)
-Сегодня на уроке вы будите создавать скульптурную композицию «Борцы».
-Кто такой борец? (человек, который занимается спортом, борьбой)
-Из вас кто-нибудь занимается борьбой?
-Сегодня вы будите работать в парах. Так каждый из вас вылепит фигуру человека, затем предаст ей форму и составит композицию со своим товарищем.
4.Физкультминутка
Выполняется по запись «Мы танцуем буги-вуги»
5.Самостоятельная работа
-Ребята, вы можете рассмотреть уже готовую скульптуру, и изображение скульптуры Микеланджело. Приступайте к работе.
(учащиеся выполняют самостоятельно работу)
6.Анализ работ
-Давайте рассмотрим ваши работы.
(осуществляю анализ работ, провожу выставку)
7.Итог урока
-Ребята, с каким видом искусства мы сегодня познакомились? (скульптура)
-Что такое «ваяние»?
-Назовите виды скульптур.