Поэтика степи в произведениях русской и казахской литературы

Урок литературы в 7 классе.

Тема: Поэтика степи в произведениях русской и казахской литературы.
Цель: 1) способствовать развитию мышления чрез чтение и письмо, развитию эстетического вкуса и творческих способностей уч-ся;
2) обучать навыкам литературного анализа текста;
3) воспитывать любовь к родной земле.
Оформление: слайды с изображением степи, музыкальное сопровождение «Кюй Курмангазы», «Степь да степь кругом».
Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Ход урока.
Оргмомент. Целеполагание. Эмоциональный настрой.

Побуждение к мотивации (живое слово учителя):
Бескрайняя даль, приволье, нерушимость основ бытия, монотонность ощущения – классическая картина степи, которая меняется весной. Начинается пора цветения, и степь превращается в разноцветную равнину, наполненную звуками и запахами. Многообразие жизни степи запечатлели русские и казахские поэты и писатели. В их произведениях степь изображена пробуждающейся после суровой зимы, пышно цветущей весной, сухой и жаркой, выжженной солнцем летом, дневной и вечерней

Выразительное чтение учителем стихотворений А.Фета «Степь вечером» и П.Васильева «Затерян след». Выполнение заданий:
Определить вид степного пейзажа (естественный, спокойный, дневной, вечерний, национальный).
В каком стихотворении описана казахская степь? Назовите приметы. П. Васильев «Затерян след в степи солончаковой»
Почему А. Фет сравнивает степь с морем? Бескрайняя даль, колышущийся ковыль похож на морские волны, ощущение свободы и величия.

Выразительное чтение учащимися стихотворений Никитина «Весна в степи», Сурикова «Степь», Абая «Осень».
Выполнение заданий в рабочих тетрадях с последующей презентацией:
Опишите ваши впечатления. Схожи ли они с авторским видением?
Опишите картины природы, найдите средства художественной выразительности.
Укажите общее и различие в идейно – тематическом плане стихотворений.

5. Работа в группах. Анализ фрагмента рассказа Чехова «Степь». Чтение и составление опорной схемы – конспекта на ватманах с последующей презентацией:
первая группа – растительный мир степи, вторая – животный мир, третья – звуки степи, четвёртая – запахи степи, пятая – цветопись степи.

Итоговый вопрос по заданию: похожа ли степь России на казахскую степь? Чем?

6. Рефлексия. Написание сочинения – эссе «Моя родная степь».
- Ребята, вспомните, что вы ощущаете, когда бываете в степи?
Расскажите об этом в своём сочинении.
Затем приглашаются желающие на «авторский стул».

Итоговое задание: описать одним словом свои впечатления от урока, используя существительные, прилагательные, наречия, глаголы.

15