Открытый урок «Былины. Художественные особенности былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». (ФГОС)

Львова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №24» г. Братска
Предмет: литература
Класс: 6
УМК: Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс»
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
Тема урока: «Былины. Художественные особенности былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Цели: формирование умения отличать былину от других жанров литературы; создание условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение; развитие творческих способностей учащихся; формирование представления о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развитие навыков анализа художественного текста; формирование УУД.

Этапы занятия
Вид УУД
Содержание УУД

1
Сообщение темы.
Постановка учащимися целей занятия.
Регулятивные, познавательные
Целеполагание (формулирование познавательной цели)

2
Теоретическая часть.
Работа над новым материалом.
Задание:
Ознакомиться с записями на информационном листке (смотри приложение №1 ).
Прослушать сообщение учителя по теме «Былины. Художественные особенности былин» (смотри приложение №2), сопровождаемое показом презентации.
Сопоставить сообщение с записями в информационном листке.
Дополнить записи необходимыми недостающими сведениями.
Обобщить всю полученную информацию
Познавательные
-извлечение необходимой информации из прослушанного текста;
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),
- синтез (составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов),

3
Практическая часть:
рассмотреть жанровые особенности былины на примере текста «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (текст прочитан дома).

Работа в группах. (Смотри приложение №3)







1 группа. Сюжет и композиция былины.
Составьте план былины, отражая только главные события.
Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку.
Как вы понимаете смысл данной концовки?
Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и традиционный сказочный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве».
Найдите реальные исторические персонажи, названия городов, отголоски исторической эпохи).




2 группа. Главные герои былины. Идея произведения.

Дайте характеристику главным героям былины: Илье Муромцу (проанализируйте эпизоды битвы у Чернигова, встречи с жителями Чернигова, боя с Соловьём и приезда в Киев) и Соловью-Разбойнику. Докажите, что оба образа гиперболизированы. Для чего использована гипербола при создании образа Соловья-Разбойника? Ильи Муромца?
Объясните популярность образа Ильи Муромца. В чём состоит идея произведения?















3 группа. Художественные особенности былины.
Найдите характерные для былины художественные особенности.






4 группа. Обобщение и выводы.
Опираясь на результаты работы всех 3 групп, приготовить выступление на тему: «Является ли произведение «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» былиной?»

5 группа. Творческое задание.
Напишите небольшой текст о том, что такое былина, каковы её особенности, опираясь на сведения, содержащиеся в информационном листке (условие: текст должен быть написан былинным стихом, т.е. это будет текст подражательного характера).

Коммуникатив-ные











Познавательные,




















Личностные
















Познавательные














Познавательные











Познавательные







Коммуникатив-ные
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников; умение формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



общеучебные:
поиск и выделение информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля;
логические:
умение составлять план;
анализ объектов с целью выделения признаков;
построение логической цепочки рассуждений;


нравственно-этическое оценивание:
- оценивание содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей

формирование основ гражданской идентичности личности:
воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны

общеучебные:
- смысловое чтение;
- выделение информации;
логические:
- анализ с целью выделения основных признаков,
- построение логической цепи доказательств,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы,


логические:
- синтез (составление целого
из частей, самостоятельное
достраивание с восполнением
недостающих компонентов),
- подведение под понятие, выведение следствий.




логические:

синтез (составление целого
из частей)




строить монологическое высказывание;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

5
Физкультминутка. (Смотри приложение №4)



6
Подведение результатов работы групп.

Коммуникатив-ные




Регулятивные
строить монологическое высказывание;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
оценка (выделение и осознание учащимися того, что усвоено)

7
Рефлексия.
Достигли ли намеченных целей занятия?
Самооценка.
Регулятивные
осознание качества и уровня усвоения


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·0eWJFYk1LdmtxbHFLZzZmekIyNFMxOVc4YTAyc2NaOVFyT0R1ZEtpMGtUdm1iNWRkSnV1VWJQbGNyRGFRWmRZWHNsWjY1WFNVMlRmZWJBMzRzc01YMTd4SHZ4aFRzd00&b64e=2&sign=35d20e78165b15449900d86a93b490d7&keyno=0&l10n=ru&mc=4.297079327540665"1415
Приложение №1.
Информационный лист.
Познакомьтесь с теоретическими материалами в своей информационной карточке. Прослушайте сообщение учителя. Дополните карточку необходимыми, по вашему мнению, сведениями.
Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее
..




Былина состоит из следующих частей:
1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);
2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);
3) завязка (важное событие);
4) кульминация (центральное событие);
5) развязка (победа положительного героя);
6) концовка (воздаётся слава герою).
Художественные особенности былины:
1) повторы слов, выражений, эпизодов;
2) обращения;
3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).






Былинный стих – особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще ударным является 3-ий от конца строки слог).

Приложение №2
Былины. Художественные особенности былин.
Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. (Здесь заканчивается слайд 2)
Богато и разнообразно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой, справедливой жизни. (Здесь заканчивается слайд 3)
Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках. (Здесь заканчивается слайд 4)
Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины - художественно-исторические песни о богатырях, народных героях. (Здесь заканчивается слайд 5)
Основные циклы былин: новгородский и киевский (Здесь заканчивается слайд 6)
Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве). (Здесь заканчивается слайд 7)
Киевские былины - это былины героические (или богатырские). Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну. (Здесь заканчивается слайд 8)
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (Здесь заканчивается слайд 9)
Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову, У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, А й черным-черно, как черна ворона. (Здесь заканчивается слайд 10)
События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. (Здесь заканчивается слайд 11) Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей  на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. (Здесь заканчивается слайд 12)
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
Во стольном во городе во Киеве,
У ласкового у князя у Владимира. (Здесь заканчивается слайд 13)
 Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. (Здесь заканчивается слайд 14)
Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:
То старина, то и дёянье,
т. е. так было в старину, это - быль. (Здесь заканчивается слайд 15)

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. (Здесь заканчивается слайд 16)
Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку ... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». (Здесь заканчивается слайд 17)
В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. (Здесь заканчивается слайд 18)
Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. (Здесь заканчивается слайд 19)
Часто в былинах применяются сравнения:
Нагнано-то силушки черным-черно,
Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,
Волком рыскать во чистых полях.( Здесь заканчивается слайд 20)
 

Употребляются отрицательные сравнения:
Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются,
Поклоняется сын перед батюшкой... (Здесь заканчивается слайд 21)
 
Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за обиду стало, за великую досаду показалось...» (Здесь заканчивается слайд 22)
Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. (Здесь заканчивается слайд 23) Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. (Здесь заканчивается слайд 24)
Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). (Здесь заканчивается слайд 25)
 В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольге и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.


Источник сообщения: http://russkay-literatura.ru/literatura/4-xudozhestvennye-osobennosti-bylin.html






Приложение №3.
группа. Сюжет и композиция былины.
Составьте план былины, отражая только главные события.
Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку.
Как вы понимаете смысл данной концовки?
Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и традиционный сказочный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве».
Найдите реальные исторические персонажи, названия городов, отголоски исторической эпохи).



группа. Главные герои былины. Идея произведения.

Дайте характеристику главным героям былины: Илье Муромцу (проанализируйте эпизоды битвы у Чернигова, встречи с жителями Чернигова, боя с Соловьём и приезда в Киев) и Соловью-Разбойнику. Докажите, что оба образа гиперболизированы. Для чего использована гипербола при создании образа Соловья-Разбойника? Ильи Муромца?
Объясните популярность образа Ильи Муромца. В чём состоит идея произведения?

3 группа. Художественные особенности былины.
Найдите характерные для былины художественные особенности


4 группа. Обобщение и выводы.
Опираясь на результаты работы всех 3 групп, приготовить выступление на тему: «Является ли произведение «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» былиной?»


5 группа. Творческое задание.
Напишите небольшой текст о том, что такое былина, каковы её особенности, опираясь на сведения, содержащиеся в информационном листке (условие: текст должен быть написан былинным стихом, т.е. это будет текст подражательного характера).
Приложение № 4
Физкультминутка «Богатыри»
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку.
Дружно встали: раз, два, три,
Мы теперь богатыри! (встают)
Мы мощны и высоки, (встают на цыпочки, поднимают руки вверх, тянутся)
У нас плечи широки, (расставляют руки в стороны, тянутся)
Мы кольчуги надеваем, (имитируют движение)
Боевых коней седлаем,
Выезжаем все в дозор, (скачут)
Чтоб на земли кинуть взор:
Не напал ль татарин злой,
Как осиный темный рой?
Вот стоим мы на заставе,
Ноги широко расставим. (Встают, расставив ноги)
Поглядим из-под ладони
Вправо-влево (имитируют движение), торс наклоним:
Нет ли вражеских следов, (наклоняются)
Не летит ли трехголов (смотрят вверх, прогибая спину)
Змей люд русский обижать?
Все спокойно? Можно спать!


15