Урок Художник в цирке (3 класс)


Урок «Художник в цирке»
Цели урока:  
Обучающие:
раскрыть роль художника в создании циркового представления, познакомить с цирковыми персонажами, назначением реквизитов;
укреплять межпредметныесвязи.                                                                                                                                                                  
Развивающие:
развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению;
совершенствовать практические умения и навыки работы восковыми мелками;                      
Воспитательные:
привлечение детей к цирковому искусству как искусству перевоплощения, лицедейству;
воспитывать уважение к труду цирковых артистов;
Оборудование урока:
Зрительный ряд: репродукция картины художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре»; работы учителя, цирковые афиши, мультимедиа установка, компьютер, презентация «Художник в цирке».
Литературный ряд: стихи В. Приходько о цирке.
Музыкальный ряд: весёлый марш.
Материалы: альбомные листы, восковые мелки, пастель, ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент.   
Создание эмоционального настроя детей на тему урока. (Звучит музыка.)                                                                                                                             
II. Актуализация знаний.
– На прошлых уроках мы познакомились с работой художника в театре. Чем занимается художник в театре кукол? (Оформляет сцену, готовит декорации, рисует занавес, афиши, эскиз кукол, одевает их.)
III. Постановка темы и цели урока.
– Есть ещё одно зрелище, которое дети любят больше всего – это цирк.
– Цель нашего урока раскрыть роль художника в создании циркового представления, познакомиться с цирковыми персонажами, назначением реквизитов.
– Как вы думаете, найдётся ли работа для художника в цирке?
1) Рассказ о роли художника в цирке.
Знакомство со словом «Реквизит» – совокупность настоящих, не бутафорских предметов, необходимых для цирковой или театральной постановки (театр.).
2) Рассказ из истории цирка.                                                                                                                  
Цирк – в переводе с латинского означает  «круг». Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появи– лось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытым небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде.
Передвижные цирки-шапито появились около 1830 года и постепенно превратились в грандиозные зрелища. Когда цирк прибывал в город, он оповещал о себе уличным шествием со слонами, духовым оркестром, клоунами и артистами в костюмах верхом на лошадях. На народных русских гуляньях и ярмарках нередко можно было увидеть выступления бродячих артистов-силачей, акробатов, канатоходцев, дрессировщиков, шпагоглотателей, фокусников.  
Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие родословную из крепостных. Когда-то они ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по дворам. В 1873 году братья купили собственный, как тогда говорили, шапиток. Так начиналось цирковое искусство в России.
3) Чтение стихов
Спешит друзьям на сменуМартышка на арену,Велит коню: «Поехали!»Жонглирует орехами.
Очень вежливо и ловкоВсем поклон отвесил слон.Просто чудо дрессировки,Что такой способный он
До чего смешные шутки!Кот – клоун, и атлет. Только скуке, только скукеНа арене места нет!
– Какие цирковые персонажи встретились вам в рассказе и стихотворении?
– Эквилибристика – упражнения, состоящие в искусстве сохранять равновесие в самых трудных положениях, на проволоке, канате и т. п.
4) Знакомство с французским живописцем и его картиной «Девочка на шаре»
Физкультминутка.                                                                                                                       
IV. Задачи урока
– На этом месте через несколько минут должна засиять огнями, всеми красками циркового представления арена. (На доске вывешено изображение арены.)
– Начнётся представление с необычного парада, его называют «Парад Алле». К нему нужно серьёзно подготовиться не только артисту, но и художнику, т.к. от него зависит красочность начала представления. Что для этого нужно сделать?                                                                                                                                                             
V. Творческая  работа.                                                                                                          
1) Составление плана работы:
а) Выбрать артиста определённого жанра.
б) Изобразить фигуру артиста в движении.
в) Одеть фигуру в яркий костюм.
г) Прикрепить к доске «освободив её от плена белого листа».
2) Повторение правил работы с ножницами.
3) Выполнение учебной задачи. (Звучит музыка.)
За 2-3 минуты до окончания самостоятельной работы организовать панно, разместить работы.
Слабо рисующим детям готовлю заранее раскраски с изображением клоуна. Незаметно предлагаю во время рисования.
VI. Итог урока.
Рефлексия.
– Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок, в следующий раз непременно успею».
Анализ работ:
– Очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием, хорошее представление подготовили артисты цирка для детей.
– Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы. Молодцы! Всем спасибо!
VII. Домашнее задание.
Вспомнить все практические задания, которые выполнялись в этой четверти, еще раз подумать о деятельности художника, участвующего в создании спектакля, зрелища.