Урок-ролевая игра «Культура России второй половины XIX века»


Ролевая игра на тему: «Культура России второй половины XIX века».
Цель урока: ознакомить учеников с особенностями культуры России второй половины XIX века.
Задачи урока:  
1.Научить учеников выделять характерные черты культуры в данный период;
2. Сформировать представление о культуре России второй половины XIX века;
3. Развивать у детей чувства прекрасного.
Правила игры:
Учитель делит класс на подгруппы, в каждой подгруппе по 2 представителя определенного направления.
1.Представители литературы;
2.Представители живописи;
3.Представители музыки;
4.Представители театра.
Каждый из представителей, называет себя и рассказывает, что нового он принес в культуру России второй половины XIX века. После выступления подгруппы, учитель делает вывод об основных особенностях развития данного направления в указанный период.
Ход игры:
Литература второй половины XIX века.
Вступительное слово учителя: Ведущей область. Духовной жизни России второй половины XIX в. продолжала оставаться литература.
Основным художественным направлением стал критический реализм. Он отличался повышенным вниманием к отображению реальной жизни на основе ее критического восприятия. Для литературы того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества. Наиболее ярким представителем, в творчестве которого ведущую роль играло обличительство, является М.Е. Салтыков-Щедрин.
Ученик в образе М.Е. Салтыкова-Щедрина.
«Я, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, написал такие произведения как «Губернские очерки», «История одного города», «Помпадуры и помпадурши». В которых попытался как можно доступнее обличить все существующие человеческие пороки и слабости. Я не знал пощады ни к чиновникам, ни к представителям высшего света, ни к купцам, ни к нарождающейся буржуазии».
Учитель: Еще одним представителем данного направления является Ф.М. Достоевский.
Ученик в образе Ф.М. Достоевского.
«Я, Федор Михайлович Достоевский, являюсь автором таких произведений как «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот». В этих произведениях я попытался раскрыть мир человеческих страданий, трагедию бесправной и униженной личности. Показал, как подавленное достоинство человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; с одной стороны появляется ощущение своего ничтожества, с другой – зреет потребность протеста, стремление утвердить себя как достойную личность. Нередко подобное самоутверждение приводит моих героев преступлению. Но симпатия моя не на стороне этих взбунтовавшихся людей, а тех героев, которые обладают бесконечной человеческой добротой, наделены тонкой душевной натурой».
Учитель: Таким образом, мы можем видеть, что литераторы данного периода, пытались дать общий портрет героя своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей действительностью.
Живопись второй половины XIX века.
Учитель: Русская живопись второй половины XIX в. решала тебе общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма. Одним из крупнейших представителей этого направления является В.Г. Перов.
Ученик в образе В.Г. Перова.
«Я, Василий Григорьевич Перов, являюсь автором скандальной картины «Сельский крестный ход на Пасхе», на которой я изобразил пьяного попа с помутившимся взглядом, рухнувшего на крыльцо в смертельном опьянении дьячок с кадилом в руках, старичка несущий перевернутую вниз головой икону, хозяйку избы, отливающая мертвецки пьяного, и т.д. Замысел моей картины был в обличении духовенства и невежества темного, забитого нуждой народа. Да и все остальные мои картины - это развернутый рассказ о положении российских сословий».
Учитель: Вершиной реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество В.И. Сурикова.
Ученик в образе В.И. Сурикова.
«Я, Василий Иванович Суриков, в своих произведениях попытался создать собирательный образ русского народа. Мои полотна « Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова» - это художественно воссозданная история, главным героем которой являлся простой народ».
Музыка второй половины XIX века.
Учитель: Вторая половина XIX в. – время расцвета русского музыкально искусства. Его символом становиться творчество «Могучей кучки» – М. А. Балакирева, М.П. Мусоргского, Ц.А. Кюи и др.
Ученик в образе одного из представителей «Могучей кучки».
«Нашей отличительной чертой было стремление передать в музыке «правду жизни», особенности национального характера, связать ее с основными запросами народа. Главным источником вдохновения для нас было народное творчество, которое ведет сюжетные линии от героического народного эпоса. Так композиторы нашей «Могучей кучки» создали ряд бессмертных произведений, среди которых особенно можно выделить музыкальные драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», оперу Римского-Корсакова «Псковитянка и др.».
Учитель: Так же вторая половина XIX в. подарила миру гений П.И. Чайковского.
Ученик в образе П.И. Чайковского.
«Я, Петр Ильич Чайковский, оставил богатейшее на мой взгляд музыкальное наследие. Вершиной моего творчества являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»,балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Так же большим мой вклад оказался и в симфоническую, и камерную музыку».
Учитель: Так можно сделать вывод, что музыка в указанный период выполняла многие просветительские задачи. А использование народных песенных мотивов, как это делали представители «Могучей кучки», предполагало приобщение к музыкальному творчеству самых широких масс населения.
Театр второй половины XIX века.
Учитель: Особенная роль в пореформенной России отводилась театру. Особенно велика была его роль в провинции. Театры действовали более чем в 100 городах.
Так, история русского театра второй половины XIX в. неразрывно связана с именем А.Н. Островского.
Ученик в образе А.Н. Островского.
«Я, Александр Николаевич Островский, являюсь создателем более полусотни театральных пьес («Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы», «Снегурочка» и др.), где выступал против невежества, отсталости и других пороков, свойственных обществу, взывал к гуманности, просвещению, прогрессу в широком его понимании. Думаю что содержание моих пьес во многом совпадала с настроением разночинной молодежи, и они пользовались большим успехом».
Учитель: В актерской среде выдающееся место принадлежало театральным династиям - Садовских, Самойловых, Васильевых. В в 70-е г. взошла звезда М. Н. Ермолаевой.
Ученик в образе М.Н Ермолаевой.
«Я, Мария Николаевна Ермолаева, являюсь актрисой Малого театра в Петербурге. В 1873 году мною была получена роль Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Именно так началась в моей творческой биографии череда свободолюбивых, протестующих против насилия, социального и духовного рабства. А особенного накала эти мотивы были достигнуты мной в роли Лауренсии, в пьесе «Овечий источник» Лопе де Вега».
Учитель: Театр был в то время единственны публичным местом, где легально могли появиться не только личные, но и общественные симпатии, где авторы пьес могли почувствовать мгновенный зрительский отклик на идеи, заложенные в их произведениях. Театр представлял нечто большее, чем развлекательное зрелище. Он стал единственным культурным развлечением.
Заключительное слово учителя: В художественной культуре второй половины XIX в. отчетливо прослеживается несколько направлений. Культура становиться более демократичной и все более критической по отношению к существующим порядкам. Она превращается в своеобразную общественную трибуну, пытается донести до власти самые болезненные проблемы, существующие в стране, предлагает свои пути переустройства жизни. Источником вдохновения мастеров культуры все в большей степени становиться народное творчество и традиции. В то же время искусство решает задачи просвещения народа, стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои населения.