Тема по самообразованию Применение разнообразных форм контроля и коррекции знаний на уроках химии и биологии


Применение разнообразных форм контроля и коррекции знаний на уроках биологии и химии.
Горохова С.В.
МКОУ «Старогольчихинская основная общеобразовательная школа»
Вичугский муниципальный район, Ивановская область.
Современная школа должна дать качественное образование, а учащиеся образовательной школы им овладеть. В. Сухомлинский писал: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». К учителю в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предъявляются новые требования. Он должен научить каждого учащегося мыслить, иметь свою точку зрения и уметь ее доказывать, а также полученные знания, умения и навыки применять на практике. Систематический контроль знаний и умений учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения.
Для определения у учащихся усвоения изученного материала нужно использовать разнообразные формы контроля, а также коррекции некачественно усвоенных знаний.
Цель моей работы: изучение дидактических требований к формам и методам контроля и коррекции знаний на уроках химии и биологии.
Основные направления использования технологий:
Правильная организация контроля учащихся.
Обеспечение благоприятных условий.
Методы и приемы деятельностного подхода в обучении.
На своих уроках я использую две группы форм контроля и коррекции знаний: классические и современные. При проверке и оценке знаний использую устный опрос, проверку домашнего задания. После проведенных контрольных и проверочных работ обязательно провожу их анализ, выявляю ошибки, допущенные учащимися, и намечаю мероприятия по устранению пробелов в знаниях. При программированном контроле применяю тестовые задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Особый интерес к предмету вызывают занимательные формы проверки знаний. Дидактические игры (ребусы, кроссворды, «Крестики – нолики», логические задачи, задачи – загадки) способствуют развитию коммуникативных умений у учащихся.В своей практике использую уроки – практикумы, викторины, уроки – исследования, уроки – путешествия.Важно использовать на уроках ситуацию успеха. Когда на моих уроках ученик становится партнером и получает удовольствие от результатов своего труда, это вызывает положительные эмоции. Очень нравится учащимся самим оценивать деятельность одноклассников на уроках. Это для них более значимо, чем оценка учителя.
Скаткин М. писал: «Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».
Из опыта своей работы я могу сделать вывод, что применяя разнообразные формы контроля и коррекции знаний на уроках химии и биологии, урок становится более интересным, наглядным, процесс обучения индивидуальным и дифференцированным. Такой подход к обучению и воспитанию делает обучение более комфортным и позволяет вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность.
контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен
необходимо за одну-две недели предупредить учащихся
очень важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала
при проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися даваемых заданий, не допускать подсказок и списывания.
Проверку домашнего задания можно осуществлять в разных формах: 
а) Самопроверка по образцу.
б) Взаимопроверка по образцу.
в) Проверка домашнего задания консультантами.
г) Проверка – консультация.
д) Опрос по парам.
е) викторина.
ж) Теоретическая разминка.
з) эстафета.
и) Контрольная работа и её анализ.
Самостоятельная работа проводится без непосредственной помощи учителя в процессе ее выполнения, но это вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает руководящую роль учителя, так как проведение самостоятельной работы — это фактически решение той или иной дидактической задачи, которую ставит учитель на уроке.