Статья на тему«Трудности и пути их преодоления при подготовке к экзаменационному сочинению –рассуждению по русскому языку в 9 классе.»


Статья «Трудности и пути их преодоления при подготовке к экзаменационному сочинению –рассуждению по русскому языку в 9 классе.»
Каждый учитель заинтересован и в поиске методов и приемов, позволяющих обучить школьника этому виду творческой работы. Система методов должна учитывать принцип ранжирования трудностей и отражать этапность в формировании навыка написания сочинения-рассуждения.
На всех этапах становления школы ее основная задача осознавалась педагогами как подготовка школьников к самостоятельной жизни. Сегодня стало очевидным, что вхождение учащихся в социум затруднено вследствие недоразвития речевой деятельности, от которой зависит общая и специальная культура человека. По сути, речевая деятельность — акт творчества. В формате государственной аттестации школьников уровень сформированности коммуникативных навыков оценивается только как результат обученности русскому языку. Однако в части С в любой образовательной области требуется дать развернутый ответ в письменной форме, другими словами, создать текст на определенную тему. Текст (от лат. texstus – ткань, сплетение) – результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения (6, Педагогическое речеведение,1998. Выделено В.Н.Мещеряковым).Таким образом, возникает необходимость разработки педагогической системы, направленной на речевое развитие учеников, которое должно осуществляться не только на уроках русского языка и литературы. Методы формирования текстовой деятельности должны применяться в практике учебной деятельности и на других предметах, так как все типы речи востребованы на уроках в форме устных и письменных ответов: и описание (например, физического или химического явления), и повествование (рассказ об историческом событии), и рассуждение (любое исследование в рамках предмета). Все предметники должны оценивать и комментировать ответ с точки зрения полноты, логичности, последовательности, целостности высказывания. В данном случае речь идет не перераспределении функций обучения (кто кого и чему должен учить), а о метапредметных связях, о необходимом минимуме знаний для педагогов – предметников о способах формирования коммуникативных навыков обучающегося.
Особый интерес сегодня у всех учителей–предметников должен проявляться к такому виду творческой работы как сочинение-рассуждение. Именно в этой форме рекомендуется школьнику представлять собственные размышления об анализируемом тексте. Текст выступает как некий объем информации, а школьник – либо исследователь, либо интерпретатор. Обозначим свой интерес к сочинению-рассуждению в двух аспектах: первый – вопросы, связанные с трудностями текстообразования по данному функционально-смысловому типу высказывания, второй – способы преодоления этих трудностей.
Трудности. Способы преодоления трудностей
Представляемые для анализа тексты порой трудны для понимания ученика в силу интеллектуальных причин.
Начиная с 5 класса, вычленить тематические блоки (театр, спорт, живопись, наука, нравственные категории) и давать материал порционно через различные виды деятельности:
- словарная работа (записать, объяснить значение, включить в словосочетание или предложение, найти в словаре, показать функционирование в пословицах или фразеологизмах и др.)
- чтение образцовых текстов. (Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для создания собственных текстов, на основе чтения, анализа, с использованием основных приемов работы над изобразительными средствами языка), заучивания отрывков – все это формирует речь учащихся, развивая языковое чутье, вкус Развитие языковой личности непрерывно движется от “красивых образов – к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте” (Платон);- пересказ, беседа, составление вопросов к тексту, запись ответа на вопрос по тексту;
- изложения разных видов;
- проведение свободного, творческого, тематически - фразового диктанта;
Ученик не усваивает материал в силу достаточно абстрактного вида деятельности. Часто ребенок свои первичные рассуждения не осмысливает именно как рассуждение.
Необходимо активизировать речевую деятельность учащихся в условиях, приближенных к естественной коммуникации. Основным методом в этой группе является метод речевых ситуаций, который используется для возникновения у учащихся потребности вступить в речевое общение (обменяться мыслями, воздействовать на собеседника, передать информацию и т. д.). В условиях урока учитель может моделировать как предметное содержание речевой ситуации, (описываемую ситуацию), так и определять цель и задачи общения.
Ученик не может усвоить структуру сочинения-рассуждения, сбивается на пересказ вместо вычленения аргументов. Особое внимание следует уделять моделированию речевых ситуаций трех видов: «регламентирующих», «личностных», «обучающих»; а также представить их образцы.
Ученик с трудом передает содержание текста, с трудом определяет, что он хочет сказать. Содержательный анализ направлен на выявление в тексте темы и основной мысли. Следует использовать работу по образцу и такие приемы, как выбор одного заголовка из нескольких предложенных, озаглавливание текста, заголовок, который может служить основным ориентиром для написания всего сочинения , нахождение в тексте формулировки основной мысли, составление словесно-логического плана .
Ученик с трудом вычленяет композиционные части текста, не может структурировать собственный текст.
Анализ композиционной структуры текста проводится параллельно с определением функционально-смыслового типа речи, например: сформулировать и записать сначала вводную и заключительную часть, а затем основную, в которой раскрываются признаки предмета или перечисляются аргументы
Ученик затрудняется сделать выводы
Проводить систематическую работу по «расшифровке» пословиц и поговорок.
В целом, система методов текстообразования должна соответствовать возрастным и типологическим особенностям учащихся, учитывать принцип ранжирования трудностей и отражать этапность в формировании навыка написания сочинения-рассуждения. Возможные следующие комбинации использования методов и приемов по формированию текстовой деятельности
Методы организации коммуникативной деятельности Приемы организации коммуникативной деятельности
метод речевых ситуаций прием моделирования
метод анализа готового текста содержательный, композиционный ,языковой, «смешанные» виды. Выполнение грамматических заданий в готовом тексте.
Прием составления «тематического» словаря.
Лингвистический эксперимент.
конструктивные методы конструирование текста – переработка готового текста (изложение), конструирование собственного текста (сочинение), диалог с текстом – интерпретация, эссе, откликметод совершенствования текста прием редактирования ,коллективное редактирование и взаиморедактирование, саморедактирование , коллективное редактирование.
Также необходимо помнить, что метод анализа текста основан на рецептивной деятельности учеников. По источнику информации и характеру чувственного восприятия он относится к группе наглядных методов, поскольку одним из средств наглядности является текст – живая речь, звучащая и написанная. Для диалога с текстом, как правило, представлены художественные произведения, служащие материалом для наблюдения над языком, для анализа, упражнений. Такой подход позволяет рассматривать анализ текста как метод «слуховой наглядности». По способу организации и осуществлению речемыслительной деятельности этот метод является индуктивным и аналитическим; по степени самостоятельности школьников в процессе овладения знаниями о тексте и формирования коммуникативно-речевых умений он может квалифицироваться как частично-поисковый; по степени управления текстовой деятельностью учащихся метод анализа текста относится к методам учебной работы, осуществляемой под руководством учителя.
Теория рассуждения подробно разработана в риторике. Сущность рассуждения состоит в построении цепи умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие. В рассуждении обычно выделяют следующие части: тезис, т.е. та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; развитие тезиса, его доказательство (или опровержение), аргументы; вывод, т.е. подтверждение правильности тезиса (или его неправильности). Такое рассуждение называется дедуктивным. Индуктивное рассуждение тезиса не содержит; его схема: факты, их анализ и синтез; вывод.
Рассуждение наиболее строгий тип текста, развивает логичность, доказательность речи. Сочинения-рассуждения обычно имеют научный или публицистический характер. Учитель заинтересован, чтобы его ученик был успешным на экзамене , значит, он заинтересован и в поиске методов и приемов, позволяющих обучить школьника этому виду творческой работы. Творчеству как таковому обучить нельзя. Можно только попытаться сформировать у школьника стремление к самообразованию и самосовершенствованию, необходимо также стремиться к интеллектуальному развитию школьника, что, в конечном счете, должно помочь сформировать такое качество хорошей речи как информативность. Малая информативность, т.е. бедность содержания, рассматривается как недочет речи. Бедное содержанием сочинение оценивается низким баллом. Высокая информативность речи обеспечивается основательной подготовительной работой к сочинению, значимостью выбранной темы, серьезностью разрабатываемой проблемы. Собственно суждение по выбранной теме или способ разрешения проблемы и станут тезисом в работе. Тезис – это структурный элемент данного типа речи. Тезис содержит мысль, которая будет доказываться. С тезиса обычно начинается сочинение, но не всегда. Не всегда тезис стоит в самом начале сочинения, не всегда он формулируется прямолинейно, но всегда он определяет основную линию развития идеи сочинения-рассуждения, придает ему композиционную стройность. В тексте сочинения тезис связан с аргументами и выводами. От качества аргументов, приведенных учеником сочинения-рассуждения, зависит убедительность, стройность сочинения, реализация его замысла. Хорошая аргументация – одно из основных качеств связной речи, отсутствие аргументации может расцениваться как логический недочет сочинения. Аргументы обобщаются в выводах.
Необходимые условия для спешного написания экзаменационного сочинения в 9классе:
–отработать тематику для высказываний в вариантах материалов , предложенных ФИПИ(душевные силы, дружба, добро, человечность, самовоспитание, сильный человек, красота, учитель, природа, мужество), – усвоить тематическую взаимосвязь между частями в вариантах экзаменационной работы (изложение в публицистическом стиле с выражением общих мыслей о ценностях жизни), тесты 2-ой и 3-ий с обращением к смыслу текста и к языковым средствам в тексте), три вида сочинений (15.1, 15.2, 15.3) с разным содержанием. (Т.М. Фалина «Вопросы методики подготовки к экзаменационному сочинению по русскому языку в 9 классе» )
Алгоритм написания части 15.3
Для того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями, которые к ней предъявляются, необходимо:
перечитать текст, убедиться в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием;
сформулировать и записать определение, которое станет началом вступительной части, тезисом сочинения;
завершить вступительную часть пояснениями к определению;
перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;
завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.
Список литературы.
1. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
2. Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. Книга для внеклассного чтения учащихся. – М.: Просвещение, 1983.
3. Свидинская Н. Т., Бугрий Е. П. ЕГЭ сдаем без проблем. – М: ЭКСМО, 2006
4. Т.М. Фалина «Вопросы методики подготовки к экзаменационному сочинению по русскому языку в 9 классе», доцент ГБОУ ВО МО«Академия социального управления», кафедра филологии,.г.Москва