Урок — практикум в 10 классе по русскому языку «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»

Урок - практикум в 10 классе по русскому языку. ТЕМА: «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов» I Повторение. Основные этапы работы над текстом: определение темы, идеи текста, авторской позиции, подбор аргументов для высказывания собственного мнения. Если тема и идея, проблема текста будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными. Кроме того, при написании сочинения-рассуждения вы обязательно должны аргументировать свою позицию, приведя убедительные доводы, основанные на читательском или жизненном опыте. Задачи урока – потренируемся в определении основных признаков текста. Вначале давайте повторим изученное о тексте. 1. Что называют текстом? – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Что называют темой текста? (О чём? О ком?) 3. Какими способами может быть представлена тема текста? а) заглавием. б) начальными и конечными предложениями. в) ключевыми словами. 4. Как синтаксически может быть оформлено начало текста? а) начальное двусоставное предложение. б) односоставное назывное предложение. в) именительный представления (темы) г) обращением. 5. Какую роль в выражении темы играет последнее предложение? - усиливает основную мысль, иногда содержит итог, вывод. Часто начальное и последнее предложения становятся афоризмами. Например: У сильного всегда бессильный виноват. А ларчик просто открылся. Слона - то я и не приметил.
6. Что такое проблема? II. Откроем упражнение 106 страница 210(учебник для 10 класса Бабайцевой) – прочитать вслух. - Какова тема текста? (чего?) Совести и чести. - Как можно озаглавить текст? Например: Что есть совесть и честь. Различия между совестью и честью. - Как в тексте оформлено начало? – двусоставное предложение. - Переделайте начало текста и в именительный представления(стр.38) Письменно: Честь и совесть Что это за понятия? Есть ли какие-нибудь различия между ними? Письменно: Обращения - Человек! А ты сможешь быть честным? Всегда ли ты поступаешь по совести? - Если тема текста – тема: «Совести и чести», - то как может быть сформулирована проблема?
Тема.
Проблема.
Авторская позиция
Аргументы.

Чести и совести.
1. проблема чести и совести.
13 EMBED PBrush 1415



2. чести человека.




3. чести и совести в литературе.




4.проявления чести и совести в повседневной жизни.




5.в экстренной обстановке.




6. чести и совести истинной и ложной




Как сформулировать проблему этого текста? Как выражена авторская позиция? - Что всегда есть в человеке? - Что есть истинная и ложная честь. - В обществе ложные представления о чести. - Поддерживаете вы или нет авторскую позицию? Приведите 2 аргумента в поддержку и 2 против.
Письменно: За: 1. Даже у закоренелых преступников просыпается совесть, обращаются к Богу. 2. Иногда точит червь сомнения – совесть. 3. Строительство БАМа, который сейчас не нужен, но строили 4. Экология и честь предприятия. Выгода и прибыль. - Личностная позиция: а) на жизненном опыте. б) на литературном материале (предпочтение). На доске. а) I. Не будет ли честный человек белой вороной в современном обществе? II. Что значит быть честным в наше время? III. Всегда ли надо поступать по совести? (Нужна ли совесть в наше время?) 2-3 аргумента. б) В каких художественных произведениях поднимается проблема чести и совести? - Какой вывод можно сделать из статьи? Почему эта проблема актуальна? (так как это публицистический стиль) III. Текст «Культура и совесть» Д.С.Лихачева. Разберём несколько другой взгляд на проблему совести. У нас свободное общество. - Что важнее: совесть или свобода? - Всегда ли вы выбираете совесть или свободу? На эти вопросы рассуждает Д.С.Лихачёв в своей статье.
При чтении текста найдите ответы на вопросы, записанные на доске. - Может ли человек, считающий себя свободным, делать всё, что ему угодно? - В каком случае можно говорить о настоящей внутренней свободе человека? - Какой поступок можно назвать свободным? - Что такое совесть в понимании Д.С.Лихачёва? (стр.43) а) ответить на эти вопросы – устно. б) – проверка понимания прочитанного текста - выявление позиции автора. - выражение позиции автора. - выражение позиции учащегося. Проблема текста – совесть как основа полной независимости человека. Точка зрения автора (авторская позиция). Совесть – защитник внутренней свободы человека. Основа независимости человека, его внутренней цельности, сохранения его индивидуальности. Позиция учащегося (личностная). - свобода бескорыстна? - истинно свободен тот, кого внешние обстоятельства жизни не порабощают?
Вывод по тексту. - своё отношение к теме текста. - удалось ли автору заставить вас размышлять над теми вопросами, которые волнуют его самого? IV. Заключение. - Каково будет домашнее задание? (Написать сочинение по тексту Лихачева). - Каков жанр домашнего сочинения? - Вспомните композицию сочинения – рассуждения. - Как можно называть сочинение? - Какие проблемы поднимем в сочинении? Честь и совесть. Свобода и совесть. Истинная и ложная честь. Совесть – основа свободы.












Литература:

Учебник русского языка для 10 класса под редакцией Бабайцевой В.В.
Д.С.Лихачев: «Письма о добром и прекрасном»
«Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»-издательство «Учитель»