План – конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству Сказочная гжель

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детской культуры (искусств) «Радуга»








План – конспект занятия
по декоративно – прикладному творчеству

«Сказочная гжель»
(роспись бумажной тарелочки для детей 8-10 лет).






Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Сячина Татьяна Александровна














Городской округ город Выкса. 2015г.
Тема: «Сказочная гжель» (роспись бумажной тарелочки).

Цель: ознакомление учащихся с особенностями искусства гжели, освоение приемов гжельской росписи.

Задачи:
- дать представление о гжельской керамике, ее истории и особенностях промысла;
- учить изображать гжельский цветок и другие элементы путем применения тональных оттенков синего цвета и создавать декоративную композицию для конкретной формы предмета по мотивам гжельской росписи;
- развивать творческое воображение, фантазию;
- развивать навыки кистевого письма, особенности работы кончиком кисти при прорисовке деталей узора, цветоощущение, зрительную память;
- воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- воспитывать чувства прекрасного, аккуратность, усидчивость, внимательность.

Возраст учащихся - 8-10 лет.

Используемые методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.

Использованные технологии:
- технология развивающего обучения,
- технология сотрудничества.

Материалы и оборудование:
фотографии, рисунки, готовые изделия (посуда), аудиозапись народной мелодии, мультимедийная презентация, медиа – ресурсы, схемы.

План занятия:
1. Организационный момент;
2. Объяснение нового материала и просмотр презентации;
3. Инструктаж по технике безопасности;
4. Физкультминутка;
5. Практическая работа;
6. Итог занятия – мини-выставка;
7. Рефлексия.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Проверка готовности к занятию. Сообщение темы, цели и задач занятия. Напоминание правил техники безопасности на занятиях в студии «Акварелька».

2. Объяснение нового материала.
Педагог: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой
Не встретите на свете вы красоты такой!
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на глину легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство изящное достойно восхищения.

Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы, связанные с изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня. Гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства. Керамический промысел в подмосковной Гжели известен по письменным источникам с 14 века.
Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. Роспись – сочная, широким мазком. Синий узор на белом фоне, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, подносы, разделочные доски, часы, чайные сервизы, различные сувениры, статуэтки и игрушки. Роспись изделий производится вручную. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки.

/Показ мультимедийной презентации/

3. Практическая работа.
Педагог: Сегодня мы познакомимся с одним из приемов гжельской росписи – «Капелька».
1 упражнение «Капелька».


Учимся наносить мазок с растяжкой синего цвета. Сочно набираем синюю краску на кисть, плотно прижимаем кисть к бумаге, оставляя сочный мазок. Не отрывая кисти от бумаги, чуть ослабив давление на кисть, ведем неотрывный мазок вниз, пока не закончится краска. По мере движения кисти вниз мазок будет светлеть.
На одинаковом расстоянии друг от друга делаем мазки с растяжкой синего цвета. Этот мазок лежит в основе многих узоров. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки и лепестки. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные по стеблю.
Сейчас мы с вами попробуем нарисовать эти капельки. Возьмите в руки кисть, густо смочите ее в синей краске и приложите к листочку.

2 упражнение «Листочки».



Его мы тоже будем рисовать при помощи капельки. Необходимо приложить кисть с хорошо набранной краской вертикально, острый конец кисти направлен вниз. Слева и справа от первого листочка так, чтобы все они соприкасались в нижней узкой части. Когда листочки нарисованы, можно нанести точки-бусинки между листочками.
4. Физкультминутка.
Мы, ребята, потрудились,
На уроке мы учились.
Не пора ли нам размяться
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков!
Приседайте, мальчики!
Приседайте, девочки,
Потрясем теперь руками:
Наши пальчики устали.
И наклоны нам полезны –
Физкультуре будем верны.
Мы немножко отдохнули,
Очень глубоко вздохнули,
Косточки свои размяли
И учиться снова стали.
3 упражнение «Цветы».


Цветы можно тоже нарисовать при помощи капельки. Учимся рисовать крупные цветы, используя растяжку синего цвета. Цветы занимают центральную часть в композиции. Делаем основание гжельской розы – полукруглый теневой серповидный мазок. Пальцами руки как бы очерчивая в воздухе круг, постепенно приближаем кисть к бумаге, легкое прикосновение, сильнее нажим – и плавно поднимаем кисть. Стилизованные лепестки выполняем легкими, волнообразными движениями, сводя лепестки в одну точку у основания цветка. Для подмалевки набираем на кисть краску, сильно разбавленную водой на палитре, мазок получается однотонный бледно голубой.
Педагог: Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете самостоятельно расписывать свои блюдца. Представьте, что вы - мастера и находитесь в цехе гжельской росписи. Вы должны проявить всю свою фантазию и воображение. Чтобы правильно выполнить роспись, нужно концом кисти нанести жилки, штриховку, завитки и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Чёткие мазки лепестков и листьев тёмно – синего цвета и мазки с мягкими размытыми краями нанести всей кистью. Форма цветков упрощённая, но живописная и декоративная.

5. Рефлексия.
По окончанию работы учащимся предлагается выбрать любую понравившуюся работу и объяснить свой выбор.

6. Итог занятия.
Выставка творческих работ учащихся, анализ проведенной работы.














Использованная литература:

1. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребёнка».- СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010 г.
2. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 1-4 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006г.
3. Паньшина И. В. «Декоративно - прикладное искусство». Мн., «Народная газета», 1975 г. (Детям о прекрасном).










13PAGE 15




15