Конспект занятия по выполнению аппликации из бумаги Сказочная Гжель


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Раздолинский детский сад «Умка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по выполнению аппликации из бумаги по теме: «Сказочная Гжель» для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Воспитатель: Семенова Елена Александровна


пгт. Раздолинск
2017 год
1.Цель: развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, воображения, художественно-творческих способностей; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;
2.Задачи:
Образовательная: 
-продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством (Гжель), характерными особенностями;
Развивающая:
- развивать умения создавать декоративные композиции по собственному замыслу, способствуя развитию чувства формы, цвета, ритма;
Воспитательная:
- воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров;
3.Тип занятия: комплексное;
Вид деятельности:
продуктивная, коммуникативная, трудовая, двигательная, музыкальная, речевая, познавательная;
4.Форма организации совместной деятельности:
-рассматривание изделий народных промыслов, гжельской керамики, детских рисунков;
-организация и ведение беседы;
-чтение стихов детьми, загадывание загадок;
-проведение физминутки;
-прослушивание аудиозаписи
«Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
5.Продолжительность: 25 минут
6.Участники: старшая группа;
7.Возраст: 5-6 лет
8.Материалы и оборудование:
-ноутбук, проектор, экран;
-гжельские керамические изделия;
-детские рисунки-силуэты с гжельским узором;
-наборы для аппликации (ножницы,клеенки, подносы, стаканчик с кистью, салфетки, баночки с клеем, наборы цветной бумаги синего и голубого цвета прямоугольной и квадратной формы).
-плакаты : «Сказочная Гжель», «Изделия народных промыслов», шаблоны «Гжельский сервиз», «Сердечко»;
-мучное изделие, печенье «Сердечко»;
-аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П.Синявского.
9.Предварительная подготовка:
-Знакомство с народными промыслами «Дымково», «Городец», «Хохлома», «Гжель», «Жостовская роспись»,»Матрешка» и др.;
- чтение художественных произведений (стихи, загадки, рассказы);
- проведение занятия по теме декоративной росписи;
10. Методы и приемы:
-словесные: беседа, вопросы; напоминание, указание, описание, анализ, обобщения; стихи, загадка.
-наглядные: рассматривание предметов, украшенных гжельским узором, детских рисунков, просмотр слайдов.
-практические: продуктивная деятельность; физминутка;
-игровые: сюрпризный момент;
11.Структура, содержание занятия.
I Вводная часть.Организационный момент (3 мин.)
- Ребята, вам нравится путешествовать?
-Подождите, подождите (в группу вбегает почтальон) и приносит телеграмму …
Телеграмма: - Дорогие ребята «Зайчата»! Ваши друзья «Смешарики» попали в беду – злая колдунья заколдовала их. Дети превратились во взрослых дяденек и тетенек. Им очень грустно. Чтобы волшебство исчезло, надо сделать доброе дело…
-Ну что же ребята, вы готовы делать добрые дела? Как же нам быть? Как мы будем спасать наших друзей? Нам ведь пора начинать занятие….(думаю, дети будут предлагать позвать друзей на занятие, предложат научить их тому, что умеют делать сами и тогда «волшебство потеряет свою силу»), выходим из группы и приглашаем гостей на занятие.
Гостей рассаживаем за столы – 3 группы. Рядом – дети.
II Основная часть (15 мин.)Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, выполнение действий по задачам НОД.
1.-Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А давайте- ка загадаем нашим друзьям загадки и проверим – знакомы ли они с народными промыслами?
Загадки загадывают дети. (Приложение 1)
- Ребята, а вы хотите стать народными умельцами и сделать сине-голубую сказку?
-А почему она так называется-сине-голубая?
- Понравилась ли вам сине-голубая сказка? (Сказку прослушаем заранее, на подготовительном занятии по рисованию. (Приложение 2)
-Гжельские умельцы использовали синюю краску разных оттенков, а как вы думаете, как еще можно показать мастерство Гжельских умельцев? (ответы детей: бумага, аппликация).
-Совершенно верно! Вместе с нашими друзьями мы создадим чайный сервиз небывалой красоты!
-Вспомните, из чего состояли узоры? (Цветы, капельки, полосочки, сеточки…).
-Правильно! А мы свой сервиз украсим сердечками разных размеров, разных оттенков синей бумаги…
2.Практическая работа
(работа в группах, дети + взрослые, детский «Мастер-класс»):
–Вместе с друзьями, вам нужно отобрать цветную бумагу для работы…выбрать предметы чайного сервиза, шаблоны (сердечки разных размеров; (Приложение 3)-Когда будете готовы, дайте сигнал (зеленый огонек).
-Далее, когда группы будут готовы, дети-консультанты (бейджик), в группах, рассказывают, про порядок на рабочем месте, для чего нужен клей и как с ним работать, зачем нужны салфетки…? Ребята направляют деятельность взрослых, договариваются, кто обводит шаблоны, кто вырезает сердечки, кто приклеивает….
Дети и взрослые приступают к работе под аудиозапись песни
«Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского
(воспитатель – наблюдает, подсказывает)
ФИЗМИНУТКА «Прогулка в лес»
По окончанию работы – выставка работ на доске, показ образца, выполненного воспитателями. (Приложение 4)
3.Анализ выполнения работы.
Дети размещают свои работы на выставке. Воспитатель привлекает детей к анализу готовых работ. Подсказывает, на что необходимо обратить внимание во время анализа (эстетичность и аккуратность работы, правильно отображенный элемент, его композиционное построение и правильно подобранная цветовая гамма). Обращает внимание на необходимость выразить свое личное отношение к работе и объяснить его. Старается добиться четких и обоснованных рассказов детей, избегая повторений. Воспитатель проводит итог и анализ НОД.
III Заключительная часть (2 мин.)Итог занятия.
Систематизация знаний.
Рефлексия.
1. Чаепитие (печенье «Сердечко»-изготовлено девочками, вместе с мамами) дети угощают взрослых….
2. -Доброе дело сделано, ребята вернутся в группу и снова станут девочками и мальчиками…(Провожаем, дарим на память «волшебные сердечки» из бумаги.)
12. Ожидаемые результаты:
-формируются знания о гжельском народном промысле;
-дети составляют гжельский узор на силуэте чайной пары с помощью аппликации;
-закрепляются технические приёмы вырезания, умения владеть ножницами; --развивается игровое творчество;
-развивается художественное восприятие и интонационная выразительность при чтении стихов;
-дети продолжают знакомиться с устным народным творчеством своей страны;
-воспитывается самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое до конца;
13.Литература:
Вохринцева С. В. Дымка. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.
Вохринцева С. В. Хохлома. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Москва. Мозаика-синтез, 2011.
Дрожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.
Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, программа, конспекты.Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2000.
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. Москва. Мозаика-синтез, 2011.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
Приложение 1
1. -Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.
Как хороша – эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
-А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
- Откуда эти игрушки? (Дымково)
- Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?

- А вот это изделие есть у ваших мам. Это разделочная доска.
2. - Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Листочки, ягодки, цветочки, Стебелечек, завиток, Здесь хозяева три цвета: Черный, красный, золотой. Кто привез товар такой? (Хохлома)


- Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица-
Это значит…(Городец)

4.Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные,
Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы.)

5. Есть ещё для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка-
Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица-
Для маленькой темница. (Матрешка)

6.Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая ….(Гжель!)

Приложение 2
Синяя сказка.
Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется.
При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши!
А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза.
Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные. Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!
Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»
У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.
Приложение 3
INCLUDEPICTURE "http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-290125-1420911458.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-290125-1419888047.jpg" \* MERGEFORMATINET
INCLUDEPICTURE "http://stranamasterov.ru/img4/i2014/01/28/42f678d97dc7.jpg" \* MERGEFORMATINET
Приложение 4
Варианты готовых работ:
INCLUDEPICTURE "https://i02.fotocdn.net/s12/132/public_pin_m/164/2342691715.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-290125-1419887145.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://stranamasterov.ru/img4/i2015/03/25/31099_img_0033.jpg" \* MERGEFORMATINET