Работа + тематический план на тему : Формирование основ культуры безопасного образа жизни у учащихся 6-х классов во внеурочной деятельности


ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ДЕЛОВОГО ОЬРАЗОВАНИЯ»
(ЧОУ ДПО «РАДО»)
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
По программе дополнительного профессионального образования
(профессиональная переподготовка)
направление «Теория и методика преподавания в образовательных учреждениях »
ТЕМА: Формирование основ культуры безопасного образа жизни у учащихся 6-х классов во внеурочной деятельности
Слушатель___________________________________________ М. В. Наумова
Руководитель____________________________ к.п.н., доцент М. О. Смирнова
г. Тольятти
2014
Содержание
Введение.
Основная часть
1 Глава. Психолого - педагогические основы формирования культуры безопасного образа жизни у учащихся 6-х классов во внеурочной деятельности .
2 Глава. Практика формирования культуры безопасного образа жизни у учащихся 6-х классов во внеурочной деятельности.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1
Введение.
Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все большее внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения, идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.
Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье. Учёными установлено, что здоровье человека на 50% зависит от самого человека, от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.  Анализ заболеваемости показывает, что среди детей младшего и среднего школьного возраста травматизм стоит на 4 месте. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Именно поэтому обучение детей Правилам дорожного движения занимает особое место в Основах безопасности жизнедеятельности. Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения. На протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к детскому дорожно-транспортному травматизму и в мировом сообществе. Актуальность проблемы на социальном уровне обусловлена потребностью современного общества в воспитании личности, готовой вести безопасный образ жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.
Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно - транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно -
образовательном процессе, занимаются отечественные педагоги, ученые. Однако проблема заключается в том, что тема «Формирование основ культуры безопасного образа жизни и Правила дорожного движения у детей среднего школьного возраста» актуальна, но недостаточно разработана.
Цель работы: разработка и апробация программы «Формирование основ культуры безопасного образа жизни и Правила дорожного движения у учащихся 6-х классов».
Задачи:
Изучить психолого- педагогическую литературу по теме.
Выявить методы и особенности культуры безопасного образа жизни и возможности ее формирования у учащихся 6-х классов в процессе воспитательно-образовательной деятельности;
Разработать программу, обеспечивающую формирование основ культуры безопасного образа жизни и Правила дорожного движения у учащихся 6-х классов.
Проверить эффективность программы .
Глава 1. Психолого - педагогические основы формирования культуры безопасного образа жизни.
Перед человечеством всегда остро стояла проблема защиты и безопасности граждан и прежде всего детей. Многие правила безопасности возникли в глубокой древности, с появлением первобытного человека. На протяжении своего существования человечество выработало эталоны нравственного, этического, безопасного поведения, которые неотделимы друг от друга. Потребность человека в экологической, социальной, бытовой и других видах безопасности привела к созданию системы специальных мер, мероприятий, инструкций, правил, объединенных понятием «безопасность жизнедеятельности ».
В настоящее время проблема воспитания здорового поколения приобретает большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей и подростков. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения родителей к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.   Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % - от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.  Анализ заболеваемости показывает, что среди детей младшего и среднего школьного возраста травматизм стоит на 4 месте. Установлено, что травмы носят сезонные колебания, имеют возрастную избирательность, встречаются в определенных местах.
 В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей и подростков правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для подростка это проблематично в силу его возрастных особенностей. Для детей школьного возраста характерен синкретизм – не подросток контролирует ситуацию, а ситуация захватывает подростка на столько, что он не замечает окружающей действительности и подвергается опасности. Это подтверждается данными cтатистики:

Основной причиной происшествий, на протяжении ряда лет, является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие страшная трагедия. Если он остался жив, не получил травмы, морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Несмотря на данные статистики ГИБДД, которые показывают снижение числа ДТП с детьми-пешеходами, работу в этом направлении необходимо продолжать.
Дороги и безопасность дорожного движения становились с развитием человека. Первобытные люди прокладывали тропинки и чтобы не заблудиться обозначали направление сломанными ветками, засечками на деревьях. Позже, с появлением колеса, появились дороги, их направление обозначали сучьями деревьев, каменными столбами - указателями, по которым можно было определить направление, на перекрестках дорог ставили кресты и часовни, а в степи вдоль дорог выкладывали камни. О мерах безопасности на дорогах можно найти в сказках: камни, которые стояли на распутье дорог, клубочки, камушки, то есть предметы, которые указывали направление, по которому должен был двигаться герой сказки.
Первые сведения о таких правилах были найдены в Древнем Риме, при царствовании Юлия Цезаря. Правила были не совершенны, но, тем не менее, многие из них сохранили актуальность и до наших дней. Эти правила вводили одностороннее движение, запрещали ездить на частных повозках по улицам Рима в рабочие дни, а иногородние должны были оставлять свое транспортное средство за городской чертой и сами двигаться дальше пешком или в «такси», наемном паланкине. А в центре Рима, возле здания Форума стоял позолоченный камень, от которого велся отсчет расстояния всех главных дорог. Раскопки города Помпеи показали, что четыре тысячи лет назад уже применялись правила дорожного движения: сохранились дорожные знаки и дорожная разметка.
Россия имеет многовековые традиции поддержания порядка на дорогах и улицах страны. С появлением экипажей и гужевых повозок, появились и дорожно-транспортные происшествия, транспортные средства сталкивались друг с другом, получали травмы водители, пассажиры и пешеходы. Появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дорогах. Этой проблемой вынуждена была заниматься верховная власть России, затем Правительство СССР.
В 1973 г. страна вступила в международную организацию по безопасности дорожного движения и подписала международную Конвенцию о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах. Наши правила вплотную приблизились к международным.
В 1993 г. Постановлением Совета Министров Правительства РФ утверждаются Правила дорожного движения РФ и вводятся в действие с 1 июля 1994 г. Затем эти правила уточнялись, изменялись, корректировались. Однако, развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта обострил старые и породил целый ряд новых проблем.
Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа общеобразовательных учреждений (общеобразовательной школы в частности) в данном направлении. Проанализировав ряд Программ по изучаемой проблеме: Примерная программа внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией Л.И. Тошевой «Основы безопасности дорожного движения». Иванова А.В. Программа социальной деятельности обучающихся. Филиппова Т.А. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Программу воспитания и социализации обучающихся МБУ СОШ №34 на ступени основного общего образования обучающихся, просмотрела соответствующие сайты Интернет, я пришла к следующим выводам.
Огромная работа по формированию культуры безопасного образа жизни и Правила дорожного движения ведется в дошкольных учреждениях и на начальной ступени общего среднего образования.
Учащиеся среднего звена изучают Правила дорожного движения. Проводятся тематические классные часы, организовываются конкурсы агидбригад, устраиваются встречи с представителями соответствующих организаций, но отсутствует система. Программ по формированию основ культуры безопасного образа жизни и Правила дорожного движения крайне мало.
Зная возрастные особенности учащихся 6-х классов, необходимо активизировать работу в данном направлении. Более того, у современных педагогов есть все условия для этой деятельности. В рамках ФГОС предполагается обязательная внеурочная деятельность. Изучение Правил дорожного движения шестиклассниками может существовать как самостоятельная Программа, которая заложит основы культуры безопасности жизнедеятельности подростков, поможет образовательному учреждению в реализации своей Программы воспитания и социализации обучающихся средней ступени образования.
Глава 2. Практика формирования культуры безопасного образа жизни у учащихся 6-х классов во внеурочной деятельности.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Формирование основ культуры безопасного образа жизни у учащихся 6-х классов и Правила дорожного движения» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования и предусматривает развитие у обучающихся 6-х классов способность привычного и естественного соблюдения правил безопасного поведения на дороге, в общественном транспорте, на улице. Актуальность определена возрастными особенностями и потребностями подросткового возраста.
Основными причинами ДТП, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Изучение Правил дорожного движения на ступени среднего образования существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди подростков. ПДД являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований ПДД создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности 6-ти классников, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасного образа жизни у учащихся 6-х классов, направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
2. Цели, задачи и принципы Программы.
Цель: формирование знаний закона «О безопасности дорожного движения» и ПДД, способных обеспечить подростку привычность и естественность соблюдения правил безопасного поведения на дороге. Предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Основные задачи программы:
Познавательные:повысить у 6-ти классников уровень знаний по ПДД РФ;
сформировать систему знаний, умений и навыков, позволяющих подросткам безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
сформировать культуру поведения в общественном транспорте;
сформировать мотивационно - поведенческую культуру школьника как основу безопасности в условиях общения с дорогой;
помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД РФ для пешеходов и велосипедистов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Система принципов:
- общественная направленность воспитания – программа соответствует социальным потребностям, интересам страны;
- субъективность – программа развивает способности подростка оценивать собственное «Я», свои действия и предвидеть их последствия;
- единство воспитательных воздействий семьи, педагогического коллектива, общественных организаций – программа позволяет совместными усилиями координировать обучение и воспитание;
- учет индивидуальных, возрастных возможностей – участие в проектах, конкурсах, соревнованиях и пр.;
- вариативность – возможность выбора видов деятельности в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления.
Системно - деятельностный подход предполагает:
обучение детей на основе современных педагогических технологий;
творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
3. Планируемые результаты
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Формирование основ культуры безопасного образа жизни у учащихся 6-х классов и Правила дорожного движения» формируются следующие предметные умения:
Личностные результаты:
выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
объяснять значение и функции конкретного знака;
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Регулятивные результаты:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения;
Метапредметные результаты:
умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
умение строить речевые высказывания в устной форме;
умение оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
умение включаться в познавательную деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
1. Показатели реализации программы
Для диагностики результатов были поставлены следующие задачи:
сравнить уровень знаний отряда «Юные инспектора движения», созданного на основе учащихся 6 «Б» класса, с которым проводились занятия по предложенной Программе (сентябрь – ноябрь 2014), с уровнем знаний учащихся 6 «А» класса, работающих по обычной схеме;
выявить уровень знаний и  умений в области культуры безопасного образа жизни в результате системного изучения Правил дорожного движения;
выяснить, умеют ли 12 летние подростки самостоятельно принимать решения и находить выходы из сложных ситуаций.
Теоретические показатели.
Я провела сопоставительные беседы-занятия, в ходе которых выявила знания шестиклассников и наличие у них навыков безопасного поведения на улицах, во дворах, на проезжей части, в общественном транспорте. Во время беседы я отметила для себя, что члены отряда «ЮИД» четко знают дорожные знаки и их группы, тогда как учащиеся 6 «А» часто затруднялись в выборе предупреждающих и предписывающих знаков. В решении проблемных ситуаций 6 «Б» быстрее находил выход по избеганию ДТП и водителем, и пешеходом.
Практическими показателями результата реализации программы станет количество учащихся, нарушивших Правила Дорожного движения за период учебного года и летний период. Эти сведения регулярно присылаются ГИПДД заместителю директора школы по воспитательной работе.
Таким образом, Программа «Формирование основ культуры безопасного образа жизни у учащихся 6-х классов и Правила дорожного движения» является одним из средств реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы.
Программа имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность шестикласснику включиться в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Заключение
Автомобилизация страны, развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека.
Огромная работа по формированию культуры безопасного образа жизни и Правила дорожного движения ведется в дошкольных учреждениях и на начальной ступени общего среднего образования. Учащиеся среднего звена изучают Правила дорожного движения. Проводятся тематические классные часы, организовываются конкурсы агитбригад, устраиваются встречи с представителями соответствующих организаций, но отсутствует система. Программ по формированию основ культуры безопасного образа жизни и Правила дорожного движения крайне мало.
Зная возрастные особенности учащихся 6-х классов, необходимо активизировать работу в данном направлении. Более того, у современных педагогов есть все условия для этой деятельности. В рамках ФГОС предполагается обязательная внеурочная деятельность. Изучение Правил дорожного движения шестиклассниками может существовать как самостоятельная программа внеурочной деятельности, которая заложит основы культуры безопасности жизнедеятельности подростков, поможет образовательному учреждению в реализации своей Программы воспитания и социализации обучающихся средней ступени образования.
Программа «Формирование основ культуры безопасного образа жизни у учащихся 6-х классов и Правила дорожного движения» является одним из средств реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. Программа имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность шестикласснику включиться в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Список литературы:
Книга с одним автором
Тошева Л. И. «Основы безопасности дорожного движения». - М.: «ВАКО», 2011.
Программы
Иванов А.В. Программа социальной деятельности обучающихся.
Филиппова Т.А. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Сборник программ. – М.: Просвещение, 2013. (Работаем по новым стандартам). Программа воспитания и социализации обучающихся МБУ СОШ №34 на ступени основного общего образования, разработанная в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы воспитания и социализации личности обучающихся ОС «Школа 2100»,
Интернет-сайты
СМИ (интернет-сайт), РИАНОВОСТИ, статья «ДТП с участием детей в России» http://ria.ru/infografika/20131102/960252544.html СМИ (интернет-сайт), Западное управление Министерства образования и науки Самарской области, статья «Внимание - ДЕТИ!» http://edu.syzran.ru/?page_id=1057
Приложение 1
Тематический план
№ Основное содержание Всего часов Кол-во часов Кол-во часов
теория практика
1. Вводное занятие. Цели, задачи. Дорога, транспорт, пешеход. 1 1 2. История ПДД. Развитие ПДД. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. 2 1 1
Изучение ПДД 3. Знаки, которые нужно знать. Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. Предписывающие и информационно-указательные знаки. 4 1 3
4. Это должен знать каждый. Проблем безопасности движения и причины ДТП. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов, пассажиров. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. 5 1 4
5. Машины со спецсигналами. 1 1
6. Первая помощь. Основы оказания доврачебной помощи. Первая помощь при ДТП. Аптечка авто и ее содержание. 2 1 1
7. Фигурное вождение велосипеда. ПДД для велосипедистов. Дорожные знаки. Техническое состояние велосипеда. Движение групп велосипедистов. Виды препятствий и способы их преодоления на велосипеде. 4 1 3
8. Традиционно-массовые мероприятия, подготовка и участие в них:
-конкурс агитбригад по ПДД;
-месячник «Безопасность на дорогах»;
-конкурс по ПДД среди 6-х классов;
-игра «Из пункта «А» в пункт «Б»»;
-интеллектуально-развлекательное мероприятие «Если с другом вышел в путь…»;
-участие в организации и проведение мероприятий по изучению ПДД в начальной школе и др. 11 11
7. Выбор безопасных маршрутов. Этика и культура транспортного поведения. Выбор наиболее безопасного маршрута в школу и домой. Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте.
Взаимовежливое отношение пассажиров и водителя. 4 1 3
Итого: 34 7 27